Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Скандал у немцев: Девочек не берут в хор для мальчиков

21-08-2019, 05:00
...
900


Несмотря на насаждаемые в Европе либеральные ценности, здравый смысл пока ещё берёт верх

Административный суд Берлина отказал в удовлетворении иска матери, требовавшей зачислить её 9-летнюю дочь в Государственный кафедральный хор мальчиков. 

Берлинский Государственный кафедральный хор (нем. Der Staats- und Domchor Berlin) является старейшим музыкальным коллективом столицы Германии. Ещё в 1465 году курфюрст Фридрих II Бранденбургский самолично отобрал пять «поющих мальчиков» («Singeknaben») для украшения их пением богослужений, совершаемых в Домском соборе. Сегодня концертная труппа хора состоит из 80 детей и подростков, всего же в разных группах этого коллектива занимаются 300 юных певцов. Помимо многочисленных наград, хор в 2002 году был удостоен Европейской премии молодёжной хоровой культуры. Современная музыкальная жизнь Берлина немыслима без участия этого прославленного коллектива в постановках оперных театров и в концертах Берлинской филармонии. 

Повторюсь: изначально — то есть с года основания хора курфюрстом Фридрихом Вторым, этот певческий ансамбль являлся исключительно хором мальчиков (Knabenchor). Эта традиция сохраняется и поныне — в действующей редакции устава хора так и записано: «Gattung — Knabenchor» («Жанр — хор мальчиков»). Но жительница Берлина Сюзанна Брекляйн — мать девятилетней девочки, — именно в том, что в хор принимают только мальчиков, усмотрела «дискриминацию дочери по признаку пола, что нарушает её право на равное участие в мероприятиях, финансируемых государством» (со времён короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV (1795−1861) повелось, что труд каждого из певцов этого хора — тогда он назывался Королевским хором Домского собора — оплачивается из государственной казны).

Аргументы у фрау Брекляйн были следующие: к январю 2018 года её дочь уже пела несколько месяцев в смешанном детском хоре берлинской Комической оперы (Komische Oper Berlin), а с февраля по август 2018-го занималась в певческой школе для девочек при Кафедральном соборе во Франкфурте-на-Майне (Domsingschule). Кроме того, дочь учится в музыкальной гимназии им. Генделя (Händel-Gymnasium), куда была зачислена с 83 баллами при среднем балле 67! Но когда в ноябре 2018 года она обратилась с просьбой принять её в берлинский Государственный Кафедральный хор мальчиков, там ей отказали, написав, что «девочка никогда не сможет петь в хоре мальчиков. Так же, как кларнет не может играть в струнном квартете». 

«Что значит не сможет?!» — возмутилась фрау Брекляйн. И пошла искать правды в администрации берлинского Университета искусств (Universität der Künste Berlin, сокр. UdK), осуществляющего художественное руководство хором. И, видать, закатила там такой «сольный концерт», что администрация, дрогнув, созвала Отборочную комиссию для индивидуального прослушивания навязываемой им хористки! Но вердикт комиссии был суров: «У девочки недостаточная мотивация, у неё отсутствует основа для обучения. Также вызывает сомнения её доверительность в сотрудничестве с родителями», — записали члены комиссии в своём решении.

Но мать отвергнутой и это не убедило. Принципиально отказавшись от предложения администрации UdK «в любой момент принять её дочь в любой из хоров девочек, организационно связанных с Государственным Кафедральным хором мальчиков», экс-референт Бундестага по вопросам правовой политики, доктор юридических наук Сюзанна Брекляйн, будучи профессиональным адвокатом по делам о дискриминации, направила от имени дочери иск в Административный суд Берлина. В иске она указала, в частности, что «ограничение доступа в данный хор ненадлежащим образом дискриминирует девочку», что «неопровержимых причин, по которым девочкам отказывают в членстве в хорах мальчиков, не существует» и что «различие голосов, которое воспринимают только эксперты, не может в принципе служить оправданием для исключения девочек из состава хоров мальчиков». 

В пятницу, 16 августа, судья Третьей палаты Административного суда Берлина Йенс Тегтмайер после четырёхсового рассматрения этого иска по существу заявленных требований, постановил признать его не подлежащим удовлетворению на том основании, что «анатомические различия между голосами девочек и мальчиков приводят к дифференциации (разделению) хорового звучения». Кроме того, как отметил судья в своём решении, «Свобода искусства выше равенства полов, предусмотренного в Основном законе Германии». 

Разумеется, фрау Брекляйн решением судьи осталась недовольна: «Звуковые различия могут улавливать лишь энтузиасты акустики, — сказала она в заявлении для СМИ. — Известно, что каждый музыкальный инструмент звучит немного по-другому. Но всё же то, что различают уши экспертов, не может оправдать исключение девочек из участия в качественном музыкальном образовании при государственном финансировании многих хоров. То, что женщин и девочек пытаются держать подальше от сцены и выступлений в церквях, имеет исторические традиции. Но сегодня нельзя больше ссылаться на историю. Исключать кого-то по признаку пола — это неконституционная дискриминация».

Как уже объявила Сюзанна Брекляйн, судебное решение она обжалует в Высший административный суд Берлина. Добьётся ли она там желаемого ею результата — сказать не берусь. Но что Евангелическая церковь Германии (ЕЦГ) сама давно отходит от исторических традиций — факт общеизвестный: достаточно сказать, что обряды бракосочетания однополых пар там проводят уже не первый год. И это является одной из причин, почему ЕЦГ теряет прихожан: только в 2018 году из неё вышли почти 220 тыс. человек. Церковь прилагает все усилия, чтобы удержать людей. Так, например, епископство баварского Регенсбурга организовало «горячую» телефонную линию для прихожан, решивших выйти из церкви. Но, по словам диакона Михаэля Вайсмана, которого на днях процитировал государственный медиаресурс Deutsche Welle, «почти треть тех, кто звонит по этому номеру, всего лишь хочет „выпустить пар", то есть ругает ответившего им священнослужителя». 

Что же касается исторических традиций ЕЦГ, то ещё большой вопрос, что именно понимать под этим термином. Ведь если Мартин Лютер сам был первым нарушителем традиций, то что мешает сегодняшним продолжателям его дела изменить статус Хора мальчиков берлинского Домского собора? Одно успокаивает: не только по художественной линии, но и организационно этот хор подчинён берлинскому Университету искусств, где пока что улавливают различия между гендерным равенством и свободой творчества. 

Германия


+2

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать


Наша группа в ОК:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация