ВЛ / Статьи

Стратегия силы

0
18-02-2015, 11:58...
761
 

Вашингтон должен управлять всеми и везде, опираясь на все возможные средства - от экономических санкций до силового давления. Такова главная идея новой Стратегии национальной безопасности США, которая была обнародована Белым домом в конце прошлой недели и которая заменила предыдущий документ аналогичного содержания, действовавший с мая 2010 года.

Уже в преамбуле к документу американский президент и верховный главнокомандующий вооружёнными силами США Барак Обама ставит перед всем американским военно-политическим истеблишментом стратегическую задачу сохранить в глобальном масштабе перманентное «лидерство США». При этом он убеждён: американцев «объединяет общенациональная уверенность в том, что глобальное лидерство Америки остаётся непреложным». И в этом контексте Барак Обама делает акцент, что деятельность его страны на международной арене должна подкрепляться полной и безоговорочной поддержкой со стороны других государств, являющихся союзниками и партнёрами США.

В обновлённой стратегии уточнено, что американская внешняя политика не концентрируется на какой-то одной угрозе или одном регионе мира. При этом подчёркивается, что на всех этих и других «фронтах» Соединённые Штаты лидируют и должны лидировать «с позиции силы». Кредо и одновременно готовность Барака Обамы в связи с этим так и сформулированы: «Мы будем лидировать с позиции силы». А в другом месте стратегии обещано: «Мы будем лидировать, используя все инструменты американской мощи». Новым элементом установки стала провозглашённая задача обеспечения некоего «международного порядка», опять-таки основанного на «американском лидерстве». Кстати, ничего не напоминает фраза «международный порядок»? Например, очень близкий по духу Ordnung uber alles, что означает в переводе с немецкого «порядок превыше всего».

В оставшийся до завершения своего президентства срок Барак Обама пообещал настаивать на принятии таких военных бюджетов, которые сохранят «силы и преимущества» Америки, а также заявил о готовности убедить конгресс положить конец сокращению и без того непомерных военных расходов, поскольку, мол, секвестр бюджета «ослабляет национальную безопасность страны». По словам президента, Соединённые Штаты продолжат выделение значительных средств для усиления военного потенциала в целом, в том числе направляя денежные ресурсы на развитие сил ядерного сдерживания, противоракетной обороны, обеспечение кибербезопасности, создание космических систем и проведение активных разведывательных операций.

В стратегии указывается, что американские вооружённые силы будут и впредь использоваться для проведения «глобальных антитеррористических операций», «выполнять свои обязательства перед союзниками» и «сдерживать агрессию посредством развёртывания сил передового базирования и совместных действий». Записано, что в случае невозможности срабатывания стратегии сдерживания американские вооружённые силы «будут готовы применить военную силу в любой точке мира, воспрещая и останавливая агрессию на многих театрах военных действий».

Из обновлённой Стратегии национальной безопасности 2015 года следует, что Соединённые Штаты будут применять военную силу, в том числе и без санкции Совета Безопасности ООН, если в случае необходимости они будут вынуждены использовать её в одностороннем порядке, когда этого потребуют их «непреходящие интересы», если кто-то будет угрожать американскому народу, если в опасности окажется жизнь и благосостояние американцев, а также когда возникнут угрозы безопасности их союзников.

По мнению хозяина Белого дома, национальная безопасность США не ограничивается только их территорией; необходимость её защиты и укрепления проецируется на весь мир без ограничений. В стратегии заметное внимание уделено дальнейшему усилению военного потенциала НАТО и военных структур с участием Соединённых Штатов не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также на Ближнем Востоке.

В специальном разделе, касающемся проблематики распространения оружия массового уничтожения, утверждается, что США привержены идее построения безъядерного мира, но вновь, как это было заявлено в известном публичном выступлении Барака Обамы в Праге в 2009 году, их псевдоготовность к этому не содержит в стратегии никаких конкретных деталей: ни этапов, ни конечных сроков выхода на «глобальный ядерный нуль» – хотя бы примерных. Наоборот, Вашингтон заявляет о необходимости сохранения «эффективных сил ядерного сдерживания». Здесь надо заметить, что на модернизацию ядерных вооружений в ближайшие 30 лет Пентагон может израсходовать до 1 трлн долларов на обновление стратегических наступательных ядерных вооружений и свыше 65 млрд долларов на модернизацию и создание новых видов тактических ядерных вооружений. И это при том, что Соединённые Штаты являются единственным государством в мире, которое размещает тактическое ядерное оружие за пределами своей территории, например на европейском континенте.

Смехотворным выглядит заявление актуализированной военно-стратегической установки, что американское руководство будет и впредь «настаивать» на претворении в жизнь Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, одобренного мировым сообществом ещё в 1996 году. Следует напомнить, что американские законодатели уже успешно провалили его вступление в силу: через три года они смогут отметить двадцатую годовщину этого неадекватного решения, когда сенат проголосовал против его ратификации (1999 год). В то же время стратегия содержит положения о целесообразности продолжения давления на Иран, который якобы развивает военный компонент своей ядерной программы. Естественно, что в документе ни слова не сказано в адрес Израиля, уже имеющего ядерное оружие и всячески препятствующего превращению Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения.

Стратегия 2015 года не содержит конструктивных идей и предложений по предотвращению размещения оружия в космическом пространстве. Вновь повторяются основные положения ранее принятой космической стратегии США, которая предусматривает их военное доминирование в этой среде. Нет в обновлённой стратегии и каких-то намёков на возможность введения ограничений на развёртывание американской глобальной системы противоракетной обороны, проявление сдержанности в размещении крупных группировок американских ВМС в Мировом океане, сокращение программ по разработке новых гиперзвуковых и высокоточных систем в рамках стратегии «Молниеносный глобальный удар». Ничего не говорится о необходимости новаторского решения проблемы введения ограничений на развёртывание избыточных обычных вооружений Соединённых Штатов в Европе.

Особое внимание в обновлённой в этом году «Стратегии национальной безопасности» уделено Российской Федерации, но не в дипломатически выдержанных тонах, как это было сделано в предыдущей стратегии аналогичного характера, принятой почти пять лет тому назад, а в жёстких и вызывающих выражениях.

Применительно к нашей стране повсюду используется неприемлемый и неадекватный термин «агрессия России», который в разном контексте употреблён в новой военно-стратегической установке шесть раз: в связи с событиями на Украине, с «вмешательством в дела других государств» и финансово-экономическими санкциями США и Евросоюза, необоснованно принятых против нашей страны. Российская Федерация обвиняется в нарушении суверенитета и территориальной целостности Украины, а также во враждебном отношении к другим соседним государствам, что полностью не соответствует действительности. Масштабную карательную операцию, а по существу внутреннюю агрессию против своих граждан, в Донбассе целенаправленно вёл Киев, активно и щедро поддержанный США и многими государствами–членами НАТО. Применение глагола «вёл» в прошедшем времени будет справедливым тогда, когда нынешнее киевское руководство полностью и безоговорочно выполнит все положения Минского соглашения, подписанного 12 февраля. Пока же идут заявления высокопоставленных украинских представителей о нежелании выполнять 5 из 13 пунктов этого документа, а также не претворять его в жизнь совсем.

Лицемерно звучат в стратегии в сфере национальной безопасности 2015 года заявления о «серьёзной заинтересованности» Вашингтона в том, чтобы «возглавить международное противодействие геноциду и массовым злодеяниям в случае их возникновения». Игнорирование американским военно-политическим руководством таких злодеяний нынешнего украинского руководства против мирных граждан Донбасса является наглядным доказательством такого лицемерия и политики двойных стандартов. Не только Киев, но и Вашингтон причастен к убийству свыше 5 тысяч и ранению более 12 тысяч граждан ДНР и ЛНР (по состоянию на 3 февраля) в ходе реализации политики геноцида вооружёнными силами Украины с использованием тяжёлых видов вооружений и боеприпасов, запрещённых двумя международными конвенциями.

Пообещав использовать «целенаправленные экономические санкции» практически против любого государства с целью его наказания, стратегия конкретизировала, что Вашингтон «будет наращивать издержки для России посредством санкций и прочих мер», а также усилит антироссийскую пропаганду. Кроме того, предписано «сдерживать российскую агрессию, бдительно наблюдая за российским стратегическим потенциалом». Даётся обещание в перспективе оказать помощь союзникам и партнёрам США в их усилиях «противостоять российскому принуждению».

Заявлена готовность о поддержке «таких партнёров, как Грузия, Молдавия и Украина, чтобы они могли лучше работать совместно с США и НАТО». Иными словами, в столь завуалированной форме подтверждается объявленный и остающийся неизменным курс Североатлантического союза на возможный приём обозначенной тройки в его ряды.

Новая стратегия, вышедшая практически ровно через год после смены законной власти на Украине неконституционным вооружённым путём, продемонстрировала, что Соединённые Штаты, уверовав в свою «исключительную роль, ответственность и уникальность», ещё раз показали в директивно закреплённой форме намерение действовать агрессивно и напористо практически во всех частях света, добиваясь достижения своих узкокорыстных целей любыми средствами: дипломатическими, финансово-экономическими и, самое главное, военными.

Предъявляя необоснованные и оторванные от реальности претензии к Российской Федерации и Китайской Народной Республике, а также искажая их внешнюю политику на международной арене, обновлённая Стратегия национальной безопасности США 2015 года несёт в себе активный антироссийский и антикитайский заряд и, по сути дела, призывает к сколачиванию против Москвы и Пекина трансатлантического и трансазиатско-тихоокеанского альянса. Утверждённый Бараком Обамой документ также показывает, что нынешнее американское военно-политическое руководство намерено и впредь вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, использовать военную силу далеко за пределами США в любое время и по своему усмотрению, настроено в амбициозном порыве утвердить своё глобальное «лидерство».

В таких условиях представляется нецелесообразным использовать слова «партнёры» или «коллеги» применительно к Соединённым Штатам. Вполне обоснованно называть их по государственному названию или просто «американская сторона».

Разумеется, что государства, упомянутые в актуализированной Стратегии национальной безопасности США в столь негативном и вызывающем ключе, имеют полное право сделать определённые выводы из этой провокационной военно-политической установки – одной из самых худших установок мрачных и конфронтационных лет «холодной войны», которая по инициативе Вашингтона уже вступила в новую фазу. Нынешняя актуализированная стратегия в области национальной безопасности Соединённых Штатов этому всячески содействует.


Владимир Козин, руководитель Группы советников директора Российского института стратегических исследований, член-корреспондент РАЕН, профессор РАВН
 

Источник: http://vpk.name/news/126690_strategiya_silyi.html




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация