ВЛ / Статьи

Арабская весна может грянуть и в ноябре

0
11-11-2019, 19:18...
570

В Бейруте, Сайде, Триполи, Захле и других городах Ливана уже несколько недель продолжаются массовые протесты под социальными лозунгами. По оценкам наблюдателей, в них приняли участие миллионы людей – примерно половина жителей этой небольшой и очень специфической арабской страны. Подобные демонстрации не являются новостью для Ливана, который привык десятилетиями существовать в режиме перманентной политической турбулентности. 

Но дело не только в массовости продолжающихся сейчас акций – дело в том, что они впервые за многие годы объединили представителей различных этноконфессиональных групп, на которое традиционно делится местное общество. Христиан-маронитов (представителей одной из восточных католических церквей), суннитов, шиитов, друзов, армян, палестинских беженцев и православных. 
{banner_vnutri_news}
Участники выступлений, в которых заметно преобладала молодежь, сумели преодолеть застарелую вражду между общинами и вместе вышли на улицы. Формальным поводом для протеста стал новый налог на использование WhatsApp – местные телефонные компании пожелали избавиться от конкуренции со стороны популярного мессенджера и пролоббировали закон, вводивший за переговоры в нем абонентскую плату в местных фунтах, эквивалентную шести долларам в месяц. Помимо этого власти собирались поднять налоги на табачную продукцию – а все, кто бывал в Ливане, знают, что местные жители курят как паровозы.

Наконец, правительство анонсировало намерение увеличить НДС до 15% – под предлогом борьбы с дефицитом бюджета. Мелкий и средний бизнес воспринял эти намерения в штыки. И хотя это должно было произойти только через два года, местные жители сочли за необходимость подняться на борьбу прямо сейчас, проявив в этом упомянутое выше единодушие – которого от них явно не ожидали. 

Конфессиональное разделение страны изначально заложено в основе уникальной политической системы Ливана и является главной причиной сотрясающих его бедствий. Эта страна была создана в 1926 году, во время французской оккупации Сирии. Генерал Анри Гуро разделил подмандатную территорию на несколько составных частей, особо выделив среди них Ливан – место компактного проживания христиан-маронитов, которые составляли тогда большинство населения на отторгнутой у Сирии территории. «Национальный пакт», заключенный в 1943 году при провозглашении независимости Ливана, закрепил привилегии этой общины вкупе с этноконфессиональным разделением государства.

Ключевой пост президента Ливанской Республики до настоящего времени может занимать только маронит, пост премьер-министра – суннит, должность председателя Национальной ассамблеи всегда отведена для шиита, а заместителем спикера парламента и заместителем премьер-министра назначаются представители православной церкви. 

Шли годы, демографическая ситуация менялась за счет стремительного роста шиитской и суннитской общины – как результат, на сегодня почти 60% населения Ливана исповедуют ислам, и лишь 39% – христианство. Кроме того, в страну массово переселялись бежавшие из Израиля и Иордании палестинцы. В семидесятых шииты и друзы оспорили незыблемое владычество маронистских элит, потребовав справедливого раздела власти. Однако лидеры маронитской общины ответили на это созданием разнообразных парамилитарных формирований ультраправого толка, которые приступили к террору против своих оппонентов – опираясь на поддержку Израиля и США. 

Ливанские фалангисты, которые откровенно копировали в своей программе и униформе итальянских фашистов и гитлеровских наци, считали маронитов потомками древних финикийцев, противопоставляя себя арабам из остальных конфессий, опиравшимся на Сирию и Москву. Что привело к кровавой войне с участием иностранных оккупационных сил, продолжавшейся вплоть до начала девяностых годов.

Война улеглась – но страна оставалась расколотой изнутри. Параллельно с органами государственной власти огромную политическую роль играют независимые этноконфессиональные милиции – прежде всего, шиитская «Хезболла». Побывав в Ливане, мы убедились, что ее подразделения контролируют целые регионы, включая юг страны и долину Бекаа. А активное участие в отражении израильской атаки 2006 года повысило авторитет этой исламистской партии, которая сумела договориться с основными политическими игроками в лице суннитских и маронистских организаций. Что до поры до времени обеспечивало Ливанской Республике шаткий баланс, рухнувший сейчас, во время протестов. 

Но все изменилось. Новое поколение ливанцев требует полной перезагрузки политической системы, занимая площади и перекрывая стратегически важные магистрали. Правительство быстро отменило злополучный налог на WhatsApp, демонстративно снизило зарплаты чиновникам и выделило большую сумму для социальной поддержки бедных – но протест только расширялся, и премьер-министр Саад Харири (представитель влиятельного суннитского клана, связанного с саудовским капиталом, сын известного политика, взорванного в Бейруте в результате теракта) вскоре подал в отставку. Но это только увеличило требования ливанцев.

Представители традиционных политических партий рассматривают эти события как запоздалое эхо давно угасшей «арабской весны», подозревая, что за ними могут стоять США и Израиль, желающие ослабить иранское влияние на власть Ливанской Республики. Свидетельством этого служит риторика официальных американских и европейских чиновников, которые выражают ритуальную поддержку «демократическим устремлениям» ливанского народа. Что касается официального Тель-Авива, то он действительно заинтересован в максимальной дестабилизации ситуации в соседней стране с целью ослабления своего давнего врага «Хезболлы». А многие участники ливанской «революции кальянов» вполне соответствуют классическому образу постсоветских грантоедов, зависимых от воли и намерений своих иностранных работодателей. 

Однако причины массовых акций гораздо сложнее, чем это видится конспирологам с уютных виртуальных диванов. Достаточно сказать, что в их организации активно участвуют представители Коммунистической партии Ливана и левого Союза демократических сил, которых всегда было принято относить к антиизраильским силам. Сейчас они проводят собственные митинги, параллельно с акциями либеральных организаций, и в них активно участвуют юные палестинцы – потомки беженцев, которые обустроили свои лагеря на территории Бейрута и других городов Ливана.

Кто бы ни пытался использовать эти выступления, они, безусловно, имеют глубокие социальные корни. Ослабленная многолетней войной и санкциями страна, в которую хлынули беженцы из соседней Сирии, находится в глубоком экономическом кризисе – а сформированная по клановому принципу власть явно не могла, да и не очень стремилась разрешить болезненные проблемы, которые сильнее всего ощутила на себе страдающая от безработицы молодежь. Проблема состоит в том, что протестующие по-разному видят выход из тупика. 

И если левые участники акций требуют от правительства реальных изменений, чтобы изменить навязанную колониалистами систему и допустить к власти представителей народного большинства, то либералы удовлетворяются дежурными требованиями борьбы против коррупции – рассчитывая, что это поможет им занять опустевшие кресла старой элиты. 

А это грозит сбросить Ливан в пике новой бесконечной гражданской войны, с участием Сирии, Ирана, Израиля и США. Поздняя арабская весна в ноябре может смениться суровым морозом.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация