ВЛ / Статьи

Немцы запасаются йодом. Это к войне?

0
30-08-2019, 04:00...
981


Европа, похоже, смирилась с неизбежностью превращения в арену столкновения между США и Россией

Берлин всерьез опасается возможности ядерной войны в Европе. Такое мнение в эфире канала «Россия 1» озвучил главный редактор интернет-издания World Economy Александр Сосновский. 

Журналист сослался на то, что в середине августа Берлин «между строк» объявил о приобретении 190 млн таблеток йода якобы на случай инцидентов на АЭС. Однако Сосновский убежден, что страна «готовится к чему-то другому», не имеющему отношения к мирному атому. 

Он также рассказывает, что Федеральное управление по гражданской обороне и помощи при катастрофах (немецкий аналог МЧС — ред.) официально рекомендовало жителям Германии вернуться к пакету первой помощи «на случай катаклизмов». Речь, по словам Сосновского, идет о товарах первой необходимости общей стоимостью около 250−300 евро, список которых был регламентирован в 2017 году. 

Журналист уверен, что речь идёт не о катаклизмах, а о подготовке к возможному началу войны, в которую может оказаться вся Европа. 

«Какие катаклизмы? Речь идет о том, что немцы всерьез подумывают о возможности войны. И они полагают, что ареной этой войны в первую очередь будет Европа и, скорее всего, Германия. Это очень опасная ситуация, которую в Европе осознают», — подчеркнул он.

Журналист выразил мнение, что президент США Дональд Трамп собирается переформатировать мировую политику, согласно этой концепции, мир будет разбит на «кластеры», а управлять всеми процессами станут из Вашингтона. Одним из таких кластеров будет Польша — как место размещения американских ядерных ракет. Сосновский напоминает, что премьер-министр этой страны Матеуш Моравецкий выступил за размещение ракет в Европе сразу же после выхода США из ДРСМД. Польский политик ранее призвал обсудить такую возможность на отдельном саммите НАТО. 

По мнению Сосновского, Германию «заталкивают» на задний план мировой политики, что наглядно продемонстрировал саммит G7 во Франции. При этом, подчеркнул Сосновский, риски от американских ядерных ракет берут на себя не только страны так называемого «Интермариума» во главе с Польшей, но и остальная Европа. 

Страны ЕС и, в первую очередь, Германия ранее выражали беспокойство перспективой размещения на своей территории американских ракет после прекращения действия ДРСМД. Однако они при этом возлагали ответственность за крах договора и на Россию, призывая ее вернуться к его соблюдению, фактически озвучивая навязываемые со стороны США тезисы, которые обвиняли нашу страну в нарушении договора. Таким образом, получается, что Европа проявила свою несамостоятельность и продемонстрировала неспособность влиять на ситуацию. 

Так что, выходит, Сосновский прав, и ведущая страна ЕС действительно оказывается на «задворках» международной политики и бессильна как-то предотвратить негативный сценарий?

Впрочем, все это достаточно абстрактные рассуждения, а вот действия властей Германии, которые Сосновский рассматривает как подготовку к войне, вполне конкретны. Насколько же обоснованы его опасения? 

— Йод вряд ли находится в компетенции политологов, однако есть статистика, которая может пролить свет на такое щепетильное отношение Германии к безопасности своих граждан, — считает исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. 

— Согласно данным из открытых источников, количество умышленных убийств в Германии составляет одно в год на сто миллионов жителей. В США — пять. А в России — все десять. Из этого можно сделать вывод, совсем слегка спекулятивный, что в Германии и отношение государства к безопасности жителей в десять раз более бережное. А это значит, что даже к гипотетическим бедствиям, включая связанные с мирным и не очень атомом, в Германии стараются системно подготовиться загодя. Это хорошая практика, которую России желательно перенять. 

«СП»: — По словам Сосновского, Дональд Трамп хочет переформатировать мировую политику, разбив мир на «кластеры», одним из которых должна стать Польша в качестве территории для размещения американских ракет. Так ли это? Германию это пугает? 

— Желание Вашингтона сохранить мировую гегемонию в контексте глобальной нестабильности, в которой сам же Вашингтон порой обвиняют — вещь очевидная и довольно понятная. Москва с переменным успехом пыталась и пытается сохранить своё влияние на постсоветском пространстве, Вашингтон — на общемировом.

Разделение мира на «кластеры» — явление вовсе не рукотворное и уж тем более не скоординированное каким-то единым центром. Об этом давно пишет, к примеру, Иммануил Валлерстайн. Идее «Интермариума», или Междуморья, тоже сто лет в обед. На сегодняшний день эта идея представляется архаичной вследствие изменения характера мировых коммуникаций и транспорта. «Интермариум» — это такая линия Мажино. Строить-то её можно, но собственно оборонного смысла в ней особенно нет. 

Польша, действительно, проявляет, наверное, наибольший энтузиазм в контексте планов США по развёртыванию своих вооружений на этом пространстве. Это, очевидно, должно придать определённой части польского политического класса чувство защищённости от воображаемой агрессии со стороны Москвы. Германия же подобную агрессию с восточного направления не воображает, поэтому опасается общего усиления милитаризации на своих границах. 

«СП»: — Кстати, раньше во времена холодной войны американские ракеты стояли в самой Германии. Тогда это не так напрягало? Есть ли общие черты между той и нынешней ситуацией, и чем они различаются? 

— В Западной Германии, где, в отличие от Восточной, существовала свобода политического выражения, в эпоху холодной войны регулярно проходили антивоенные демонстрации, причём связанные не с симпатией к СССР, а с общими соображениями поддержания мира. 

Что же касается сопоставления тогдашнего противостояния с нынешним, то картины кардинально разнятся. Во-первых, США сохранили своих основных союзников, у России же сателлиты отсутствуют как класс. Во-вторых, в то время имело место идеологическое противостояние и обоюдное желание «продвинуть» свою политическую систему среди стран другого лагеря, сегодня же, как минимум, один из участников противостояния этого не хочет. Кроме того, в-третьих, государства мира сегодня крепко связаны не только экономически, как было и накануне Первой мировой, но и информационно. Все смотрят одни и те же фильмы, слушают одну и ту же музыку, следуют одной и той же моде. Все в той или иной степени живут в капиталистической экономике, в обществе потребления, что, кстати, не мешает иным лидерам критиковать и капитализм, и избыточное потребление. Война, к счастью, отменяется.

«СП»: — Говоря о возможном протесте Германии против размещения в Европе ядерных ракет США, Сосновский отметил, что ФРГ «заталкивают» на задний план мировой политики, что наглядно продемонстрировал саммит G7 во Франции. Так ли это? То есть Германия вообще ни на что не влияет в этом вопросе? 

— В двусторонних отношениях США и Польши Германия не играет решающей роли, это правда. Собственно, и в мировой политике Германия сегодня менее заметна, чем раньше. Другой вопрос, что «задвинули» Германию коллективными усилиями союзников по итогам Второй мировой войны, а никак не на прошедшем на днях саммите G7. 

«СП»: — Кто еще, в Европе, по-вашему, готов к войне, а кто нет? Может ли Берлин консолидировать усилия тех стран ЕС, которые также опасаются войны? 

— Никто не хочет войны ни в ЕС, ни в США. У той же Польши главный мотив — избежать конфронтации, но страна его реализует особым образом. Здесь следует, скорее, задать вопрос о том, о войне между кем и кем и по поводу чего может идти речь. И если стороны конфликта более-менее ясны, то причина повисает в воздухе. «Вы нам не нравитесь», «вы вмешались в наши выборы» или «хотим поставлять свой газ в Европу» — это не поводы для войны между великими державами. 

Собственно, великие державы не воевали друг с другом с 1945 года, если говорить о «настоящих» войнах. Вспоминая историю, ядерная атака США на Хиросиму и Нагасаки случилась в контексте шедшей уже несколько лет изматывающей конвенциональной войны. Это никак не соотносится с текущим положением дел в мире. 

Нужно отметить также, что слова Чехова о ружье, которое, появившись в первом акте представления, должно обязательно выстрелить в финале, неприменимы к вопросам оружия массового уничтожения. В противном случае мы придём к нелепому выводу, что Первая и Вторая мировая войны случились главным образом вследствие того, что у противников накопилось много оружия или что они его разместили каким-то неправильным образом, вызвав гнев соседей. 

По мнению ведущего аналитика Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, вероятно, действия властей ФРГ связаны с решением вполне прагматичных тактических задач.

— Во-первых, избиратель в этой стране довольно тревожно реагирует даже на события и темы, связанные с другими регионами мира. Например, авария на АЭС «Фукусима» серьезно повлияла на результаты выборов в ряде федеральных земель ФРГ в 2011 году. За последние полгода в центре информационной повестки находилось несколько тем, так или иначе связанных с ядерной безопасностью — от событий в реальном мире (например, напряженной ситуацией вокруг Ирана) до явлений массовой культуры, которые оказывают не меньшее влияние на общественное мнение (вспомним выход мини-сериала HBO «Чернобыль»). На этом фоне властям ФРГ важно продемонстрировать избирателю: «мы бдим». И в данном случае правительству этой страны даже выгодно, что дополнительное внимание к подобным мерам привлекают не сами власти, а представители медиа-сообщества. 

Во-вторых, не так давно Министерство обороны страны возглавила председатель ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Чтобы получить шанс стать преемницей Ангелы Меркель во главе не только партии (что уже произошло), но и правительства, ей нужно заработать дополнительные политические очки. А для этого в информационной повестке должны находиться темы, касающиеся сферы деятельности военного ведомства. Кстати, немецкие политики, занимавшие данный пост, неоднократно становились мишенями для информационных атак. В этих условиях госпоже Крамп-Карренбауэр тем более важно, чтобы в центре внимания находились объективно выгодные ей темы. Кроме того, еще накануне вступления в должность главы Минобороны, Крамп-Карренбауэр анонсировала увеличение расходов на вооружения. Чтобы в глазах избирателей подобные шаги были оправданы, нужно, чтобы они поверили в угрозы, ради которых эти меры предпринимаются. В этом смысле обсуждение в СМИ темы «ядерной войны» может быть в итоге объективно на руку команде Меркель.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация