Вежливые люди
ВЛ / Статьи

«Убийца» Су-57 и МиГ-35 готовится к бою

14-09-2019, 02:00
...
666


Пентагон обещает вернуть свое господство в воздухе за счет ракеты, способной гарантированно уничтожать российские истребители

Издание U.S. Air Force, неформальный рупор ВВС США, сообщило, что американские ВВС после 2020 года восстановят гарантированное превосходство в небе, имея в виду таких противников, как Россия и Китай. Автор публикации, главред Джон Тирпак, тем не менее, признал, что РФ и КНР ударными темпами сокращают технологический разрыв. 

По словам Тирпака, у Москвы и Пекина «окно возможностей» возникло из-за недальновидности Вашингтона, который «после победы над СССР», мягко говоря, расслабился. Ему об этом поведал Центр стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments, или CSBA — авт.), который сообщил, что интеграция в единый механизм российских средств ПРО и высокоманевренной авиации, а также достижения в РЭБ «подорвали преимущество Америки в военно-воздушных силах». 

Как янки будут восстанавливать былое могущество, поделился с соотечественниками директор по воздушным и кибернетическим операциям Тихоокеанских ВВС США, генерал-майор Скотт Л. Плеус. «F-35 и F-22 будут незаметно проникать в оспариваемое воздушное пространство и „подобно пылесосам" отсасывать информацию, передавая ее тяжеловооруженным самолетам четвертого поколения, находящимся за пределами оспариваемого района, — сказал он. — Но эти самолеты нуждаются в ракетах более высокой дальности, с технологией SCRAMJET (гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя) … которые будут летать гораздо дальше, гораздо выше, гораздо быстрее».

Таким идеальным оружием уничтожения самолетов противника должна стать ракета AIM-260, которую с 2017 года разрабатывает корпорация Lockheed Martin. Она предназначена для замены AIM-120 AMRAAM («Американский таран», с дальностью поражения 50 км в первой версии), которую Скотт Л. Плеус назвал «бесспорным чемпионом воздушного боя с начала 1990-х годов». 

Несмотря на высокопарность, Плеус на самом деле не сильно погрешил против истины. Напомним, AIM-120 была разработана в ответ на советскую авиационную ракету Р-27, которая существенно переигрывала в 80-х годах прошлого века тогдашнюю самую передовую американскую ракету AIM-7 Sparrow — «Воробей».

К этому времени в СССР уже велись работы по созданию ракеты Р-77 (с дальностью поражения 110 км), которая должна была «затмить» AIM-120. Но эпоха ельцинизма на многие годы задержали её серийное производство. Таким образом, у американцев образовалось временное превосходство в ракетах «воздух-воздух», которое к настоящему времени полностью подорвано, даже по оценкам экспертов Пентагона. 

Несмотря на ряд модернизаций, «Американский таран» сегодня морально устарел. Причем даже увеличение дальности поражения и набор оборудования для противодействия РЭБ уже не делают «американский таран» гарантированным убийцей истребителей Су и МиГ. Версия AIM-120D, способная атаковать вражеские самолеты с дистанции 180 км, имеет ценник $ 2 млн. — дорого даже для ВВС США. Её закупают совсем небольшими партиями для тяжелых истребителей F-22, в том числе из-за сомнительной ценности. 

Как пишет популярный новостной портал США Jejaktapak, «основная причина для замены AMRAAM — все более изощренное использование вражеской авиации». Издание даже привело обидный для Пентагона пример, когда американцы «опозорились по полной программе».

В феврале 2019 года индийцы предложили американцам «сбить» свой Су-30МКИ самой лучшей ракетой AIM-120С — конечно, не в реальной атаке, а в боевой симуляции. Это произошло, скорей всего, после того, как 20 февраля 2019 года корпорация Lockheed Martin представила новый легкий многоцелевой истребитель «F-21 для Индии и из Индии». 

Речь идет о специальной версии истребителя F-16, который должен был вытеснить наш МиГ-35 в многолетнем тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на покупку 114 ультрасовременных «средних многоцелевых боевых самолетов» для ВВС Индии. 

Американцы привезли с собой программное обеспечение для виртуального обучения, в том числе для имитации воздушных боев. Скорей всего, выходные сигналы тренажера кабины Су-30 МКИ подключили к математической модели, разработанной Lockheed Martin, причем за штурвал сел реальный летчик ВВС Индии. «…Используя комбинацию систем РЭБ сложные и высотные маневры благодаря управляемому вектору тяги, истребитель Су-30 МКИ увернулся от пяти ракет AIM-120С», отмечает Jejaktapak. 

Между тем, Су-30 был разработан в 1990-х годах, значит, более продвинутые истребители Су-35 и Су-57 тем более справятся с атаками даже F-22 — не говоря уже о F-16. Таким образом, высокая маневренность не только дает большое преимущество в воздушном бою на коротких дистанциях, а также позволяют самолету легче избежать дальней ракетной атаки. 

Собственно, именно высокоскоростная управляемая тяга наших самолетов подтолкнула Пентагон к созданию дальнобойной и гиперзвуковой ракеты AIM-260 — чтобы «уменьшить время реакции вражеского истребителя для выполнения противоракетного маневра». 

Заокеанские эксперты, кстати, уже оценили вероятную стоимость «убийцы Су-57 и МиГ-35». По самым скромным подсчетам, новый «американский таран» будет стоить не дешевле $ 4 млн. Хотя вполне вероятно, что цена возрастет, как минимум, вдвое. Появилась информация, что Lockheed Martin планирует установить на AMRAAM-2 активную фазированную антенную решетку. Это позволит, по замыслу разработчика, обеспечить более широкий радиолокационный охват и предотвратит уход русских истребителей во время маневра из зоны радара перехватчика. Кстати, в США не скрывают, что идею «позаимствовали» из описания новейшей российской ракеты К-77. 

Значит, всего лишь десяток AIM-260 обойдутся американским налогоплательщикам во столько, во сколько один «золотой» истребитель F-35. Повторимся, ВВС США закупает у Lockheed Martin, по сути, штучные партии устаревшей ракеты AIM-120D при реальной потребности в разы больше. Для примера, совсем недавно ВВС Индии приобрели у России 1000 ракет Р-27 на сумму $ 220 млн. только для локального конфликта в Кашмире. 

Несложный расчет показывает, что даже десяти миллиардов долларов не хватит для ежегодного обеспечения американской боевой авиации новейшими AMRAAM-2. Для сравнения, весь бюджет Пентагона в 2019 году составляет $ 716 млрд.

Ладно бы, если AIM-260 и впрямь оправдал бы звание стопроцентного «убийцы» Су-57 и МиГ-35, однако такой гарантии нет даже в Вашингтоне. Во-первых, в США сегодня не создан реально работающий гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, способный продержаться в полете хотя бы несколько миль. Между тем, новый «Американский таран» должен мчаться к цели порядка 400 км. Во-вторых, невольно напрашивается вопрос, сколько же должна нести горючего ракета, чтобы преодолеть такую дистанцию? Тонны, — отвечают эксперты. Или нужно иметь ядерную силовую установку, как в русском «Буревестнике». 

А в-третьих, в будущих войнах один российских истребитель будут сопровождать до десятка ложных целей, выдающих на радарах перехватчика такую же картинку, что и сам самолет. В этом случае, для перехвата, к примеру, МиГ-35 потребуется столько ракет, что стоимость их многократно превысит атакуемую машину. В этой связи Jejaktapak вполне логично делает вывод относительно планов «вернуть господство в небе после 2020 года»: «Способность AIM-260 еще предстоит доказать, но, кажется, есть достаточно места для улучшения дизайна AIM-120». 

Тем не менее, тройка мировых лидеров в области боевой авиации уже вступила в гонку вооружения в области самого дорогого тактического оружия — авиационных ракет. Здесь, однако, критически важен потенциал всей экономики, способной обеспечивать оборонку высокими казенными расходами. США и КНР, судя по всему, эту тяжелую ношу, хоть и с трудом, унесут. А Россия может и надорваться.


+1

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать


Наша группа в ОК:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация