ВЛ / Статьи

Хроники деградации: как банкротство Харьковского завода хоронит украинский авиапром

0
15-04-2015, 16:30...
1 231
 

Хроники деградации: как банкротство Харьковского завода хоронит украинский авиапром

К сожалению, приходится продолжать летопись деиндустриализации Украины. В этот раз — на примере Харьковского авиационного завода.

Писать такие материалы неприятно по ряду причин. Во-первых, потому что знаю: могло быть иначе. Во-вторых, всё это происходит в государстве, которое у меня, гражданина этого государства, всё меньше оснований считать своим. Потому что всё, что было в нём «моим» — то есть созданным трудом в т.ч. моих родителей, — целенаправленно уничтожается.

Сегодня на Украине сохранилось и даже обострилось такое отношение к проблемам крупных государственных оборонных предприятий, что было в остальной постперестроечной России. Мол, висят на шее у государства, их сотрудники симпатизируют Путину, чего-то требуют и совсем не желают переквалифицироваться из инженеров-микроэлектронщиков в дворников или «челноков». Нетрудно заметить, что мантра «не вписались в рынок» уже отживает своё даже там, где она, собственно, зародилась, но неплохо себя чувствует в республиках победившего «Восточного партнёрства». Хотя прикинув ситуацию на пару ходов вперёд, можно понять, что единственное, что несёт отказ от наукоёмкой промышленности, — демонтаж системы образования и социальной функции государства в целом.

Когда-то здесь подчиняли небо

Харьковский авиазавод — крупнейшее авиационное предприятие Украины. Он неоднократно менял своё название. Поэтому если встречаете в литературе «Харьковский авиазавод им. Совнаркома УССР», «завод №135, Харьковский авиазавод им. Ленинского комсомола», «Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО)», — это один и тот же завод. Если говорить об авиаконструкторах, судьба которых так или иначе связана с заводом, то проще назвать тех, кто на нём не работал.

По хорошей советской традиции предприятие выпускало продукцию и военного, и гражданского назначения, однако война определила его послевоенный статус как в первую очередь гражданского авиастроителя. Именно тут выпускалась знаменитая серия реактивных пассажирских Ту (-104, -124, -134), ставших основой пассажирских авиаперевозок в СССР. Впрочем, военный профиль завода не был забыт. После войны в Харькове выпускали советские БПЛА «Стриж» и крылатые ракеты Х-55.

После развала СССР жизнь ХАЗа (вернее, тогда уже ХГАПП) мало чем отличалась от прочих предприятий украинского авиапрома. С одной стороны, выручало сотрудничество с АНТК им. Антонова, совместно с которым выпускались самолёты серии Ан-74, а также многострадальный Ан-140. С другой — даже в сотрудничестве с «Антоновым» невозможно было сохранить коллектив завода, поскольку производство, по сути, стало единичным, а бывшие сотрудники предприятия постепенно переквалифицировались в торговцев оптового рынка «Барабашово».

Тем не менее, следует отметить, что о частичном дефолте завод объявил только осенью 2014 года, то есть при новой, революционно-евромайданной власти.

Скорое банкротство

Описание нынешнего состояния завода и рабочего коллектива до боли напоминает днепропетровский «Южмаш». Последний раз рабочие получали зарплату в декабре за август (то есть задолженность уже восьмимесячная, а выбивать заработанное приходится с помощью прокуратуры). Внутриукраинских заказов для завода практически нет, несмотря на громкие обещания загрузить завод военными заказами на Ан-140.

Растут долги предприятия: чистый убыток по итогам 2013 г. составил 311 млн грн (38,9 млн долл. по тогдашнему курсу и примерно 12,5 по текущему), а всего за 3 первых месяца 2014 г. вырос ещё на 120 млн. Вышеупомянутый частичный дефолт завод был вынужден объявить из-за невозможности погасить облигации на сумму 440 млн грн. Однако всего облигаций выпустили на 1,62 млрд грн, и срок обращения оставшихся истечёт уже этим летом. Учитывая, что нынешнее правительство Украины полностью подконтрольно МВФ, можно предположить, что спасать предприятие никто не станет.

Обострение ситуации именно в этом году — следствие разрыва кооперационных связей с предприятиями РФ. Один только ХАЗ лишился в прошлом году более чем 20 млн долл. из-за решения Порошенко прекратить поставки в Россию продукции военного и двойного назначения. А ведь именно экспортные заказы могли вытянуть авиастроителей из долговой ямы за счёт обесценивания национальной валюты.

Вероятное банкротство завода затронет не только его коллектив, но также ставит под вопрос и смысл существования Харьковского авиационного института (где им работать?) и АНТК им. Антонова (кто будет выпускать сконструированные ими самолёты?).

На фоне этого вдвойне смешно слышать от президента Украины такие слова: «Вы видели сегодня испытание первых украинских беспилотников, которые уже поставлены на поток, которые имеют боевые тактические характеристики и повысят качество применения силы украинскими Вооружёнными Силами. Украинский оборонпром, который сегодня перешёл на трёхсменную работу, быстро наращивает боевую мощность государства. Мы танками и БТРами бьём по безработице».

Украинские БПЛА, о которых говорит Порошенко, возможно, и поставлены на поток, вот только явно не харьковским заводом, который не то что не работает в три смены, а с февраля находится в вынужденном простое (по данным СМИ, выпуском БПЛА для украинской армии занимается Житомирский военный институт им. С. Королёва).

По всей видимости, кроме привычного нежелания возиться с промышленным наследием СССР, не дающим мгновенной прибыли, украинская власть имеет дополнительный резон банкротить крупные машиностроительные предприятия востока Украины. Угроза отложения этих регионов от центральной власти (по примеру Донецка и Луганска) рассматривается Киевом как вполне реальная. А раз так, зачем сегодня тратиться на содержание объектов и коллективов, которые завтра могут быть потеряны? В этой связи завод им. Малышева (Харьков) не постигла участь ХАЗа только потому, что хунте нужно где-то ремонтировать бронетехнику, а возить её в тот же Житомир на тамошний бронетанковый ремонтный завод — слишком долго и дорого.

Вот и получается, что от украинского авиапрома останется, по сути, только концерн «Мотор Сич» (газотурбинные двигатели для самолётов, вертолётов и крылатых ракет) и ремонтный «Завод №410 гражданской авиации». При этом всё меньше оснований считать «Мотор Сич» чисто украинским предприятием: запрет на сотрудничество с РФ здесь обходят с помощью создания украино-белорусского СП (Оршанский авиаремонтный завод куплен ещё в 2012 году).

Украина же упорно движется к модели «бананового» экспорта. Что характерно — сама.

***

6 апреля на территории Харьковского авиазавода прошёл очередной, уже третий за последние дни митинг, в котором участвовали около 500 работников предприятия. Митингующие требовали выплатить им задолженность по заработной плате, которая на сегодняшний день составляет около 40 млн грн. Участники митинга приняли резолюцию, которая предусматривает обращение в государственные органы власти — Харьковскую облгосадминистрацию (ХОГА), горсовет, министерство экономики и к премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Главные требования — ликвидировать задолженность по зарплате и загрузить авиазавод заказами. Если эти требования не будут выполнены, рабочие завода планируют перейти к «непопулярным методам».
 

Источник: http://www.odnako.org/blogs/hroniki-degradacii-kak-bankrotstvo-harkovskogo-zavoda-horonit-ukrainskiy-aviaprom/




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация