ВЛ / Статьи

Битва военных технологий: Русская ЗРС С-500 против «Черного дрозда 2.0»

+3
20-07-2019, 01:00...
2 086


Гиперзвуковой самолет-шпион ВВС США SR-72 готовится пролететь над Россией. Чем будем сбивать?

В последнее время в прессе США участились публикации о совершенно секретном гиперзвуковом летательном аппарате SR-72. О новом американском воздушном чудо-шпионе написали известные заокеанские СМИ, специализирующие на военной тематике. Такие, как National Interest, Military.com, Popular Mechanics, Air & Space и другие. Все они в восторге: «Черный дрозд 2.0» (должен заменить SR-71 «Черный дрозд» — авт.) мало того, что вроде бы реализован в прототипе, так еще якобы подтвердил свои гиперзвуковые «способности». 

В Пентагоне утверждают, что SR-72 спроектирован не только как разведывательная платформа — он должен иметь потенциал для запуска крылатых ракет. И, следовательно, является важной частью стратегической программы «быстрого глобального удара». 

Судя по индексу, SR-72 представляет собой модификацию SR-71, который разгонялся до скорости чуть больше 3300 км/ч, то есть в пределах 3 M. По американским источникам, «Черный дрозд» в принципе мог лететь еще быстрее, но ограничивающим фактором стала запредельная температура на входе в четырёхступенчатый компрессор. Были и другие проблемы, но они худо-бедно решены.

В конце 80-х годов прошлого века «Черный дрозд» был фактически надолго «сбит» российским истребителем-перехватчиком МиГ-31. Естественно — в переносном смысле. Поскольку скорость русской «Лисьей гончей» (по кодификации НАТО) оказалась сопоставима с SR-71 и позволяла производить перехват американского чудо-самолета. Короче: в США эту почти готовую разработку сняли с производства в конце 1998 года. 

Впрочем, ВВС США не отказались от мысли создать более быстрый шпионский летательный аппарат. В начале «нулевых» периодически появлялись сведения о неких секретных работах по совершенствованию ракетопланов X-plane. Прежде всего — знаменитой модели-рекордсмена Х-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). 

Для сведения: эта программа официально была закрыта почти полвека назад, но её достижения до сих пор впечатляют. 

Напомним, ракетоплан X-15А #3 (бортовой номер 56−6672) достиг максимальной скорости — 7274 км/ч и поднялся на высоту 107,96 км. С точки зрения военно-политической рекламы все было просто замечательно. Да, после суборбитального полета ремонту подлежала силовая установка и корпус, но информация подавалась вполне положительно. Мол, выявились некоторые проблемы, которые требовали решения. 

Правда, компания North American Aviation, разработчик X-15, по сути, обанкротилась. И после слияния с Rockwell оказалась частью корпорации Boeing в виде дочерней фирмы Boeing Integrated Defense Systems. Именно она разработала боевой челнок Boeing Х-37. «Свободная Пресса», кстати, писала о нем, как о существенной угрозе безопасности России. Можно смело предположить, что труды по созданию Х-15 оказались не напрасными. 

С другой стороны, длительная история с «живыми» «движками» X-plane, с помощью которых достигались скорости 5,8 МАХ, тоже получила продолжение. Вряд ли янки забыли о достигнутых результатах и «заморозили» пусть и сырые, но все-таки гиперзвуковые технологии. 

Поскольку собственником проекта X-plane являются ВВС США, то Пентагон вправе передать гиперзвуковые секреты разработчику SR-72, который остро нуждается в ПВРД. Тем более — дизайны обоих самолетов схожи. 

И вот корпорация Lockheed Martin, согласно ряду публикаций в американских СМИ, уже построила «демонстрационный прототип «Черного дрозда 2.0». Который, как ожидается, вскоре пройдет первые летные испытания. Как пишет журнал Aviation Week, «в начале июля беспилотный самолет в уменьшенном масштабе был замечен на заводе ВВС № 42 в Палмдейле, штат Калифорния, где расположена штаб-квартира легендарного подразделения Skunk Works ключевого оборонного подрядчика Пентагона».

Орландо Карвалью, исполнительный вице-президент Lockheed Martin по аэронавтике, заявил корреспонденту Aviation Week: «Соединенные Штаты находятся на грани гиперзвуковой революции». О деталях он, само собой, не сообщил. Но издание предположило, что рубеж 5 М уже преодолен. И что новый самолет способен достигать скоростей 9 М — «быстрее, чем все, что сегодня летает, за исключением нескольких ракет дальнего радиуса действия, выставленных противниками Америки». 

Обращает на себя внимание тот факт, что первое упоминание о почти готовом прототипе SR-72 и о скором его полете появилось еще два года назад. Но воз и ныне там. Учитывая практику американских инженеров «постоянно экспериментировать», отсутствие какой-либо информации говорит, скорее, об инженерных проблемах, чем о секретности. Как-никак, похвастаться за океаном тоже очень любят. 

Если же копнуть глубже, то есть окунуться во времена ракетоплана Х-15, то на сайте NASA можно найти любопытную информацию о прямоточном воздушно-реактивном двигателе, разгонявшем самолет до 5,8 М. Речь идет о модели Х-15А. Оказывается, установленный на ней ПВРД «питался» топливом на основе водорода. Для подъема на высоту 21 км на скорости 2 М ему требовалось примерно 12 тонн горючего в двух подвесных емкостях. И только потом ракетоплан ускорялся за счет топлива, которое заполняло почти весь корпус самолета. По сути, он представлял собой сплошной летающий бак с небольшой кабиной для пилота. Нести ударные ракеты Х-15А не мог: конструкторы всем жертвовали во имя гиперзвука. 

После первого полета на аэродром чудом вернулся обугленный самолет с разбитым движком от попавшего в него куска хвостового оперения. Он уже не поднялся в воздух. В ноябре 1967 года новый борт Х-15А под индексом #3 отправился в запланированный исследовательский полет для оценки системы управления наддувом. Во время экстремального ускорения на скорости свыше 5 М электроника «сошла с ума». Самолет вошел в атмосферу поперек траектории полета. Летчик погиб. 

Трагическое событие, а также последующий анализ, похоронили проект. Руководство программы решило больше не летать на Х-15А, признав, судя по всему, трудности непреодолимыми. Однако с тех пор прошло почти 50 лет — срок вполне достаточный, чтобы разобраться с проблемами ПВРД.

С одной стороны, Х-15А, хоть и обогнал SR-71, стал, по сути, одноразовым и чрезвычайно опасным самолетом. С другой — его движок, пусть и являлся прожорливым, тем не менее, обеспечивал стабильную гиперзвуковую скорость. С учетом того, что «Черный дрозд 2.0», если верить заявлениям из-за океана, будет летать быстрее 5 М, можно предположить, что на него установят модификацию водородного ПВРД из программы X-plane. 

С другой стороны, уменьшенный прототип SR-72 даже не поднимался в воздух, хотя руководство Lockheed Martin уже презентовало «гиперзвуковую революцию». Зачастую такие громкие заявления обычно делаются, когда проекты «висят на волоске». 

Так или иначе, но на объявленные угрозы, в том числе и потенциальные, Россия обязана реагировать. Как и в случае с боевым «челноком» Boeing Х-37 ответом может быть наша новейшая зенитно-ракетная система (ЗРС) С-500. Причем, только с ракетами, способными угнаться за гиперзвуковыми самолетами. То, что SR-72 являет собой, по сути, летающий топливный бак, упрощает задачу перехвата. 

В то же время напрашивается вывод, что гонка вооружений уверенно перемещается в область гиперзвука — невероятно дорогого и высокотехнологического боевого средства поражения. Проиграть в ней Москва просто не имеет права. 

Ясно также, что лидеры — Россия, США и Китай — уходят в отрыв от армий других стран, чья реальная безопасность де-факто таким образом теперь обесценивается практически до нуля. Изменения можно сравнить с переходом на огнестрельные ружья, когда остальные сражаются луками и стрелами.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация