ВЛ / Статьи

Шойгу меняет военные планы

+9
15-01-2015, 20:05...
1 496
 
Шойгу меняет военные планы

Минобороны приступает к досрочной разработке документов стратегического значения


Минобороны РФ в ближайшее время разработает и утвердит новый «План обороны страны на 2016-2020 годы». Об этом 13 января на первом в новом году селекторном совещании сообщил глава российского военного ведомства Сергей Шойгу.
По его словам, стратегический план на предстоящую «пятилетку» необходим для того, чтобы обеспечить своевременное размещение и неукоснительное исполнение гособоронзаказа, и выйти на установленные параметры по современным образцам вооружения и военной техники.
Стоит отметить, что нынешний План обороны страны был принят не так давно. 29 января 2013 года на встрече с Верховным Главнокомандующим Владимиром Путиным министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов представили документ, над которым работало «49 министерств и ведомств». Тогда Шойгу отметил, что в Плане проработаны все важнейшие детали, которые касаются обороны России на период ближайшего десятилетия, учтены все возможные риски.
- Проведен, на наш взгляд, достаточно полный анализ того, что нас может ждать в ближайшие десятилетия. Именно поэтому мы считаем, что он готов к утверждению. Естественно, хотелось бы при этом добавить, что это не окончательная, не застывшая форма. И в связи с разными событиями вокруг нашей страны, с разными угрозами он, конечно, может корректироваться и будет корректироваться, безусловно, – отмечал тогда министр.
Шойгу тогда подчеркнул, что для России на целом ряде направлений обозначились серьезные опасности в виде локальных «горячих точек». А Валерий Герасимов и вовсе признал, что «возможность крупномасштабной войны сегодня очень высока», и наибольшую опасность для России представляют именно очаги нестабильности «по периметру границ нашей страны».
Возникает ряд вопросов: чем объясняется столь срочная необходимость разработки нового Плана обороны России, если предыдущий документ был принят только два года назад? Только ли вхождением Крыма в состав РФ и гражданской войной в Донбассе? Но тогда можно было бы скорректировать документ, а не разрабатывать новый. И если План 2013 года учитывал все возможные угрозы, то как наши аналитики не спрогнозировали развитие кризиса на Украине?
Новый План обороны страны необходим по той простой причине, что в состав РФ вернулся Крым, а возле наших границ появилась новая «горячая точка» – Донбасс, говорит военный эксперт Виктор Мясников.
- Безусловно, эти факторы должны немедленно менять планы Минобороны. В Крыму размещена новая группировка войск, ее включили в единую систему ПВО. Естественно, все это требует отражения в соответствующих документах Генштаба.
К тому же, сейчас мы активно укрепляем северные рубежи. Создано Объединенное стратегическое командование в арктической зоне. Не надо забывать и том, что последние два года активно проводились крупномасштабные учения. Чего стоят только маневры «Восток-2014», где было задействовано более 155 тысяч военнослужащих с привлечением различных силовых и гражданских структур. Естественно, что по ходу таких учений выявляются какие-либо недостатки и моменты, которые также должны учитываться в стратегических замыслах и расстановке сил на театре военных действий (ТВД).
То есть сейчас идет совершенно нормальная корректировка планов. В других странах происходит тоже самое. В США вообще военная реформа протекает непрерывно – с постоянными уточнениями в военной доктрине и корректировкой планов военного строительства. Например, ситуация на Украине, вывод войск НАТО из Афганистана, ведение войны против «Исламского государства» на Ближнем Востоке, - все это требует поправок в документах Объединенного комитета начальников штабов США.
«СП»: - В 2013 году Сергей Шойгу, представляя прежний План обороны Владимиру Путину, отмечал, что это не окончательная, не застывшая форма и «в связи с разными событиями вокруг нашей страны, с разными угрозами он, конечно, может корректироваться и будет корректироваться». Но сейчас речь идет не о корректировке, а о совершенно новом Плане. Ситуация неожиданно изменилась настолько, что надо заново переписывать документ?
- Нужно переписывать хотя бы по той причине, что у нас разорваны все отношения с НАТО. Альянс оказался в роли потенциального врага. Естественно, это влечет огромные перемены в наших планах.
«СП»: - Но Альянс всегда был нашим потенциальным противником…
- Да. Но те направления, которые раньше считались относительно безопасными, сейчас однозначно опасные. Поэтому здесь нужна не просто корректировка, а необходимо заново создавать План обороны страны.
«СП»: - На ваш взгляд, насколько угроза столкновения РФ с НАТО реальна? Да, НАТО наращивает инфраструктуру в прибалтийских странах, Польше, Румынии, открывает там новые военные базы. Но мы также видим, что американцы одновременно закрывают 15 своих военных баз в Европе. Хотя у них и без того на континенте относительно небольшой контингент - бригада армейской авиации и воздушно-десантная бригада...
- Сокращать базы в Европе американцев вынуждает экономия – у них ведь тоже не все гладко с бюджетом. Поэтому они небольшие и не очень нужные им базы в Европе ликвидируют. С другой стороны, Штаты намерены перебросить из Афганистана в Европу довольно большое количество боевой техники. Пока речь идет о 150 боевых бронированных машинах. Но, думаю, на самом деле их будет гораздо больше.
То есть, с одной стороны, они сокращают количество баз, с другой - наращивают инфраструктуру возле границ России. Эти пункты боевой поддержки предназначены для оперативного развертывания вооруженных сил в случае военного конфликта с Россией. Для этой цели в Европе заранее создаются склады вооружений, штабные структуры, различные схемы логистики, снабжения, запасы горючего, амуниции, припасов, законсервированные медицинские модули т.п. Естественно, Россия вынуждена отвечать на это.
Главная задача предыдущего Плана состояла в том, чтобы обозначить главенствующую роль Генштаба в обороне страны, превратить его из органа, который решает вопросы оперативного и стратегического планирования и применения армии и флота, в координирующий орган всех Вооруженных сил, замечает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
- К тому же в обороне страны задействованы не только военные структуры, но и гражданские. Тогда было важно сформировать четкую вертикаль и понимание того, как выглядит оборона, и кто будет за нее отвечать.
Да, и тогда уделялось серьезное внимание вызовам и угрозам, говорилось о том, что наибольшую опасность для России представляют очаги нестабильности по периметру границ нашей страны. Но сегодня ситуация резко изменилась. Например, если раньше западное направление было прикрыто достаточно слабо, потому что с Европой не намечалось каких-то серьезных эксцессов, то со временем развитие ПРО и увеличение количества учений и тренировок НАТО на границах с Россией резко изменили военно-политическую ситуацию. И теперь пристальное внимание уделяется именно этому направлению, а не южному или восточному.
Лично я не вижу ничего страшного в том, что План обороны и Военная доктрина, предыдущий вариант которой тоже просуществовал всего четыре года (была принята 5 февраля 2010 года, новый вариант утвержден президентом РФ 26 декабря 2014 года – «СП»), меняются раньше запланированного срока. Сегодня ничего нельзя планировать на десятилетия, потому что события развиваются стремительно. 50 лет назад для такой коренной ломки ситуации в мире, которая произошла за последний год, потребовалось бы несколько десятилетий, а то и больше.
Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин обращает внимание, что План обороны, представленный в 2013 году, «утрясался» представителями 49 различных ведомств, подведомств и министерств, причем, по словам наших военачальников, документ полностью учитывал все важнейшие детали, касающиеся обороны страны на ближайшее десятилетие.
- Очевидно, что тогда не удалось спрогнозировать и просчитать угрозы, которые, в принципе, лежали на поверхности. И ситуации с Крымом и Донбассом – явное тому подтверждение. Все это лишний раз доказывает то, что у российского руководства нет и никогда не было стратегии ни в одной области. Беда в том, что у нас полностью пренебрегают мнением науки. В лучшем случае востребованы те ученые, которые пишут то, что приятно руководству. А если нет стратегии, то очень трудно что-то прогнозировать, потому что не очень-то понятно из чего исходить.
Предыдущий План обороны мало кто читал, потому что текст документа носит гриф «совершенно секретно». Но я не исключаю, что он будет переписываться каждые один-два года и все по той же причине. Повторю, все, что у нас делалось на Украине, в Крыму и в Донбассе – это всего лишь ситуативное реагирование на складывающуюся помимо нас ситуацию. И утвержденная в декабре новая Военная доктрина – это, к сожалению, тоже реагирование на складывающуюся ситуацию. Отсюда и попытка «загнать» туда все возможные угрозы, какими они видятся на данный момент.
Фото: Алексей Никольский/ ТАСС
Читайте далее: http://svpressa.ru/war21/article/109837/




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация