Вежливые люди
ВЛ / Статьи

«Мистралям» уготовили судьбу Му-Му

7-05-2015, 11:15
...
509
 

«Мистралям» уготовили судьбу Му-Му

Париж решает, что делать с «Владивостоком» и «Севастополем»: продать, резать или затопить

Париж рассматривает возможность уничтожения вертолётоносцев «Владивосток» и «Севастополь» в случае, если они не будут поставлены Москве. Корабли могут демонтировать, утилизировать или даже затопить в открытом море, сообщила 6 мая газета Le Figaro. При этом такой вариант развития событий издание называет «шокирующим».

По словам одного из французских военных, подобные меры «недопустимы хотя бы с точки зрения отношения к рабочим верфей Сен-Назера, где были построены корабли». При этом автор статьи сомневается, что «Мистрали» могут использоваться во Франции. Во-первых, Париж сокращает военный бюджет, во-вторых, вертолётоносцы были модифицированы под российские стандарты и «их придётся в таком случае перестраивать и переоборудовать, что, по мнению экспертов, обойдётся в сотни миллионов евро».
- Что же делать с этими двумя жемчужинами французского флота, специально построенными на верфях Сен-Назера для российской армии, и за которые Москва уже заплатила Франции 890 млн. евро, — задаётся вопросом издание.

Единственный шанс спасти «Мистрали» от уничтожения – попытаться найти новых покупателей, пишет французская газета.
- Независимо от того, какое решение будет принято, стоить оно будет дорого, — приводит издание слова представителя Вооружённых сил Франции.

Напомним, в июне 2011 года «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS заключили контракт стоимостью 1,2 млрд. евро на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль». По условиям договора срок сдачи первого корабля - 1 ноября 2014 года. Однако Париж приостановил выполнение контракта, сославшись на украинский кризис.

- Я не думаю, что Франции удастся куда-либо еще пристроить корабли, которые строились специально для России и под арктические условия, - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Из перечисленных в СМИ стран – якобы потенциальных покупателей вертолетоносцев – только Канада имеет территории в Арктике. Но ей, как и России, в принципе «Мистрали» не нужны, к тому же их придется переделывать под свои стандарты, а это влетит в «копеечку». Хотя, конечно, в рамках НАТО Канаде они нужнее, чем России. Но тратить большие деньги на корабли, которые придется переделывать, Канада вряд ли будет. Так что, их утилизация возможна.

Военный эксперт Владимир Щербаков замечает: для этого придется потратить дополнительные деньги, и не факт, что в таком случае будет получен какой-то доход.
- «Мистрали» - это все-таки не старые советские корабли 70-х годов постройки, у которых металла столько, что его можно было выгодно реализовать после утилизации. Затопление этих, так сказать, военных паромов, на мой взгляд, действительно более предпочтительный вариант, чем утилизация. Дело в том, что за такие деньги, за которые французы «впарили» нам «Мистрали», их никто покупать не будет. В свое время австралийцы отказались покупать у Франции вертолетоносцы не только из-за разногласий по поводу места постройки двух кораблей, но и из-за их высокой стоимости.

Президент Франции Франсуа Олланд вроде выразил готовность вернуть России деньги, уплаченные в рамках сделки. Но в итоге сумма в 1,2 млрд. евро просто-напросто ляжет бременем на бюджет французского правительства, потому что компания DCNS ни в чем не виновата – она построила корабли в срок. Что Париж будет делать с этими «Мистралями»? Французским ВМС они не нужны – у них и так есть три «Мистраля» - Mistral, Tonnerre и Dixmude – и им этого хватает с избытком. Объединенных сил НАТО, для которых могли бы приобрести корабли, по большому счету, не существует, потому что объединенные силы НАТО - это всего лишь кусочки национальных вооруженных сил стран, входящих в Североатлантический блок. Европе эти корабли не нужны, в Америке есть свои. Соответственно, остается только одна возможность – продать их хоть за какие-то деньги – не за 1,2 млрд. евро, а, к примеру, за 400 млн. При таком подходе, если французское руководство не начнет жадничать, а оно это делает постоянно, Париж сможет найти покупателя на вертолетоносцы. Понятно, что убыток будет, но хотя бы половину суммы французы «отобьют».

«СП»: - СМИ не раз сообщали, что «Мистрали» могли бы купить ЮАР, Бразилия, Индия и Канада.
- На счет Канады я сильно сомневаюсь. А вот у Бразилии на самом деле достаточно амбициозная программа военного кораблестроения и развития ВМС, включая постройку атомной подводной лодки. Другое дело, что у этой страны есть определенные проблемы с экономикой, но насколько они сильны и длительны – неизвестно. На мой взгляд, Бразилия, Индия и Китай - это те страны, которые с удовольствием бы купили эти корабли, но, конечно, не за те деньги, за которые мы их согласились покупать. Китайцы сами хотят строить корабли подобного класса, и им было бы интересно поглядеть, как все устроено на «Мистралях». Глядишь, с нашим «Балтийским заводом» скооперировались и довели бы их до своих стандартов.
Индийское руководство нацелено на стремительное развитие своих ВМС, и им бы вертолетоносцы пригодились. Правда, в этом случае столкнутся, так сказать, два клиента, которые постоянно торгуются за каждую копейку и за каждую технологию, и в этом случае контракт явно будет подписан не сразу.

«СП»: - С технической точки зрения вертолетоносцы «Владивосток» и «Севастополь» подойдут ВМС других стран?
- Ледовые крепления, антиобледенительная система на полетной палубе, увеличенная высота вертолетных ангаров не ограничивают эксплуатационные возможности этих кораблей в других флотах. Вооружение на корабли должно было устанавливаться в России, под него были сделаны тумбы, выделены места, проложена кабельная трасса. Но на самом деле для потенциального покупателя это не такая уж и громадная проблема. В крайнем случае, на эти «Мистрали» можно не ставить вооружение, потому что это не крейсера и им хватит турельных установок зенитно-ракетного комплекса. Если ракета противника пройдет через корабли охранения, то никакая система ПВО, установленная на вертолетоносец, не спасет.
В общем, варианты у Франции есть, все зависит от руководства страны, а также от Соединенных Штатов. В конце концов, если в США решили таким способом, как они считают, подорвать обороноспособность нашего государства, то там могли бы найти в своем огромном бюджете деньги, чтобы выкупить эти два корабля у Франции, а потом расстрелять их где-нибудь на учениях.
Бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко также считает, что вертолетоносцы можно переделать под стандарты ВМС других стран, но это потребует довольно приличных затрат.

- Что касается утилизации «Мистралей», то, к примеру, Индия всегда с удовольствием покупала большие корабли для металла. Конечно, сколько от этого можно выручить денег - вопрос, надо составлять бизнес-план. При строительстве вертолетоносцев использовано много композитных материалов, но сам короб сделан из металла.
 


0

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать

   




Наша группа Facebook:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG

    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация