ВЛ / Статьи

Эвакуация: дорога в тыл ради Победы

0
20-04-2015, 21:21...
1 365

Эвакуация: дорога в тыл ради Победы

Предстоящий Парад Победы в Москве украсят новые образцы боевой техники: береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал-Э», самоходные артиллерийские установки «Коалиция-СВ», боевые машины пехоты «Курганец-25», бронетранспортеры «Ракушка» и «Бумеранг», новейшие танки «Армата» производства нижнетагильского «Уралвагонзавода».

Название известного на весь мир танкостроительного объединения «Уралвагонзавод» вводит несведущего человека в лёгкий ступор. Вспоминается анекдот про стреляющие ракетами колхозные комбайны и прочую атрибутику советской секретности. И, правда, — название и продукция знаменитого завода являют некий оксюморон несочетаемости железнодорожной и боевой техники. Так распорядилась война. 

«Уральский вагоностроительный завод» построили в Нижнем Тагиле по плану второй пятилетки 1933-1937 годов. В задачу предприятия входило производство тяжёлых железнодорожных вагонов. Первый из них выпустят в октябре 1936 года. Всё переменится с началом Великой Отечественной. К концу 1941-го в Нижний Тагил с западной части страны эвакуируют одиннадцать предприятий. В их числе — московские заводы «Станколит» и станкостроительный, харьковские тракторный и паровозостроительный, мариупольские «Коммунар» и «Красный Профинтерн», Бежицкий сталелитейный и другие. «Уралвагонзавод» преобразуют в крупнейший завод по производству танков. За годы войны он выпустит 25266 знаменитых «тридцатьчетвёрок». Каждый второй танк Т-34 Красной Армии сойдет с конвейера нижнетагильского завода. Не остановится здесь и производство вагонов. Кроме того завод будет делать артиллерийские передки, авиабомбы трёх типов, бронекорпуса для самолетов Ил-2.

Эта история типична для большинства военных заводов Урала и Сибири. Вот челябинский тракторный (ЧТЗ), прославившийся гусеничными «Сталинцами». Одна из его моделей (трактор С-65) на Всемирной выставке в Париже весной 1937-го была даже отмечена высшей наградой — дипломом «Гран-при». В годы войны вместе с семью частично или полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями тракторный завод перерастет в танкостроительный комбинат, прозванный людьми «Танкоградом». Основу нового предприятия составят ленинградский Кировский и харьковский моторный заводы. В сжатые сроки здесь начнут производство тяжелых танков КВ-2. В ходе войны Танкоград передаст фронту 18 тысяч танков и самоходных установок. Смежники предприятия получат из Челябинска 48,5 тысячи дизельных двигателей, 17,7 миллиона заготовок боеприпасов.

В Омске танкостроение начнут с чистого листа. Сюда весной 1942-го из Ленинграда эвакуируют завод опытного машиностроения для выпуска среднего танка Т-34. Предприятие перерастет военные масштабы и станет Омским заводом транспортного машиностроения. Сегодня здесь, кроме бронетехники, выпускают дорожно-строительные машины, оборудование для нефтегазодобывающего комплекса, выполняют заказы российских железных дорог. 

С великого перемещения машин, станков и людей начали свою историю многие ныне действующие оборонные предприятия. В том же Омске есть прославленное на всю страну производственное объединение «Полет». Оно берёт свое начало с безымянного завода № 166, образованного в июле 1941-го из слияния эвакуированных сюда предприятий Москвы (завод №156), подмосковного Тушина (№81) и калининской Кимры (№ 288). В годы войны здесь работали А.И. Туполев, С.П. Королёв, В.М. Мясищев, Д.Л. Томашевич. Омский завод даст для победы бомбардировщики Ту-2, истребители Як-9. Сейчас ПО «Полёт» делает ракетные модули для новых отечественных ракет-носителей «Ангара», комплектующие и конструкции для «Протона-М» и «Рокота». 

На Восток уходили городами 

Эти яркие примеры промышленных гигантов, выросших на базе эвакуированных с запада заводов, не дают общей картины времени. Её даже представить сложно. Воображение не осваивает четырехзначные цифры. Ведь только в июле-ноябре 1941-го на восток страны эвакуировали 2593 предприятия, в их числе 1523 крупных завода, 18 миллионов рабочих, служащих и членов их семей. (За годы войны число эвакуированных приблизится к 25 млн. человек.) В заводах статистику понять не просто. Попробуем оценить перемещение людей. За неполные шесть месяцев на Восток перевезли, сравнительно говоря, восемнадцать городов-миллионников (в нынешней России их всего пятнадцать!). Три города в месяц! Один — в декаду!

Хотя темп перевозок и не был таким ровным. Если, скажем, с 29 июня по 29 июля специальные эвакопоезда вывезли из Москвы (включая беженцев из прифронтовых областей) 959 530 человек — примерно 32 000 в сутки, то уже в начале августа, когда вал войны стал быстро накатывать на столицу, в тыл ежедневно отправляли по 64 000 человек.

Об этих эшелонах позже напишет Н.С. Патоличев, в 1941-м работавший первым секретарем Челябинского обкома ВКП (б). Он встречал их на Урале: "Случалось, что в открытых полувагонах или на платформах ехали люди. Хорошо, если был брезент, которым можно было прикрыться от дождя. Иногда и этого не было. Здесь же станки или материалы, кое-что из вещей эвакуированных. Именно — кое-что. Люди спасались от нашествия варваров, и было, конечно, не до вещей. При более благоприятной обстановке два-три крытых вагона выделяли для женщин с детьми. Вместо 36 человек в них набивалось по 80-100. Никто, разумеется, не роптал — горе объединяло людей." 

Безмерная нагрузка в первые военные месяцы легла на плечи московских железнодорожников. Они ежесуточно отправляли до 90 эшелонов. Эвакопоезда часто шли сдвоенными составами. Интервал между отправками снижался до десяти минут. Так удалось за три месяца эвакуации отгрузить из Москвы на Восток только вагонов с оборудованием 215 тысяч.

На фоне победных операций конца войны сложилось устойчивое мнение, что в 1941-м мы только отступали. Эта неполная правда. Части и соединения неделями сдерживали немецкое наступление, чтобы не только обеспечить новые защитные рубежи, но и дать возможность вывезти промышленные предприятия для последующей работы в тылу. Так было под Смоленском, так было в Белоруссии… А это, между прочим, главное направление наступления гитлеровских войск.

В начале августа первый секретарь компартии Белоруссии П.К.Пономаренко пришлет на имя председателя Государственного комитета обороны В.И.Сталина докладную записку. Он сообщит, что из Белоруссии полностью эвакуированы Могилевский авиазавод, Оршанский льнокомбинат, Кричевский цементный завод, Труболитейный завод, станкостроительные заводы «Гомсельмаша», — всего 109 крупных и средних промышленных предприятий (из них 39 союзного и 70 республиканского значения). В тыл удалось вывезти 16,5 тысячи единиц ценного технологического оборудования, 842 тонны цветных металлов, 44 километра силового кабеля, более 3400 вагонов готовой продукции, 44765 тонн зерна, 600 тысяч голов скота, 4 тысячи тракторов, 400 комбайнов, 150 молотилок и т.д.

Полегче было на Украине. Здесь немецкое наступление сдерживали до глубокой осени. Это позволило вывезти в тыл миллионы людей, около 500 крупных промышленных предприятий, свыше 6 млн. голов скота, 1667,4 тысячи тонн зерна и 269,5 тысячи тонн зернопродуктов, тысячи тракторов и автомашин.

В тылу, как на фронте

Эвакуированные заводы обустраивались по-военному быстро. Некоторые в течение месяца после разгрузки из эшелонов уже начали выпуск продукции, но большинство счет фронтовых поставок открыли ближе к новому 1942-му. Он станет поворотным в работе промышленности. Спад её производства остановится уже к марту. К этому времени, например, выпуск оборонной продукции только в восточных районах достигнет предвоенного уровня её производства на всей территории СССР. Начнется ускоренный рост.

Он дастся не просто. Всё-таки на территории, занятой немцами, были 37 заводов черной металлургии, 749 — тяжелого и среднего машиностроения, 1135 шахт, свыше 3 тысяч нефтяных скважин, 61 крупная электростанция. Как раз отставание в этих отраслях (угольной, нефтяной и металлургической) сдерживало выпуск военной продукции. Ликвидировать его удастся только за счет нового капитального строительства. 

Оно будет спорым. Уже во второй половине 1942-го начнется резкий подъем всех основных отраслей народного хозяйства. Валовая продукция промышленности за год вырастет более чем в 1,5 раза. Сталинградское сражение выиграет не только наша героическая армия. Тыл даст ей новые самолеты, танки, артиллерийские орудия и системы, боепитание и стрелковое вооружение, продовольствие и обмундирование.

Сталинградский перелом в войне станет и промышленным переломом. К концу 1943-го Советский Союз достигнет общего экономического и военного перевеса над гитлеровской Германией. Отметим на минуточку, что к этому времени ещё оккупирована территория страны, на которой до фашистского вторжения было 40 процентов экономического потенциала СССР.

Однако проявились уже и новые тенденции — в общем объеме промышленной продукции стала уменьшаться доля военного производства, а гражданской продукции — расти. Если в 1942-м году военная продукция составляла 63,9 процента в объёме промышленности страны, то в 1943-м этот процент снизился до 58,3, в 1944-м — до 51,3, а в 1945-м и вовсе гражданская продукция превысит военную, составившую лишь 40,1 процента в объеме промышленного производства.

…Много бед принесла война. Хватило лиха и тем, кому пришлось от смертельной опасности спасаться в эвакуации. Однако люди ехали на восток не только за тем, чтобы избежать беды, но и поддержать фронт своим трудом в тылу. Здесь они сотворили лучшие для своего времени образцы техники и вооружения, построили заводы, и сегодня работающие на оборону страны. Их новый отчет мы увидим на праздничном параде в честь юбилея Великой Победы.

Автор Геннадий Грановский
 

Источник: http://topwar.ru/73136-evakuaciya-doroga-v-tyl-radi-pobedy.html




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация