ВЛ / Статьи

Почему Россия начала перенос производства ледоколов из-за рубежа

+7
17-11-2020, 02:00...
739


В российском ледокольном флоте прибыло пополнение. Президент Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии поднятия флага на ледоколе под названием «Виктор Черномырдин». Это была важная веха в отечественном судостроении. 

Наша страна обладает самым большим ледокольным флотом в мире. В общественном сознании он прочно ассоциируется с мощными атомными ледоколами, способными проламывать многометровый слой льда для расчистки Северного морского пути. Действительно, в данном компоненте Россия объективно впереди планеты всей. Перспективный атомоход «Лидер» вообще не будет иметь конкуренции в обозримой перспективе. Однако основу флота представляют дизель-электрические ледоколы, его настоящие «рабочие лошадки». 

Так сложилось, многие корабли данного класса были построены за рубежом. Так, по сей день у нас эксплуатируются четыре дизель-электрических ледокола типа «Капитан Сорокин», которые были произведены в Финляндии. Головной корабль данной серии с одноименным названием в девяностые годы проходил модернизацию за границей, в Германии. Там же, в Хельсинки, на верфи Wärtsilä Oyj Abp (Вяртсиля) были построены для СССР три ледокола класса «Ермак». По своим характеристикам эти дизель-электрические корабли лишь немногим уступают первому атомному ледоколу «Ленин». Все бы хорошо, но подобная зависимость от иностранных партнеров делает Россию уязвимой, что и показали дальнейшие события. 
 
{banner_vnutri_news}

Заказ на строительство дизель-электрического ледокола проекта 22600 («ЛК-25») «Объединенная судостроительная корпорация» получила в 2011 году и предполагалось, что флот его получит в 2015 году. Но не сложилось. Проблемой стало размещение части заказа на верфи «Nordic Yards» в Германии, которой владел российский предприниматель Виталий Юсуфов, выходец из «Газпрома». Немцы получили подряд на строительство надстройки стоимостью в 1,5 миллиарда рублей, 223 миллиона были выплачены в качестве аванса. Компетенцию германских судостроителей никто не отрицает, однако злую шутку с проектом сыграла девальвация нашей национальной валюты, которая сделала заказанную надстройку «золотой». Более того, исполнение работ было затянуто из-за выявленных при проектировании ошибок. В результате сотрудничество с «Nordic Yards» было разорвано, а 185 миллионов рублей из предоплаты так и остались в ФРГ. Этот пример наглядно показывает, насколько невыгодно может быть зависимым от иностранного подрядчика при расчете в валюте. Президент Путин по этому поводу в 2013 году заявил следующее: 

Считаю недопустимым, когда заказы на морскую технику, суда гражданского флота без должного основания размещаются на зарубежных верфях. Приоритет должен отдаваться отечественным производителям. 

Импортозамещение в судостроении, как и в других стратегически важных отраслях, совершенно необходимо. К сожалению, на «Викторе Степановиче» проявились все слабости современного отечественного производства. В 2013 году выяснилось, что ЦКБ «Айсберг», специализирующееся на строительстве ледоколов, допустило по данному проекту серьезные ошибки, из-за чего заказчик был вынужден разорвать с ним контракт и передать другому исполнителю. В 2018 году на недостроенном корабле произошел большой пожар, причинивший убыток на сумму в 150 миллионов рублей. В результате спуск ледокола на воду был задержан на целые пять лет, а его стоимость выросла с 8 миллиардов рублей до 10. 

Несмотря на это, ледокол все же введен в строй и является одним из самых больших и мощных в своем классе, построенным полностью в России. Он сможет служить и на Финском заливе, и на Северном морском пути.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация