ВЛ / Статьи

Самый позорный день Америки: Первая и последняя битва «Аризоны»

0
10-12-2018, 00:00...
1 565

Как грозная «морская крепость» ВМС США ушла под воду за считанные минуты

77 лет назад, 7 декабря 1941 года, японская авиация нанесла мощный удар по американской военной базе на Гавайских островах Перл-Харбор. В результате атаки с воздуха, поддержанной силами подводного флота, японцы потопили четыре линейных корабля ВМС США, два эсминца, один минный заградитель. Ещё четыре линкора, три лёгких крейсера и один эсминец получили повреждения. Были сожжены около 200 американских самолетов. Потери в живой силе составили 2403 человека. Половина из них пришлась на линкор «Аризона». 

Америка была в шоке. 7 декабря многие называют самым позорным днем Америки. 

Путь «Аризоны» 

В начале ХХ века среди американских стратегов были весьма популярны суждения относительно того, что положение государства в мире определяется его военно-морской мощью. Произошло это, в частности, под влиянием идей известного военного теоретика адмирала Альфреда Мэхэна. В США началась постройка мощных линкоров. 

В 1912 году генеральный совет флота США одобрил строительство линкора «Аризона» типа «Пенсильвания». Корабль был заложен в марте 1914-го на верфи Brooklyn Navy Yard в присутствии помощника морского секретаря Франклина Рузвельта, которому было суждено через 27 лет уже как главе государства, оповестить американцев о гибели судна. 19 июня 1915 года линкор спустила на воду. Посмотреть на это событие собрались около 75 тыс. человек, включая мэра Нью-Йорка Джона Митчела и губернатора Аризоны Джорджа Ханта. Так как штат, в честь которого получил свое имя линкор, незадолго до этого стал «сухим» — то есть в нем запретили производить и продавать алкоголь — по настоянию губернатора об борт корабля решили разбить сразу две бутылки — одну с игристым вином, а другую — с чистой водой, набранной на плотине Рузвельта. Крестной матерью судна стала 17-летняя Эстер Росс, происходившая из семьи аризонских первопоселенцев. 

«Аризона» представляла собой впечатляющее зрелище. Ее длина составляла более 185 метров, ширина — почти 30, стандартное водоизмещение — 31400 тонн. Толщина защиты главного броневого пояса достигала 343 мм. Приводилось в движение судно 4-я турбинами и 12-ю паровыми котлами. Максимальная скорость составляла более 21 узла. На корабле были установлены 4 артиллерийские башни, в каждой из которой располагалось по три 356-мм/45 орудия Mark 3. Кроме того, «Аризона» обладала противоминным и зенитным вооружением и двумя торпедными аппаратами. Это была настоящая плавающая крепость. В дальнейшем в ходе модернизаций на корабле были усовершенствованы система управлениям огнем и энергетическая установка, а также усилено противовоздушное вооружение.

Хотя уже в ноябре 1916-го линкор вышел в море, повоевать с германским флотом ему не довелось. «Аризона» участвовала в учениях у берегов США и в Карибском море, и исправляла на нью-йоркской верфи неполадки в энергетической установке. Кроме того, она использовалась как учебное судно, на котором проходили подготовку артиллеристы вооруженных торговых судов, пересекавших Атлантический океан. По некоторым данным, командование военно-морскими силами США опасались, что корабль стоимостью более 12,5 млн. долларов может погибнуть, повстречав в океане подводную лодку противника. 

В итоге, собравший в ходе учений и соревнований множество наград линкор покинул прибрежные воды США уже после подписания Компьенского перемирия. «Аризона» вошла в эскорт направлявшегося на переговоры в Европу президента Вудро Вильсона, а затем доставила возвращавшихся из Европы домой американских военнослужащих. 

В 1919 году «Аризона» с целью демонстрации флага и защиты американских граждан зашла в Средиземноморье, и некоторое время находилась в районе боев между греками и турками. На ее борту нашло убежище некоторое количество беженцев из зоны конфликта. Миссия продолжалась менее двух месяцев. Линкор вернулся в США и в течение нескольких лет покидал Штаты только для участия в учениях. В 1931 году он доставил на Пуэрто-Рико и Виргинские острова президента Герберта Гувера. В 1933-м — участвовал в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в районе Лонг-Бич, а в 1934-м — в съемках фильма «В дело вступает флот». 

Единственным заметным инцидентом в истории корабля до событий в Перл-Харбор стала попытка неизвестных вывести из строя его оборудование в сентябре 1939 года. Американская контрразведка три недели искала вредителей, но так и не смогла их обнаружить. Дело было закрыто. 

В 1940 году «Аризона» приняла участие в учениях на Гавайских островах, по завершению которых задержалась в Перл-Харбор. В конце года она на время перебазировалась в Бремертон для проведения ремонта, но в январе 1941-го вернулась на Гавайи. Ситуация в Тихоокеанском районе накалялась и Вашингтон решил усилить там свое военное присутствие. 

Курс на войну 

Дело к большой войне между Японией и США шло около двадцати лет. Обе страны претендовали на лидерство на Тихом океане. Для Токио гонка была в известной мере неизбежной — Японии остро не хватало природных ресурсов, поэтому Страна восходящего солнца стремилась к экспансии и готова была бороться за каждый клочок суши. При этом нужно отметить, что ни событие 1931-го в Манчжурии, ни начало в 1937 году полномасштабной войны с Китаем, не заставили Вашингтон и Токио разорвать торгово-экономические отношения. На улицах Нанкина японские солдаты убивали, пытали и насиловали мирных китайцев сотнями тысяч, а Соединённые Штаты в это же время поставляли Японии все необходимое для того, чтобы сделать этот процесс как можно более «продуктивным». Поэтому сегодняшние обвинения со стороны западных политиков в том, что СССР, дескать, поставлял сырье в Германию вплоть до 1941 года, звучат просто смешно.

Поставки отдельных видов оборудования и топлива в Японию США прекратили только после того, как императорская армия вторглась во Французский Индокитай. Поставки же нефти в Страну восходящего солнца американцы прервали только летом 1941-го. Правда, это только подтолкнуло японцев к агрессии против Голландской Ост-Индии — им срочно был нужен доступ к энергоносителям. В целом же в Японии понимали, что столкновение с США, укрепившимися на Филиппинах, Гавайях и островах Микронезии, для Токио практически неизбежно, к нему упорно готовились. Однако Америка реагировала на это странно. 

По данным современных источников, в октябре 1941 года Рихард Зорге выяснил, что нападение Японии на Перл-Харбор произойдет в течение двух месяцев. Данная информация ушла в Москву, а оттуда — в Вашингтон. Однако Штаты никак на это не отреагировали. 

В ноябре информацию о готовящемся ударе донесли до американских бизнесменов, близких к Белому дому, симпатизирующие США представители германского дипломатического корпуса. И снова — ноль реакции. 

6 декабря американская разведка перехватила переданную японскому посольству радиограмму, свидетельствующую о подготовке к войне. По времени, когда посольство должно было передать американской стороне соответствующую ноту, вычислили, что удар будет, скорее всего, нанесен по Гавайям. Эту информацию передали политическому и военно-морскому руководству. И снова — никаких активных движений. 

Рано утром 7 декабря личный состав американской радиолокационной станции обнаружил группу летящих к Гавайским островам самолетов и доложил об этом непосредственному руководству, однако то заявило, что самолеты «свои» и на этом вопрос был закрыт. 

О чем это все говорит? О чудовищном головотяпстве? Или о некоей странной игре? Возможно, ответ на этот вопрос мы никогда так и не узнаем. Но вернемся на «Аризону»… 

Первая и последняя битва 

Японцы хорошо подготовились к атаке на Перл-Харбор. Не учли они только одного — в это время на гавайской базе отсутствовали американские авианосцы. Правда, стояли там 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота — крепости, ставшие уже, по сути, достоянием прошлого. Это касалось и «Аризоны». Хотя корабль был еще совсем не стар, и не успел за время службы принять участие ни в одном сражении, его время уже уходило. Он был создан для Первой мировой войны, на которой его так и не решились применить. Эффективно противодействовать авиации противника, несмотря на модернизацию зенитного вооружения, он был не готов. 

Со временем история с гибелью «Аризоны» обрастет множеством мифов. В частности, будут говорить о том, что корабль подвергся торпедной атаке и, параллельно, бомбардировке, при которой одна из бомб якобы попала ему в трубу. Однако историки утверждают, что данные сведения объективно ничем не подкреплены. 

В 07:55 на «Аризоне» прозвучал сигнал тревоги. Примерно в 8:00 на корабль упала первая бомба. Основной авиаудар по линкору был нанесен ориентировочно в 8:10 797-килограммовыми бомбами. Согласно наиболее распространенной версии, четыре бомбы попали в сам корабль, а еще три — упали рядом с ним. Одна из бомб, скорее всего, попала в пороховой погреб. От взрыва и начавшегося пожара сдетонировал порох и в других погребах. От основного взрыва корабль был практически разорван пополам. Находившиеся на мостике контр-адмирал Айзек Кидд и командир линкора кэптен Ван Валькенбург, судя по всему, были убиты сразу. Всего из экипажа «Аризоны» численностью 1514 человек в результате бомбардировки, взрыва и последующего ухода под воду погибли 1177 военнослужащих. При этом были найдены тела всего 274-ех. Остальные моряки числятся пропавшими без вести. Потери на «Аризоне» составили примерно половину общих потерь вооруженных сил США в Перл-Харбор.

Память об «Аризоне» 

Всё представляющее практическую ценность оборудование и вооружение с линкора было снято. Артиллерийские башни вместе с пушками использовали для строительства на Гавайях новых береговых батарей. В 1942 году «Аризона» была официально исключена из списков флота. 

В 1950 году командующий Тихоокеанским флотом адмирал Артур Рэдфорд издал приказ о том, что над остовом «Аризоны» в память о жертвах в войне с Японией следует ежедневно поднимать государственный флаг США. В дальнейшем на основе остова линкора решили создать мемориал. Поперек палубы корабля установили понтон, а на палубе понтона — возвели павильон, из которого можно осматривать то, что осталось от американской плавающей крепости.

Строительство мемориала было завершено в 1962 году. В 1966-ом остов линкора включили в реестр национальных исторических мест США, а в 1989-м — объявили национальным историческим памятником. Выжившим после атаки на Перл-Харбор членам экипажа «Аризоны» предоставили право быть похороненными на корабле. 

Сейчас обслуживание мемориала осуществляют совместно Служба национальных парков и Военно-морские силы США. Одна из самых больших проблем с содержанием мемориала заключается в том, что из остова линкора по сей день сочатся так называемые «слезы Аризоны» — остатки горюче-смазочных материалов, загрязняющие бухту. 

Со временем сложилась традиция, что каждый президент США в обязательном порядке должен посетить мемориал «Аризоны». Так, Барак Обама пригласил с собой премьер-министра Японии Синдзо Абэ, и вместе с ним возложил венки к мемориальным плитам, на которых выбиты имена погибших моряков. А в ноябре 2017-го в мемориале побывал и Дональд Трамп. 

Фактически остов «Аризоны» превратился для Соединенных Штатов в один из основных памятников, связанных со Второй мировой войной. 

Нужно отметить, что американцы отомстили за «Аризону» сторицей. Бомбардировки Токио и ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки унесли в сотни раз больше человеческих жизней.



Наш канал в Яндекс Дзен

Комментарии:



  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация