ВЛ / Статьи

Самураи «сбежали» из российской Арктики

0
4-08-2019, 03:00...
1 743

Японская Mitsubishi вышла из совместного проекта по добыче и сжижению природного газа

Один из зарубежных инвесторов — японская корпорация Mitsubishi — отказалась от участия в проекте по добыче и сжижению природного газа «Арктик СПГ- 2» на Гыданском полуострове. Причины выхода из пула партнеров российского НОВАТЭКа, осуществляющего на сибирском севере строительство второго завода по производству СПГ, в компании уточнять не стали. 

Как сообщил Reuters финансовый директор Mitsubishi Кадзуюки Масу, это решение является окончательным. 

«Арктик СПГ — 2», мощностью 19,8 млн. тонн в год, планируется запустить в 2022—2025 гг. Это — второй завод НОВАТЭКа по производству сжиженного природного газа. Первый — «Ямал СПГ», рассчитанный на 16,5 млн. тонн, был запущен в конце 2018 года и уже перекрыл проектные показатели. 

Акционерами «Арктик СПГ-2» являются: французская Total — у нее 10%, 20% - у китайских государственных корпораций CNOOC и CNODC (дочерняя структура CNPC, имеющая также 20% в проекте «Ямал-СПГ»). Покупателем еще 10% стал японский консорциум, в который входят госкорпорация JOGMEC и частная Mitsui. Соглашение о приобретении японскими компаниями доли в проекте НОВАТЭКа было подписано на полях июньского саммита G20 в Осаке в присутствии лидеров России и Японии Владимира Путина и Синдзо Абэ.

Комментируя сделку, российский президент заявил тогда, что японские инвестиции составят «почти три миллиарда долларов». 

Уже позже появилась информация о том, что Mitsui и Mitsubishi ведут переговоры о присоединении последней к проекту «Арктик — СПГ» на условиях того же долевого участия. Однако кандидат по неизвестной причине выбыл… 

Вопрос — почему? 

И та ли здесь причина, которой мотивировала свой отказ государственная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco. В конце мая, напомним, саудиты, собиравшиеся изначально тоже вложиться в «Арктик — СПГ», сказали, что предложенные НОВАТЭКом условия им невыгодны, вспомнили про западные санкции за сотрудничество с Россией в энергетической сфере… И предпочли закупать американский газ вместо российского. 

Возможно, за решением японской Mitsubishi тоже торчат уши США? 

Ведь был уже прецедент в начале года, когда по звонку из Вашингтона Токио отказался продавать нашей стране композитный материал — специальное углеродное волокно — для производства гражданского самолета МС-21. Что, по признанию Сергея Иванова, спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, создало для нас «большие проблемы». Выход новейшего российского среднемагистрального лайнера в серию, запланированный на конец 2019 года, был фактически сорван.

В конце концов, японский рынок СПГ считается крупнейшим в мире, поскольку сетевой газ до них не доходит. И здесь мы, наверное, являемся для США главными конкурентами, а конкурентов американцы не любят… 

— Мы с американцами — не конкуренты, — комментирует ситуацию доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков. — И вообще я что-то не слышал, чтобы американцы с кем-то конкурировали на газовых рынках. Катар — да, это один их крупнейших экспортеров. Австралия… Даже Тринидад и Тобаго… Но чтобы США?..

Они, конечно, немножко поставляют в Японию. Но совсем чуть-чуть, и по каким-то старым доверенностям. Для Японии эти объемы — капля в море, они не являются ни определяющими, ни стратегическими. 

То, что японцы — Mitsubishi — отказались, это не бизнес, очевидно. Но если это не бизнес, значит, политика. 

Да, американцы активно давят российские энергетические проекты. 

«СП»: — Их что-то конкретно не устраивает? 

— Их не устраивает все. Понимаете, газ долгое время в своей цене был привязан к нефти, а нефтяное ценообразование США контролировали полностью. Потому что основные поставки свободной нефти идут через Саудовскую Аравию. А Нью-Йоркская фондовая биржа, где проводятся все операции с нефтяными фьючерсами, подчиняется Комиссии по ценным бумагам США. 

Это спекулятивные акции, 98% торговых сделок — это «бумажная нефть». То есть, это фьючерсы без обязательств поставки. Назвать такой рынок товарным, сложно, поскольку товарные цены на нем подчиняются спекулятивным. 

И газ к ним был тоже привязан. Но сейчас ситуация меняется… 

«СП»: — Поясните. 

— Во-первых, его доля на мировом рынке углеводородов очень серьезно выросла — по-моему, до 25%. То есть, достигнут тот уровень, когда ценообразование на газ будет формироваться свое. 

Уже появились площадки в Англии, в Европе, где газовыми фьючерсами торгуют. Только там такой же рынок «бумажного газа» появляется, где не газом торгуют, а спекулируют. 

Но чтобы сохранять контроль над ценообразованием, надо не только спекулятивную часть контролировать, еще должны быть объемы на рынке. Поэтому для США принципиально важно сохранить контроль над определенными объёмами. 

А где самые большие запасы газа в мире? 

В России и Иране — странах, которые вне политического влияния США. И для Америки это, конечно, катастрофа, когда бизнес-конфигурация не совпадает с политической. 

Это грозит колоссальными потерями, вплоть до потери статуса мировой валюты у доллара. И появления второй валюты, которая сможет конкурировать с долларом, как минимум, если не заменит его вообще. 

Поэтому для США это вопрос выживания. Выживания их модели. Модели господства в экономике и господства в геополитике и политике. Потому что одного без другого не бывает. 

Когда говорят о чистом бизнесе, забудьте про это. Любой бизнесмен скажет вам, что на основе аналитических справок о курсах рубля и доллара, стоимости ценных бумаг и т. д. бизнес не запустишь. Нужно знать людей, нужно понимать, кто контролирует, какие части рынка, с кем договариваться, чтобы не вступить в войну, на какую долю можешь претендовать — т.е. это все политика. 

И поэтому, конечно, на японцев американцы давят серьезно. Япония — это экспортно-ориентированная экономика, такая же, как корейская и китайская. Внутреннего рынка японского не хватает для поддержания того уровня жизни, который у них существует. 

Япония — один из основных торговых партнеров США, они поставляют туда очень много товаров. Поэтому любой окрик из-за океана действует на них очень сильно, почти гипнотически. Других мотивов я не вижу. 

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в свою очередь, не видит проблемы в том, что Mitsubishi передумала инвестировать в российский проект: 

— Любая корпорация анализирует огромное количество проектов по всему миру. И только она знает свои приоритеты — что ей в данный момент лучше, что — хуже. 

Поэтому, чем руководствовалась эта японская компания, когда решила отказаться от доли в «Арктик СПГ — 2 «, надо спрашивать у них самих. Кого-то другого об этом спрашивать, на самом деле, бессмысленно. Понимаете, если бы все японские компании решили выйти из проекта, то можно было бы какую-то логику найти. Если одна считает, что ей это интересно, а другая говорит, что — нет, то тут, возможно, могут быть какие-то другие, внутренние причины…

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, НОВАТЭК «не приобрел и не потерял ничего от этой истории», поскольку доля японских компаний в проекте не изменилась бы, в любом случае. 

Он отметил, что сейчас для Mitsubishi и других японских компаний «приоритетным является не покупка долей в „Арктик СПГ — 2", они плотно работают по возможности вхождения в другой проект НОВАТЭКа — по строительству перегрузочного терминала на Камчатке». 

Терминал, пояснил эксперт, позволит удешевить доставку СПГ в Японию и страны Азии за счет того, что судам ледового класса не нужно будет следовать непосредственно до рынков сбыта. Тяжелые танкеры будут поставлять газ Ямала в терминал, откуда потребителям его можно транспортировать на обычных танкерах. 

«Японцы, китайцы и корейцы хотят зайти в этот проект и рассматривают возможность покупки до 49%. В составе акционеров „Арктик СПГ — 2" тоже могут быть изменения, но не за счет японского СП, а за счет продажи пятипроцентной доли новому инвестору. Наиболее вероятным покупателем назывался корейский KOGAS», — рассказал Юшков.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация