ВЛ / Украина / Донбасс

Харьковский «стук»

+1
28-11-2014, 13:10...
1 815
 
Харьковский «стук»

Город стал законодателем моды на доносы


Стукачество на почве национал-патриотизма поощряется киевским режимом и становится нормой для литературной, журналистской, научной, педагогической среды…
Анонимный донос в Министерство образования и науки Украины послужил основанием для недавнего увольнения декана социологического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Виталия Лукащука. Доктор социологических наук, заведующий кафедрой политической социологии, он не проявлял своих политических воззрений в университетских аудиториях (хотя специфика предмета позволяла). Для полноценного доноса оказалось достаточно страницы Лукащука в соцсетях — с репостами чужих «крамольных» публикаций. «Доброжелатели» отправили скриншот этой страницы в Минобраз. Нужно сказать, что сегодняшнее руководство этого ведомства, инфицированное идеями «интегрального» национализма, не стесняется в выборе средств по выдавливанию инакомыслящих или просто «подозрительных» педагогов.

Письмо Министерства образования и науки Украины №1/9-382 от 29.07.2014 г. «Об особой ответственности педагогических и научно-педагогических работников» не только позволяет избавляться от преподавателей, неугодных режиму, но даже обязывает руководство вузов это делать. Профессиональные качества педагога уже ничего не значат, важна только национал-патриотическая составляющая. Виталий Лукащук вынужден был уволиться «по соглашению сторон», хотя в его защиту выступили преподаватели и студенты. Украинские СМИ не без злорадства сообщили о «народной люстрации» декана-«сепаратиста»… Коллеги отзываются о Виталии Лукащуке как о высококвалифицированном специалисте. Его опыт, скорее всего, будет востребован в тех иностранных университетах, где ценится профессионализм, а не бездумное следование заветам основателей украинского «интегрального» национализма.

У харьковского «стука» - глубокие корни. Помню как десять лет назад, сразу после победы майдана, журналисты харьковской областной газеты в едином порыве объединились с местными писателями для написания коллективного доноса на редактора издания. Жалобу разослали и в местные органы власти, и председателю Верховной Рады (чтоб не мелочиться). Интеллигенция обвиняла редактора в нелояльности к революции и в попытке русифицировать украинское издание. Заодно писатели накатали отдельную «телегу» еще и в главную литературную газету Украины — что-то совсем уж пещерное, о «чужеродной начинке» в нашей хате… А «русификация», собственно, заключалась в том, что в газете появился еженедельный 4-страничный литературный раздел, где публиковались тексты на русском и украинском.
Я не находил логического объяснения тому, что в коллективном доносе была подпись русскоязычного поэта, тексты которого не раз печатались на «русифицированных» страницах газеты. Мне казалось это особым видом интеллигентского извращения: стучать на редактора за то, что он «русифицирует» издание посредством текстов, которые ты же собственно и прислал в эту газету! Сейчас я ничему подобному не удивляюсь.

Летом был исключен из Национального союза журналистов Украины известный харьковский публицист и журналист, руководитель видеоканала «Первая Столица» Константин Кеворкян. Бдительные коллеги ревностно изучили его публикации и сюжеты передачи «Первая Столица» и обнаружили там политическую крамолу. Заявление правления Харьковской областной организации НСЖУ, увенчавшее расправу с неугодным журналистом, — образчик корпоративной подлости: Кеворкяну вменяют в вину и «призывы к нарушению территориальной целостности нашего государства», и «поддержку сепаратизма», и «агрессивную антиукраинскую пропаганду»… А его статью «На пепелище» с публицистическими размышлениями о необходимости и необратимости денацификации Украины расценили как «конкретный план действий по уничтожению украинского государства».
Сам же Константин Кеворкян, чей журналистский послужной список перевесит суммарные заслуги его гонителей, с достоинством отреагировал на эту травлю, заявив в открытом письме: «Считаю за честь не находиться в организации, руководство которой поддержало государственный переворот, которая трусливо молчит о нарушении профессиональных прав журналистов и об убийстве наших коллег в зоне т.н. АТО, всячески пытающуюся скрыть страшную правду о гражданской войне на Востоке Украины».
Казалось бы, блюстителям идеологического порядка впору успокоиться: журналист, раздражавший их, показательно отлучен от творческого союза, да еще и удалился из города… Но нет же! В ноябре харьковский олигарх (филолог по образованию — с кем не бывает…) Всеволод Кожемяко негодует в своем блоге на популярном украинском сайте: «Уже сейчас активизировались различные харьковские «тележурналисты», ненавидящие все украинское. Например, видеоканал «Первая столица» запустил онлайн-проект, где размещаются видеосюжеты о связи Харькова с русской культурой, а также ностальгические сюжеты о том, как хорошо жилось в СССР, какие достижения Харьков имел в Союзе. Руководитель телеканала известен своими антиукраинскими взглядами».
Дивную риторику выбирает человек с филологическим прошлым. Сюжеты о связях Харькова с русской культурой и достижениях города во времена СССР приравниваются к украинофобии… А сообщение олигарха ведь не в пустоту направлено — предполагается, что конкретные адресаты обратят внимание на такое «вопиющее безобразие» в информпространстве, подчистят огрехи, зачистят неблагополучную территорию. Травли Константина Кеворкяна недостаточно — надо еще и разделаться с его видеоканалом. Ключевой сигнал в сообщении: «ненавидящие все украинское». Неважно, что тележурналисты не сделали ничего противозаконного. Важно, что их руководитель посмел неодобрительно высказаться о т.н. «АТО», указывает на какую-то «страшную правду о гражданской войне на Востоке Украины»… А Кожемяко возглавляет фонд «Мир и Порядок», занимающийся финансированием «АТО». В самом названии этого фонда есть какое-то филологическое иезуитство и просто оруэлловская аллюзия: мир — это война, Порядок — это «новый порядок», орднунг, где изгонять неугодных следует по первому «стуку».
Я поинтересовался у Константина Кеворкяна, который находится сейчас в Крыму, как видятся ему эти «прекрасные порывы» украинской интеллигенции. Руководитель видеоканала «Первая Столица» говорит: «Самое страшное — это когда «стучат» даже не из карьерных соображений или человеческой бессмысленной подлости (бывает и такое), а ради благих, «высоких» целей. Например, спасая государство. Доносить на оппонента можно из «патриотических» соображений — разоблачая «преступника-предателя», изобличая политическую крамолу, или даже ради блага самого «преступника», чтобы он одумался под влиянием профилактической беседы соответствующей спецслужбы.
Когда государство поощряет доносы, неминуема их пандемия, которая захлестывает государственный механизм — и он начинает давать сбои: люди боятся высказывать мнения, отличные от начальственных, пропадает обратная связь с обществом и, как следствие, множатся неверные решения. Система принятия неверных решений приводит государство к управленческому кризису, а общество к моральному разложению».
Если в случае с исключением журналиста Кеворкяна Союз журналистов не стеснялся разглашать подробности и разродился кондовым заявлением (хотя убогим и позорным), то харьковского поэта Станислава Минакова исключили из Национального союза писателей Украины по-тихому. Причина — публицистические выступления писателя в различных СМИ. На «судьбоносное» собрание Станислав Минаков не ходил, подробностями заочной расправы особо не интересовался. Рассказывает о том, что ему известно: «Как мне рассказали, меня исключили, попутно заклеймив… Всё как положено, в лучших традициях этой организации. Бумаг об исключении мне никто не присылал. Самое интересное началось уже после исключения. Бывший стихотворец Алексей Бинкевич отличился тем, что будучи во френдах со мной на Фэйсбуке, скрупулезно собрал мои публикации, мои фотоснимки с георгиевской лентой, а то и просто фото обычных литературных презентаций, вместе с членами семьи, собрал ссылки на какие-то мои интервью, не поленился, сделал скриншоты отдельных из них… «Синтезировал» всё это в один файл, который многозначительно озаглавил «Минаковы». И рассылал его, куда только мог с припиской: «Вот так этот поддонок отреагировал на наше решение об исключении его из НСПУ. А эти фото — доказательная база его личной вины перед Украиной».
В 1932 году поэт Владимир Щировский писал о Харькове:
А может статься и другое:
Привязанность ко мне храня,
Сосед гражданственной рукою
Донос напишет на меня.
И, преодолевая робость,
Чуть ночь сомкнет свои края,
Ко мне придут содеять обыск
Три торопливых холуя.
Для украинской «первой столицы» образца 2014-го — самые что ни на есть актуальные стихи… За многие годы в харьковском литературном пейзаже прописались Гайто Газданов, Велимир Хлебников, Михаил Кульчицкий, Борис Слуцкий, Юрий Милославский, Эдуард Лимонов… Но нынешнему состоянию и сегодняшней атмосфере Харькова наиболее соответствует это стихотворение Владимир Щировского. В начале тридцатых поэт, служивший писарем в харьковском горвоенкомате (можем представить, с какой нравственной дилеммой столкнулся бы он на этой службе сейчас, во времена «АТО»), пережил арест…
Сегодня «гражданственная рука» сознательного соседа работает без устали. Литературовед Лидия Гинзбург очень точно написала в свое время об этой симптоматике: «Страшно, когда носители и блюстители пошлости имеют власть искоренить всё, что им не подходит».

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Читайте далее: http://svpressa.ru/society/article/105480/




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация