ВЛ / Статьи

Светочи деградации

+2
5-09-2019, 00:00...
667


Почему государство должно установить жесткий контроль за сферой культуры

Человек есть существо социальное, он не развивается сам по себе, а двигается вместе с обществом, следует за его лидерами. И когда мы говорим про культуру, то тут тоже есть свои доминанты, должны быть творцы, которые покажут настоящее искусство, а через него придет понимание прекрасного и банальное — что такое хорошо и что такое плохо. 

Но что случится, если вектор движения нарушится, культурой займутся люди непригодные для этого? Все очень просто — народ потеряет культурно-нравственный ориентир и начнет деградировать со всем вытекающими последствиями. И проблема в том, что деградация — это реальный вызов, брошенный современному обществу. Тонкой материей искусства и культуры пытаются овладеть люди, которым это противопоказано. Когда за живопись берутся те, кто ничего сложнее круга нарисовать не в состоянии, когда музыку пишут те, на чьем ухе медведь поселился, либо ставят театральные постановки даже не понимая что есть театр. 

И все бы это были общие слова, если бы не живые примеры. Одним из таких является, вероятно, телевизионный продюсер и театральный режиссер Всеволод Лисовский, который на 46-м году жизни почему-то решил, что теперь ему нужно заниматься театром. Возможно, потому, что, по его мнению, пришла очередь чего-то нового. 

Стоит ли удивляться, что театральные эксперименты вновь прибывшего театрала достаточно быстро обрели премию Фонда Михаила Прохорова, а также несколько «Золотых Масок». Деятельность данного Фонда и данной премий может служить образцом отсутствия вкуса, с той лишь разницей, что премия существует за государственный (народный счет), а Фонд тратит деньги олигарха, нажившегося на ресурсах нашей страны.

Но вернемся к господину Лисовскому, который в одном из своих свежих интервью выдал емкую фразу, отражающую суть всего того, что он творит с несчастным театром — «Мне лень брать автоматы и идти ради спектакля грабить банк. Легче получить там грант». Только «высокообразованный» человек мог такое выдать. Правда, стоит оговориться, что не все дают Лисовскому денег на его эксперименты с театром. Режиссер жалуется, что не готов обращаться за деньгами непосредственно к министру культуры России Мединскому потому, что в Минкультуры РФ над его заявкой просто посмеются и денег не дадут, так как у такой поддержки есть множество требований: «Он связывает свои деньги с такой кучей обременений, что сорок раз подумаешь, идти ли в этот «банк», — заявил Лисовский. 

В этом мы можем увидеть много положительного. Во-первых, таким как Лисовский денег не дают, во-вторых, министерство в принципе не разбрасывается деньгами на право и налево, и не раздает их всем подряд, как в последнее время стало модно. Значит, государственный контроль присутствует, и осуществляется та самая пресловутая культурная политика.

Однако теперь стоит пояснить, почему режиссеры уровня Лисовского мало что заслуживают. Да хотя бы потому, что наш режиссер вовсе и не режиссер, а так человек без определенной специальности. Вот что он сам про себя говорит: «Режиссером я объективно не являюсь. Во-первых, потому что не учился и каких-то специфических режиссерских навыков у меня нет». Дальше больше: «Я — человек без высшего образования и не бог весть какой теоретик: теоретическая база у меня на уровне дацзыбао». После таких слов можно было бы, что называется, тушить свет, но только не в России. И так, Лисовский сам признается, что ни профессиональными качествами, ни достойным образованием не обладает. 

Да и от просто культуры данный персонаж очень далек. «Если одни люди это делают, а другие на это смотрят, и если и те, и другие получают от этого удовольствие — то я рад за всех. А я занимаюсь своей фигней». Наш подопытный сам признается, что занимается фигней, как далеко «фигня» находится от культуры и искусства, думаю, никому объяснять не нужно.

Стоит ли говорить, что большинство приведенных фраз высказаны не где-нибудь, а в Новосибирске, городе, где с культурой большие проблемы, есть перфомансы, абстракции и фарс, а культуры мало и этим живут новосибирцы. Живут потому, что местные власти культурой политикой уже несколько десятилетий практически не занимались, и здесь пустили корни все те, кого не приняли в других регионах России. Навоз, как известно, является хорошим удобрением и дает бурную растительность. Например, местное министерство культуры финансово поддерживает проведение фестиваля уличных театров «Три вороны», на который со своим «спектаклем» приехал Лисовский, вот только театра в его постановке «Неявные воздействия» нет. Толпа ходит по городу и повсюду что-то вытворяет, то ляжет на асфальт, то залезет в мусорные баки, то начнет орать во все горло под случайными окнами или даже заберется на строительные леса и все это часто сопровождается матом. Стоит ли удивляться, что данные действия профинансированы нашими деньгами. Другие выступления идут в том же духе, самого театра попросту нет. А сам фестиваль реализует «Первый театр», также находящий на попечении местных культурных властей. 

Все это не стихийные процессы, происходящие независимо друг от друга. Руководят ключевыми учреждениями культуры региона, а также занимают властные посты такие неоднозначные персонажи, как, к примеру, министр культуры области Игорь Решетников, работающего на руководящих постах в министерстве с 2010 года. Именно при нем год от года множится число скандалов в культурной среде области, а также все больше денег уходит на сомнительные проекты. 

Вообще к финансированию культуры в данном регионе вопросов очень много, всего на реализацию Государственной программы «Культура Новосибирской области» только в 2019 году выделено почти 3.7 млрд рублей. В то же время, например, Новгородская область на эти цели получит на пять лет только 2.4 млрд. Столько же потратит на культуру Свердловская область, где населения значительно больше, чем в Новосибирской. И высокие траты на культуру были бы, безусловно, оправданы, если бы шли на дело. А вот как тратятся эти деньги в Новосибирске совершенно непонятно, на сайте Министерства культуры Новосибирской области финансовая деятельность практически не отражена, а раздел «Гранты» не ведется с 2015 года. 

Подведем итоги всего вышесказанного. Каким-то непостижимым образом в список новаторов современного российского театра затесался некто Всеволод Лисовский, человек без специального образования и знаний, и, похоже, с нигистическими взглядами. И тут можно впасть в недоумение — как человек, который сам ничего не умеет будет учить чему-то других, а ведь театр именно учит. Но главное проблема в том, что такое «творчество» получает в наше время распространение и финансирование. Кто-то просто за этим не следит, а руководство регионального министерства культуры активно продвигает и спонсирует. Как было уже сказано, ведет все это в пустоту и к полной деградации. Но должны ли мы это терпеть? Нет, конечно. Таким явлениям нужно сопротивляться и противоборствовать: государство должно установить жесткий контроль за сферой культуры.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация