ВЛ / Статьи

«Керченский инцидент»: Украинские моряки освободят нары только для Порошенко

+1
7-08-2019, 04:00...
619


Кремль отпустит арестованные экипажи бронекатеров лишь под гарантии Киева о наказании настоящих преступников

Имя недавнего президента Украины Петра Порошенко сегодня фигурирует как минимум в 11 уголовных производствах, которые на его родине ведет Государственное бюро расследований (ГБР) этой страны. Адвокаты экс-президента заверяют, что у следователей нет к нему никаких претензий. В самом деле, ни по одному делу обвинения Петру Алексеевичу пока не предъявлены. Но от подследственного до подозреваемого — путь длиною в один росчерк пера. 

Велика вероятность, что после формирования нового правительства Украины и назначения нового генерального прокурора Порошенко этот путь все же вынужден будет пройти. По крайней мере, по некоторым производствам его вина видна, что называется, невооруженным глазом. 

Одно из таких дел связано с прошлогодним инцидентом в Керченском проливе и введением в связи с ним военного положения в некоторых областях государства. Бывший соратник Виктора Януковича — Андрей Портнов, который подал заявление в ГБР, обвинил Порошенко в государственной измене, попытке свержения конституционного строя и превышении служебных полномочий.

Заявлять, конечно, можно о чем угодно, но именно эта история внезапно приняла в Киеве серьезный оборот. В установленный законом срок сведения об уголовном производстве по факту возможного преступления были внесены в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР). Причем внесены не просто для галочки. Выясняется, что следователи активно «копают» под бывшего президента. 

На днях стало известно, что ГБР изъяло у командования Военно-Морских сил Украины (ВМСУ) копии документов, которые касаются неудавшегося прохода украинских боевых катеров и буксира через Керченский пролив 25 ноября 2018 года. Основанием для этого стало постановление Печерского суда Киева. Кроме того, этот же суд по ходатайству ГБР в рамках дела о госизмене назначил проведение экспертизы.

В чем суть экспертизы? Остается только догадываться. Здесь достаточно провести мысленный эксперимент. Да, Украина считает Крым своей территорией и отстаивают право свободно проходить своими кораблями и судами из Черного в Азовское море и обратно. Но Москва, исходя из совершенно других политических реалий, ввела в Керченском проливе мучительный для Киева «пропускной режим». Украинским морякам, хотят они этого или нет, приходится считаться с новыми правилами. Или отправляться за решетку следственного изолятора в Москве. И отвечать по всей строгости российского законодательства. 

О том, что на проход военных кораблей нужно запрашивать разрешение в РФ, в Киеве точно знали. За два месяца до задержания украинских военных моряков их же поисково-спасательное судно «Донбасс» и морской буксир «Корец» ВМС Украины уже дисциплинированно запрашивали разрешение у российских властей на прохождение под Крымским мостом по пути из Одессы в Азовское море. Информацию об этом распространил глава Крыма Сергей Аксенов, а в пресс-службе Росморречфлота подробно описали процедуру. 

Как результат — никаких проблем у ВМСУ не возникло. «Донбасс» и «Корец» на подходах к Керченскому проливу спокойно отстояли в очереди за гражданскими судами и даже приняли на борт российского лоцмана. Который, стоя на мостике украинского буксира «Корец», провел этот небольшой отряд кораблей по узкому судоходному фарватеру. 

На Украине поспешили отмахнуться от столь явной военно-морской «зрады». «Никаких разрешений наши корабли у страны-агрессора не запрашивали, а реализовали свое законное право на прохождение через пролив», — не моргнув глазом соврал пресс-офицер ВМСУ Олег Чалик. 

Но нам и нынешним киевским следователям сейчас важнее не обличение во лжи официального представителя флота Украины, а совершенно другое. Если в сентябре 2018 года военные суда «незалежной» спокойно прошли под Крымским мостом, как утверждают в Киеве, без разрешения «оккупантов», то почему не смогли сделать то же самое в ноябре? На это и делает упор Портнов в своем заявлении. По его мнению, Порошенко точно знал, чем закончится попытка уже без согласования с российскими властями проскочить пролив. Знал и, тем не менее, целенаправленно послал своих моряков на возможную гибель. Только за тем, чтобы получить возможность отсрочить проигрышные для него президентские выборы под предлогом необходимости ввода военного положения по всей Украине.

По делу о государственной измене защита Порошенко, без сомнения, будет уповать на поддержку «патриотически» настроенной общественности. Дескать, оцените масштабы «пророссийского реванша»: нас судят за то, что мы попытались пройти через наш же пролив! 

С другой стороны, привлечение экс-президента к уголовной ответственности может принести Украине конкретные дивиденды в виде возвращения ее сидящих за решеткой моряков на родину. Если ГБР доведет это дело до ума, Кремль вполне может освободить экипажи проштрафившихся бронекатеров и буксира без каких-либо дополнительных условий. 

Вероятно, на это и намекала российская сторона, когда предложила весьма необычную схему решения конфликта. В ноте о выполнении решения трибунала ООН по морскому праву Министерство иностранных дел РФ выдвинуло одно условие: Украина должна предоставить письменные гарантии продолжения уголовного преследования участников и организаторов той громкой политической провокации. Однако в украинском МИДе тут же поспешили заверить, что на мировую с Москвой не пойдут. Мол, предложение неприемлемое и «обостряющее спор между Украиной и Россией относительно иммунитетов военных кораблей». 

Но чуть позже выяснилось, что Киев все же готов скорректировать свою позицию. «В уголовно-процессуальном кодексе РФ предусмотрена возможность отпустить задержанных под личное обязательство поручителя. Я предложила свое обязательство об обеспечении участия наших военнопленных в предварительном досудебном рассмотрении, если таковое будет», — сообщила уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова. 

Если верить адвокату Николаю Полозову, который представляет интересы одного из арестованных моряков, ходатайство Денисовой о личном поручительстве уже направлено в Следственное управление ФСБ. Как только документы дойдут до следователя, он должен будет принять решение. Заседание суда для этого не нужно. Если прошение удовлетворят, то морякам не придется дожидаться окончания ареста. «Фактически те предложения МИД РФ, которые были заявлены в ноте, реализуются на практике», — отметил Полозов. 

Но открытым остается вопрос: что делать с уголовным преследованием моряков на Украине? По сложившейся в Киеве в последние годы властной традиции, можно взять на себя обязательства и саботировать их выполнение. Как это произошло в случае с Минскими соглашениями. Но есть и другой вариант — попытаться усадить на скамью подсудимых не рядовых военнослужащих, а настоящих преступников из числа руководителей высшего звена. Если так — здесь и придут на выручку следователи ГБР, которые работают над делом о государственной измене бывшего Верховного главнокомандующего украинскими Вооруженными силами Порошенко. 

По большому счету, в чем виноваты арестованные моряки? Они люди подневольные. Получили приказ — обязаны выполнять (о заведомо преступном приказе речь не идет). По украинским законам преступниками на родине они стали бы как раз если б отказались подчиняться начальству.

Поэтому, как ни крути — ответственность, так или иначе, лежит на тех, кто затеял «керченскую авантюру». И если украинская сторона этих людей накажет, Кремль должен быть удовлетворен. Ему, по большому счету, все равно, кто ответит за попытку несанкционированного прохода украинских боевых кораблей под Крымским мостом. Да и по какому законодательству будет вынесен вердикт — российскому или украинскому — тоже непринципиально. Важен сам факт вынесения обвинительного приговора. Для Москвы это послужило бы гарантией, что любые посудины под желто-синим флагом больше не будут нарушать правила игры в Керченском проливе. 

Перспектива объединения расследования ГБР по госизмене Порошенко и российского уголовного дела против моряков вырисовывается довольно четко. Но поручительство Денисовой в Кремле явно не рассматривают как надежную гарантию. Нужны аргументы посерьезнее. 

К примеру, Зеленский во время переговоров с Путиным может пообещать, что «додавит» своего предшественника. Не исключено, что этот вопрос уже обсуждался. По словам Полозова, ходатайство Денисовой о поручительстве было подано именно после телефонного разговора президентов России и Украины. 

В любом случае, уголовное производство по факту возможной госизмены Порошенко должно пройти точку невозврата. В этом случае Зеленский одним выстрелом убивает двух зайцев. Записывает себе в актив возвращение моряков и удовлетворяет гигантский социальный запрос украинского народа на справедливость. 

Вопрос только в том, захочет ли новая власть зайти настолько далеко, чтобы дотянуться до Порошенко и его ближайшего окружения?





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация