ВЛ / Статьи

Расчленить и проглотить!

0
6-06-2015, 07:00...
569
 

Турецкий министр по делам ЕС Волкан Бозкыр негативно оценил некоторые пункты ежегодного доклада Европарламента, посвящённого оценке готовности Турции к вступлению в Евросоюз. Ряд пунктов оказался для Анкары «неприемлемым». Тем временем президент Р. Т. Эрдоган обвинил западную прессу в попытках «расчленить и проглотить» Турцию. Эксперты считают, что Турция интегрироваться в ЕС не может.

Тема переговоров Турции с ЕС уже давно стала настоящим кошмаром для обеих сторон. Напомним, соответствующую заявку на членство в ЕС Турция подала ещё в 1987 году. Однако переговоры о вступлении государства в Евросоюз стартовали только в 2005 году. Минуло десять лет, а воз и ныне там: стороны согласовали всего четырнадцать из 35 технических пунктов. Совершенно ясно: если турецкое правительство не выполнит все 35 пунктов, Турция в ЕС не попадёт, поскольку не будет соответствовать «евростандартам». Переговоры в настоящее время ведутся лишь по четырём пунктам, все остальные пункты заблокированы. И даже четыре пункта находятся под большим вопросом.

3 июня стало известно о негативном отношении Анкары к некоторым пунктам ежегодного доклада Европарламента, посвящённого оценке готовности Турции к вступлению в ЕС. Министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр перечислил неприемлемые для Анкары условия.

«Если в окончательном тексте доклада будут такие пункты, как решение ЕП от 15 апреля 2015 года относительно событий 1915 года, призыв исключить Рабочую партию Курдистана из списка террористических организаций ЕС, призыв к заморозке финансовой помощи до вступления Турции в ЕС или к неоткрытию новых разделов на переговорах о её членстве в ЕС, то для Анкары такой доклад будет неприемлем», — цитирует письмо Бозкыра к главе ЕП Мартину Шульцу, главе дипломатии ЕС Федерике Могерини, еврокомиссару по политике соседства и расширению ЕС Йоханнесу Хану и главам фракций ЕП РИА «Новости».

Кроме того, Бозкыр предупредил европейских политиков насчёт того, что доклад не должен иметь «одностороннего содержания», поскольку таковое может отрицательно повлиять на переговоры по урегулированию на Кипре.

В письме турецкого министра также отмечается, что Анкара будет внимательно следить за подготовкой доклада, который, как ожидается, Европарламент опубликует в июне.

Строки по поводу «решения ЕП от 15 апреля 2015 года относительно событий 1915 года» вряд ли случайно стоят на первом месте.

1 июня сайт PanARMENIAN.Net, сославшись на ArmenianGenocide100.org и дипломатические источники турецкой газеты «Sabah», сообщил о намерении Анкары предпринять «соответствующие шаги в отношении стран, квалифицировавших события 1915 года как геноцид».

«Категорически отказываясь квалифицировать события 1915 году как геноцид, Анкара собирается применить экономические санкции в отношении Австрии и Люксембурга, признавших геноцид армян в апреле и мае этого года соответственно».

Кроме того, Турция не обновит двусторонние соглашения с государствами, признавшими геноцид армян.

В декабре 2014 года господин Бозкыр уже высказывался негативно в адрес ЕС. Министр правительства Турции по делам ЕС заявлял, что, если Евросоюз решит отказать Анкаре в членстве в союзе, это турок не огорчит. Политику Брюсселя министр назвал «высокомерной». «ЕС проводит высокомерную политику в отношении Турции, что неприемлемо для страны», — цитирует его интервью телеканалу «TRT Haber» газета «Взгляд».

Также он объяснил, что турецкая демократия находится на более высоком уровне, чем в иных государствах Европы.

Андрей Резчиков («Взгляд») приводит ответ турецкого президента Р. Т. Эрдогана американской газете «Нью-Йорк Таймс», обвинившей того в «закручивании гаек».

Реджеп Тайип Эрдоган назвал публикацию статьи вмешательством в дела республики. Также он отметил, что этой газете никогда не позволили бы подобной критики по отношению к властям США.

Далее турецкий лидер напомнил, что нападки западных СМИ на Турцию имеют «большую историю»: если в своё время Запад критиковал султанов Османской империи, то и теперь проводится соответствующая политика. «Кто за этим стоит, понятно, — сказал Эрдоган. — Они следуют в том направлении, которое им указывают. «BBC» и «CNN» делали то же самое при Гези-протестах. Вы знаете, какую цель они преследуют? Они хотят ослабить Турцию, расчленить и проглотить её. Но мы не дадим этого сделать, они не добьются успеха».

Становится понятно, добавим от себя, что Турция (по крайней мере, при Эрдогане) готова вступать в западный мир, то бишь в ЕС, только на своих условиях. Мелкие уступки вероятны, но стратегические и политические — невозможны. Это дают понять и Эрдоган, и министр Бозкыр. Анкара не станет пересматривать ни свою внутреннюю политику, ни свои оценки исторических событий. В логике турецким правителям не откажешь: они не желают раскалывать общество. Когда-то в СССР Хрущёв осудил Сталина, «культ личности» и подверг критике многие сталинские решения, особенно касающиеся репрессий. Западные государства и СМИ эту критику немедленно подхватили и растиражировали. Советское общество фактически раскололось; авторитет власти пошатнулся. Внешнее давление на Эрдогана может привести к ещё более печальному внутреннему результату, чем было в 1960-х гг. в СССР: отказ от прежней внутренней политики по воле ЕС одновременно продемонстрировал бы политическую слабость Турции, ошибочность политики Эрдогана и зависимость страны от Брюсселя. Эрдоган не Хрущёв, и на такие «пункты» он не пойдёт.

Что думают по поводу сурового письма Бозкыра в ЕС эксперты?

Старший научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлия Кудряшова сказала газете «Взгляд», что трактовать это письмо как полный разрыв диалога нельзя. Подобное происходило и раньше, сегодня лишь повторяется сказанное ранее.

Ю. Кудряшова напомнила, что Турция предъявляет Европе одни и те же требования. Рабочая партия Курдистана «неоднократно включалась ЕС в террористический список, а потом изымалась оттуда». История «с этой партией длится давно», это «повторение». «События 1915 года — то же самое, — считает эксперт. — По крайней мере, на протяжении двух десятков лет Турция предъявляет подобные требования. Но до сих пор признание геноцида не являлось на уровне Совета ЕС официальным требованием для вступления Турции в Евросоюз. А что касается Европарламента, то он уже давно признал геноцид, и поэтому в его резолюциях постоянно говорится, что нужно включить признание Турцией факта геноцида в число требований о вступлении».

Другой эксперт, опрошенный «Взглядом», директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов, предлагает смотреть на письмо Волкана Бозкыра с технической точки зрения. Во-первых, Турция — ассоциированный член ЕС, и с 2015 г. она возобновила переговорный процесс о вступлении. Также аналитик не исключает, что жёсткая риторика адресована не ЕС, а внутренней аудитории. Ведь 7 июня в стране пройдут парламентские выборы.

Однако ЕС не примет к себе Турцию. «Переговоры шли, но Европа отлично понимает, что они никогда не возьмут к себе Турцию с почти 80 млн. мусульманского населения, — говорит аналитик. — Как недавно писала французская газета «Фигаро», это будет вторая оккупация Европы со стороны Османской империи, только мирного типа…»

Итак, эксперты признают, что переговоры Турции и с Евросоюзом находятся в дипломатическом тупике, откуда им вряд ли суждено выйти по целому ряду причин. Требования Брюсселя повторяются; повторяются и гневные ответы Анкары. На колу мочало, начинай с начала.

Фактически правительство Турции сделало из переговоров с Евросоюзом своего рода политическое шоу для электората: всякий раз, когда Брюссель повторяет или выдвигает новые «пункты», Анкара даёт резкий ответ о «неприемлемости» позиции ЕС. Тем самым правительство и Эрдоган дают понять своему народу: Турция проводит самостоятельную политику, которой Евросоюз и вообще Запад — не указ.

Окончательно же диалог о вступлении в ЕС Анкара не разрывает потому, что многие граждане Турции поддерживают вступление страны в ЕС. Например, по данным социологического опроса, проведённого в ноябре 2014 года службой «Евробарометр» по заказу Еврокомиссии, за членство Турции в ЕС выступило 28% респондентов. Это немало — почти треть электората. И не учитывать интересы этих людей правительству нельзя.

Переговоры с Брюсселем, видимо, будут вестись до тех пор, пока все 28% не поймут, что в ЕС их никто не ждёт.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация