ВЛ / Статьи

Эксперты объяснили, сможет ли Россия «накормить мир» в условиях продовольственного кризиса

+5
25-04-2020, 05:00...
872


Моё предисловие. СССР с его "самой передовой экономикой в мире, и самым лучшим в мире сельским хозяйством" покупал хлеб в Канаде и США. 

-------------------------------------------------------------------------------- 

Россия за последние годы стала главным мировым производителем и экспортером пшеницы. И сегодня зерновых запасов нашей страны хватит на то, чтобы не только не беспокоиться о собственном благополучии, но и, в случае мирового голода, помочь нуждающимся странам. 

Время накапливать запасы

Как сообщает пресс-служба министерства сельского хозяйства России, по состоянию на 22 апреля, российские экспортеры выбрали почти половину из общего объема нетарифной квоты на поставки зерновых культур за рубеж. Так, суммарный нетто-вес зерна, который был отражен в таможенных декларациях за время действия квоты, составляет 3,427 миллиона тонн, остаток объема – 3,573 миллиона тонн. 
 
{banner_vnutri_news}

Стоит напомнить, что еще 31 марта правительство Российской Федерации приняло постановление о введении квоты на экспорт ряда зерновых культур из России. В частности, речь идет об ограничениях на экспорт ряда зерновых культур в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза. 

Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» первый зампредседателя комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Сергей Калашников, текущая зерновая политика нашей страны абсолютно оправдана и логична – в условиях мировой пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 российская экономика совершенно закономерно переориентировалась на накопление запасов.

«Мы ввели месячные квоты на экспорт пшеницы и поступили абсолютно правильно. В этих условиях, в этой определенной неопределенности получение сомнительной прибыли от продажи зерна – это, скажем так, не самый лучший вариант. Гораздо лучше сделать определенный поворот в сторону продовольственных запасов»
, – уверен сенатор. 

По его словам, необходимо понимать, что сокращение объемов экспорта не отразится на доходах нашей страны. Обвал мировых цен на нефть, пандемия коронавируса и последовавшее за этим ослабление рубля привели к небывалому росту цен на зерно на мировом рынке. Многие страны, опасаясь истощения ресурсов и закрытия границ, начали в огромных масштабах пополнять свои запасы. В итоге уже в конце марта стоимость одной тонны российской экспортной пшеницы выросла с 12 250 рублей до 13 275 рублей. 

Новая нефть 

Стоит отметить, что уже в обозримом будущем вопрос накопления запасов сельскохозяйственной продукции может стать определяющим в вопросе благополучия целых стран. Как заявил исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли, пандемия коронавируса может привести к тому, что по меньшей мере 265 миллионов человек по всему миру столкнутся с проблемой голода и надвигающимся продовольственным кризисом. По словам Сергея Калашникова, подобные заявления на данный момент выглядят сгущением красок, однако полностью исключать вероятность возникновения такой проблемы, безусловно, нельзя. 

«В том, что упадет экономика большинства стран, нет никакого сомнения. И об этом говорят не просто эксперты, а ответственные экономические институты типа Всемирного банка. Но относительно того, что кто-то столкнется с проблемой нехватки продовольствия, есть много неясности. На сегодняшний день можно констатировать, что запасов, которые есть в мире, вполне достаточно. Но весь вопрос заключается в том, как долго продлится этот экономический спад. Пока сроки его окончания никто спрогнозировать не может, так что такая вероятность, конечно, есть»
, – считает сенатор. 

Прямо сейчас пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные меры уже нанесли ощутимый урон сельскохозяйственной отрасли Европейского союза. Так, в Германии из-за закрытия границ для сезонных сельхозрабочих может погибнуть значительная часть урожая, а в Италии и вовсе возникла неопределенность с весенними полевыми работами. не лучшим образом обстоит ситуация и с Францией, являющейся одним из шести мировых лидеров на рынке пшеницы. 

«Понятно, что голод, который может возникнуть из-за экономического спада, будет очень жестко дифференцирован по странам. Самым слабым звеном здесь видится Африка. Хотя в Африку, по сути дела, вирус еще не пришел. Зато он пришел в Европу и США, которые кормят многие страны»
, – объясняет Сергей Калашников. 

Если пандемия коронавируса в ближайшее время не сойдет на нет, велика вероятность, что уже до конца текущего года именно такие ходовые продовольственные товары, как пшеница и другие зерновые культуры, начнут прибавлять в стоимости и станут «новой нефтью», тогда как сама нефть, по иронии судьбы, стремительно дешевеет у нас на глазах. 

Зерновая революция в России 

Бесспорным мировым лидером по экспорту пшеницы на протяжении последних нескольких лет является Россия. Наша страна заняла первую строчку еще в 2016 году, оставив позади прежнего лидера в лице США. С тех пор российское сельское хозяйство лишь устанавливает один рекорд за другим. Так, с 1 июля 2016 по 30 июня 2017 года Россия экспортировала порядка 20 миллионов тонн зерновых, однако уже год спустя этот показатель вырос вдвое – до 40 миллионов тонн. В 2018-2019 сельскохозяйственном году экспорт зерна составил 43,3 миллиона тонн, и, согласно подсчетам Минсельхоза, 30 июня 2020 года нам покорится отметка в 45 миллионов тонн.

По словам члена Российской академии сельскохозяйственных наук, заместителя вице-президента РАН Юрия Лачуги, такой стремительный взлет российской сельскохозяйственной отрасли обусловлен сразу несколькими факторами. 

«На руку нам сыграл достаточно мощный урожай последних лет, благодаря чему мы смогли существенно увеличить свои запасы и получили возможность повысить объемы экспорта. Сейчас урожай несколько упал, но мы в состоянии поддерживать этот темп. Залогом для этого стали те позитивные изменения в нашем сельском хозяйстве, которые произошли еще в 90-е годы. Помимо этого нам удалось расширить перечень отгружаемого зерна – например, мы поставляем пшеницу сразу первого, второго, третьего и четвертого сортов. И тягаться с нами действительно трудно»
, – объяснил эксперт в разговоре с корреспондентом «ПолитРоссии». 

Все это привело к тому, что та же самая российская пшеница начала стремительно вытеснять американскую с рынка, поставив многих фермеров США перед угрозой банкротства. Прямо сейчас Америку захлестнула самая крупная с 1980-х годов волна закрытия крестьянских хозяйств. Отчасти это обусловлено низкими урожаями, отчасти – неспособностью конкурировать с российскими производителями. 

По словам Юрия Лачуги, «зерновая революция» уже привела к тому, что именно сельскохозяйственная отрасль стала главным конкурентом нефтегазового сектора по части того, что касается влияния на российскую экономику. А сейчас эта политика приведет к тому, что именно Россия станет главным островком благополучия в случае возможного продовольственного кризиса. 

«Нашей стране, конечно, не стоит опасаться дефицита зерновых. У нас переходящие запасы, у нас большие объемы экспорта. Другое дело, что цены не очень сбалансированы для того, чтобы получать муку, выпекать хлеб. Но это уже внутренние проблемы. Сырьевая же сторона, которая зависит от сельского хозяйства, находится в прекрасном состоянии. У нас 55 % от всего чернозема мира. Какие тут могут быть недостатки продовольствия? У нас масса земли неосвоенной»
, – объясняет академик РАН. 

Безусловно, в российском сельском хозяйстве не все безупречно, и время от времени отрасль сталкивается с определенными проблемами. но даже они не могут послужить причиной для возникновения дефицита зерновых. 

«Конечно, после зимы есть определенные затруднения с выходом озимых посевов. Да и с яровыми есть шероховатости, вызванные недостатком влаги и низкими температурами. Это наблюдается в Крыму, в Южном федеральном округе, в Северо-Кавказском округе и ряде других регионов. Но я бы не назвал это чем-то экстраординарным, что вообще может дать повод для разговоров о том, хватит нам продовольствия или нет. Даже поднимать такой вопрос нельзя», – считает Лачуга. 

Разумеется, почивать на лаврах нельзя, и даже сейчас необходимо продолжать развивать отрасль, осваивая, в том числе, и незанятые земли. 
 


Накормим весь мир

Текущий мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса, уже показал, что именно Россия является сегодня одним из главных гуманистов, готовых бескорыстно прийти на помощь нуждающимся, несмотря на возможные расхождения во взглядах на геополитическую картину мира. В Италию были отправлены самолеты с российскими военными медиками, в США – борт, нагруженный средствами защиты и аппаратами искусственной вентиляции легких. 

Конечно, именно медицинская помощь представляет сегодня главную ценность, поэтому такие поставки со стороны РФ полностью оправданы. Однако если прогнозируемый мировыми экспертами кризис продовольствия все-таки настанет, и на передний план выйдет помощь совсем другого плана, наша страна также успешно сможет оказать поддержку другим странам. 

«Если говорить по зерну, то у нас есть все возможности, для того чтобы поддерживать нуждающиеся страны. Если же мы освоим все земли, то и вовсе сможем накормить весь мир»
, – считает Юрий Лачуга. 

Впрочем, по его словам, наша страна и так оказывает посильную помощь в рамках взаимодействия с Организацией Объединенных Наций. 

«Другое дело, что надо, конечно, в первую очередь думать исключительно о своей стране. А помощь должны оказывать международные организации – ООН, ФАО, где мы присутствуем, работаем и всегда готовы работать и вносить свой вклад во всеобщее благополучие»
, – уверен академик РАН. 

Сергей Калашников, в свою очередь, считает, что Россия, бесспорно, способна помогать страдающим от голода странам, однако для этого необходимо будет понимать масштабы продовольственного кризиса. Тем не менее, если он действительно наступит, наша страна вновь подтвердит статус главного мирового благодетеля. 

«На данный момент это достаточно абстрактный вопрос: кому оказывать помощь и кого кормить? Конечно, мы люди добрые и гуманные, но все-таки нужно понимать реальную возможность и реальную необходимость. Пока нет никакого конкретного бедствия где бы то ни было, поэтому прогнозировать трудно. Но если предположить, что такая ситуация возникнет, то запасов у нас сейчас достаточно, чтобы прокормить и себя, и кого-то из нуждающихся. Если сравнивать по странам, то возможностей у нас для оказания такой помощи, пожалуй, больше остальных»
, – резюмирует сенатор. 

Автор: Константин Липавский





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация