ВЛ / Статьи

ТАСС уполномочен заявить: АПЛ «Дмитрий Донской» возможно вооружить 200 «Калибрами»

+11
19-01-2021, 03:00...
840


Хоть и старые, но самые большие в мире атомоходы наши военные к ужасу США мечтают превратить в гигантские «ракетодромы»

Редчайший случай: главное государственное информационное агентство ТАСС 14 января 2021 года было вынуждено среагировать на публикацию заводской многотиражной печати. Правда, речь идет не о простом заводе, а о знаменитом на весь свет «Севмаше» (Северодвинск), основной продукцией которого уже много лет являются атомные подводные лодки. 

Дело разворачивалось так. В конце минувшего года генеральный директор Государственного унитарного предприятия «ПО «Северное машиностроительное предприятие» Михаил Будниченко решил в заводском журнале «Завод» рассказать коллегам о грядущих перспективах их растущего производства. Среди прочего упомянул, что в 2020 году «Севмаш» подписал с Министерством обороны РФ контракт на строительство еще двух (шестого и седьмого по счету) ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955А (шифр «Борей-А»). Проинформировал, что один из будущих ядерных подводных крейсеров решили назвать «Дмитрием Донским», хотя совсем недавно в планах Минобороны он значился «Рюриком». 
 
{banner_vnutri_news}

Это многим показалось настоящей сенсацией. Дело в том, что в составе Северного флота сегодня уже есть один тяжелый РПКСН «Дмитрий Донской» с тактическим номером ТК-208. Это последний оставшийся в строю гигантский корабль проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации NATO). И самый «старый» в серии, в боевой состав ВМФ СССР вошел сорок лет назад, в 1981 году. Еще три собрата «Донского» (ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13) при финансовой поддержке США и Канады к 2009 году были разделаны на металл.

Два других (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») с 2004 и 2006 годов соответственно из-за полного отсутствия боезапаса выведены в резерв. Межконтинентальные баллистические ракеты Р-39 для них со стартовой массой в 90 тонн каждая еще раньше сняли с производства. Теперь оба эти корабля со спиленными по требованию американцев крышками ракетных шахт много лет отстаиваются в том же Северодвинске в ожидании решения в Москве своей участи. 

Для АПЛ «Дмитрий Донской», единственной из «Акул», продолжающей ходить в море, ракет Р-39, естественно, в наших арсеналах тоже давно не осталось. Поэтому крейсер в 2002 году был переоборудован в опытовый корабль для испытаний новых твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава». Это оружие предназначалось для серии новых РПКСН проекта 955 и 955А (шифр «Борей» и «Борей-А»), к строительству которых в те годы Россия только подступалась, но сегодня поставила на поток. 

Со многими мытарствами испытания «Булавы» продолжались с 2004 года. Через четырнадцать лет, летом 2018-го, эту ракету, наконец, официально приняли на вооружение ВМФ РФ. Тогда впервые и встал вопрос: а что теперь делать с «Дмитрием Донским», оставшимся, вроде бы, хоть и на ходу, но безоружным и почти совсем без работы?

Пошли разговоры о его скорой утилизации. Тем более что еще несколько лет назад стало известно, что содержание этой самой крупной в мире атомной подводной лодки ежегодно обходится стране примерно в 300 миллионов рублей. Что едва ли не вдвое дороже, чем стоит нашей казне эксплуатация каждого новенького «Борея». 

Таким образом, внешне все очень логично — резать! И поскорей! Но ничего подобного не случилось ни в 2018-м, ни по сей день. Ни с «Дмитрием Донским», ни с «Архангельском», ни с «Северсталью». О причинах мы еще поговорим. А пока отметим, что в свете происходящих событий предновогоднее интервью Михаила Будниченко заводскому журналу сильно подогрело страсти вокруг этой проблемы.

Многие решили так: сразу два «Дмитрия Донского» для флота — это, согласитесь, через чур. Вносит путаницу. Поэтому просто быть такого не может. Стало быть, раз новым «Дмитрием Донским» решили назвать строящийся «Борей-А», значит ту лодку, что сегодня носит это имя, Москва таки решила отправить под нож. В комментариях пошла гулять по свету даже «точная» дата, когда начнется утилизация — 2021 год. 

Тут-то и пришлось вступить в дело агентству ТАСС. Как уже сказано, 14 января оно выступило с «мягким» опровержением. В сообщении говорится: «Подводный ракетный крейсер стратегического назначения „Дмитрий Донской" проекта 941 (шифр „Акула") может быть выведен из состава ВМФ России не ранее, чем через пять лет. Об этом ТАСС сообщил в четверг источник в силовых структурах на севере России. „На 2021 год с крейсером спланированы мероприятия боевой подготовки. Списание ракетоносца — это вопрос как минимум пяти лет", — сказал собеседник агентства». 

Все окончательно встало на свои места, когда выяснилось, что «Борей-А», к которому славное имя перейдет по наследству, «Севмаш» спустит на воду никак не ранее 2027 года. То есть — как раз вскоре после того, как прежний «Дмитрий Донской» окончательно уйдет на покой и поступит на разделку. Таким образом, действительно странный дубляж в названиях атомоходов будет гарантированно исключен. 

Ну, а теперь — главное. Почему проблема вдруг приобрела такое звучание, что ясность в нее Москва вынуждена вносить аж на уровне ТАСС? Полагаю, главным образом потому, что за судьбой и перспективами всех трех еще остающихся на плаву SSBN «Typhoon» очень пристально следят американцы. Их бы воля — они бы хоть немедленно выделили сколько требуется миллионов долларов, чтобы в мартены отправили и их. Но одумавшаяся Россия явно не торопится это делать. Несмотря на немалые расходы на содержание огромных кораблей. В чем дело-то?

А, похоже, в том, что в Москве вовсе не все уверены, что наши «Акулы» отслужили свое. Или, во всяком случае, хотя бы одна из них — «Дмитрий Донской». 

Не раз звучали рекомендации авторитетных флотоводцев и других специалистов продлить боевую биографию этого корабля. Обновить реакторы, осовременить аппаратуру. Но главное: по примеру почти таких же американских атомных подводных крейсеров типа «Огайо», перевооружить «Дмитрия Донского» высокоточными крылатыми ракетами большой дальности. И тем сделать его пригодным для ведения не только все же на сегодня маловероятной термоядерной войны, но и, скажем, для участия в куда менее масштабных, зато — более реальных в нынешних условиях операциях. Вроде той, что Россия нынче завершает в Сирии. 
 


Как это может выглядеть на практике — как раз американцы нам и продемонстрировали в 2011 году. Когда вместе с союзниками по НАТО безнаказанно и бескровно для себя разгромили с воздуха несчастную Ливию. Тогда в Средиземное море Пентагон заранее направил одну из четырех «Огайо», с межконтинентальных баллистических ракет перевооруженных на крылатые «Томагавки», — атомный подводный крейсер USS Florida (SSGN-728). 19 марта того же года «Флорида» из-под воды произвела залп по Ливии сразу 93-я «Томагавками». Остальные цели там добила авиация. И для несговорчивого ливийского полковника Каддафи мгновенно все оказалось кончено. 

Так это «Флорида» в тот день разрядила еще не все свои пусковые установки. Полный ее боекомплект — 154 грозных крылатых «Боевых топоров». Ни один российский корабль с «Калибрами» и «Цирконами» — ни надводный, ни подводный — и близко не способен на что-то подобное. Но почему бы и нам не сделать такой же или еще более могучий? Как выяснилось, именно «Дмитрий Донской» после существенной переделки мог бы подойти на эту роль.

Для скептиков: это не мое утверждение. В марте 2019 года с такой идеей публично выступил бывший командующий флотилией атомных подводных лодок Северного флота, а затем — первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ России вице-адмирал Олег Бурцев. По его мнению, стратегические атомные подводные лодки проекта 941 типа «Акула» способны стать носителями как минимум 200 крылатых ракет «Калибр» или «Циркон». 

Вы только вообразите такой огромный подводный «ракетовоз», похожий на опрокинутый навзничь небоскреб длиною в пару футбольных полей, несущийся в океанских глубинах где-нибудь возле берегов Америки! Американцы, видимо, уже вообразили. И им сразу стало худо. Поэтому слова адмирала Бурцева там принялись осмеивать разного рода штатовские эксперты. 

Их аргументы по горячим следам изложил журнал The National Interest. Они сводятся к двум позициям. Первая: «при осуществлении этого амбициозного плана, придется менять стальную оболочку и внутренние титановые корпуса субмарины». А России, дескать, столько титана, как в СССР, уже не наскрести. 

И второе: полной замене подлежат и отработавшие свое ядерные реакторы «Акул». Поэтому проект выйдет неимоверно дорогим. «В любом случае, было бы дешевле построить два новых „Борея", чем браться за такую авантюрную идею», — заключает The National Interest. 

Что слишком дорого, а что — не слишком, конечно, считать должны не американские, а российские специалисты. Те, что в Москве, похоже, уже кое-что посчитали. Быть может, поэтому Россия совершенно не торопится отправлять в утиль ни «Архангельск», ни «Северсталь», ни «Дмитрий Донского»? И именно это — главное! — проглядывает между строк упомянутого сообщения ТАСС?





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация