ВЛ / Статьи

«Хьюстон, у нас опять проблемы» или как российские тепловозы оказались в Америке

+15
1-11-2019, 21:22...
5 092

Москва 90-е

Во многих странах работали и работают до сих пор наши локомотивы, но однажды их угораздило попасть в Америку

Ты – мне, я – тебе 


История эта из "славных девяностых", когда продукты были по карточкам, в магазинах продавали "ножки Буша", а во властных верхах разгорался Конституционный кризис. 

Во всех отраслях экономики был спад, вследствие чего возник дефицит продукции. Нехватка коснулась и сельского хозяйства, поэтому в США, у крупной зерновой компании пришлось закупать озимую пшеницу. Брать — это хорошо, но платить тоже чем-то нужно. Поскольку рубль дешевел, а доллар, соответственно, дорожал, то решили расплачиваться "натурой". 
{banner_vnutri_news}
В качестве платежного средства выбрали тепловозы, посчитав каждый за 800 000 $. Хотите спросить, зачем американцам российские тепловозы? Да всё просто. В Америке существуют частные железные дороги, многие предприятия имеют собственные подъездные пути. А для этих дорог, собственно, нужны локомотивы. Американцы, как капиталисты, деньги считать умеют и за лишний цент удавятся. Поэтому на таких частных железных дорогах нередко встречается дефицит локомотивов. А так получается и наша сторона расплачивается за зерно и американцы рассчитывают, что дешевые российские тепловозы не только разрешат проблему с дефицитом локомотивов, но и в будущем многократно себя окупят. 

Сделано в России

"Американский" тепловоз ТЭМ7А на территории ЛТЗ Источник фото: trainpix.org Источник фото: trainpix.org 

В 1992 году на Людиновском тепловозостроительном заводе было подготовлено 11 тепловозов ТЭМ7А. 
  • Полный служебный вес 180 т 
  • Нагрузка от движущих осей на рельсы 22,5 т 
  • Длина локомотива 21500 мм 
  • Диаметр колёс 1050 мм 
  • Ширина колеи 1520 мм 
  • Тип двигателя КТЗ 2-2Д49 
  • Мощность дизеля 2000 л.с. (1470 кВт) 
  • Конструкционная скорость 100 км/ч 
  • Запас топлива 6000 кг 
  • Запас песка 2300 кг. 
  • Запас воды 950 кг 
  • Запас масла 800 кг 
В ходе подготовки был внесен ряд изменений в базовую модель. Во-первых пульт машиниста перенесли на другую сторону, так как ТЭМ7А — это маневровый тепловоз, и у нас на маневровых ездят большим капотом вперед, а в Америке — малым. Во-вторых были изготовлены тележки под колею шириной 1435 мм и поставлена американская полуавтоматическая сцепка. 

Готовые локомотивы в конце 1992 года на технологических (временных) тележках отправили в Санкт-Петербург, где они простояли целую зиму в ожидании отправки в Америку, и только весной тепловозы погрузили на грузовое судно. 29 марта 1993 года борт с локомотивами прибыли в порт г. Хьюстон, штат Техас, в сопровождении трёх российских специалистов: механика, электрика и главного инженера, которые должны были произвести монтаж заводских тележек, подготовить тепловозы к эксплуатации и обучить будущих машинистов. Помимо локомотивов также были отправлены и ящики с запчастями.

Выгрузка тепловоза ТЭМ7А-1008 в порту Хьюстона Фото из журнала "Port of Houston", June 1993 
 

Выгрузка тепловоза ТЭМ7А-1008 в порту Хьюстона. На локомотиве виден ряд закрепленных ящиков с запчастями. Фото из журнала "Port of Houston", June 1993 

Один тепловоз предназначался для самой компании-покупателя и был окрашен в синий цвет, остальные тепловозы были на продажу и имели красную окраску.

Тепловоз ТЭМ7А-1005 компании AMERICAN GRAIN & INC. Источник фото: trainpix.org 

«Хьюстон, у нас проблемы» 


Когда все тепловозы были поставлены на колеса, возникла первая проблема. Сначала таможня не хотела отдавать груз, так как законность торговой сделки вызывала сомнения из-за того, что не было точно установлено, кто собственник и нет ли коррупционной составляющей. Локомотивы на продолжительное время оставили на территории порта. А потом — вторая неприятность, пришли добрые дяди из FRA (Federal Railroad Administration — Федеральная администрация железных дорог) и устроили проверку, которую естественно, тепловозы не прошли — то перила не отвечают нормам безопасности, то тормоза не той системы, то высота сцепки чем-то не понравилась. О чем думал покупатель, когда приобретал локомотивы и почему не предоставил заводу-изготовителю никаких технических требований для соответствия железным дорогам США? 
Короче говоря, сертификацию машины не получили, а значит не могли эксплуатироваться на сети железных дорог США, и были арестованы, на время выяснения всех юридических вопросов. Хозяев морского порта такая ситуация не устраивала и они предъявили претензию: "Господа, мы, конечно, всё понимаем, но освободите пожалуйста территорию от этой груды металла. Это вам не бесплатная парковка, можем и счет за аренду площади выставить." Сжалились чиновники и дали разрешение переместить тепловозы в другое место. Новым пристанищем для локомотивов стала территория старого сталелитейного завода ARMCO.
 

Тепловозы ТЭМ7А, Хьюстон, штат Техас, США Источник фото: flickr.com Автор - Jessica Stacey 

В гостях хорошо, а дома лучше 


Не знаю, каков уровень бюрократии в США, но простояли бедные ТЭМ7А, без малого, десять лет, пока их не отдали хозяину. За это время тепловозы не запускались и покрылись ржавчиной, ведь рядом океан, а влажный воздух ускоряет процессы коррозии. Владельцу ничего не оставалось делать, как списать локомотивы и выставить на продажу. 

Фактически по цене металлолома, почти в пять раз дешевле, тепловозы обратно выкупает Россия. И в 2004 году, по крайней мере, девять локомотивов из одиннадцати возвращаются домой.

В России им был сделан капитальный ремонт и тепловозы приступили к работе. 

Некоторые машины, вернувшиеся в Россию, были куплены крупными фирмами: «Лукойл», «ГазПромТранс», «НоваТЭК», «В-Сибпромтранс» и др. «Американскому» диапазону номеров 1001—1011 соответствует «российский» 0210-0220.

ТЭМ7А-1002 Источник фото: trainpix.org





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация