ВЛ / Статьи

Без российского газа Украину ждет распад и гражданская война

+7
23-06-2019, 02:00...
2 487
 
 

В «незалежной» готовятся к повторению югославского сценария

Украина может к концу года лишиться своей газотранспортной системы, что приведет ее к «югославскому сценарию». Об этом в эфире телеканала NewsOne заявил бывший министр транспорта Украины Евгений Червоненко. 

«Зеленскому пора говорить все в глаза. Мне надоело, когда политики отрабатывают деньги, а не показывают реальную идею. В этом году у нас вызовы, после которых мы можем разорваться 1 сентября не только полным дефолтом. У нас в этом году 16 миллиардов выплат и судьба „трубы". Не хочу быть пророком, но если мы потеряем „трубу" или она перейдет какому-то инвестору, то нас ждет югославский вариант», — заявил он. 

Кроме того, Червоненко раскритиковал подбор президентской команды и кандидатов в Верховную Раду. По его мнению, это все «перекрашенные и переобутые» ставленники финансиста Джорджа Сороса". 

«Я разочарован, когда смотрю на эти избирательные списки. Это повторение „новых лиц", только еще хуже, потому что придут много „соросовских", модных, перекрашенных и переобутых. Я вижу полную непрофессиональность команды, они не готовы выходить играть в большую политику, где нет пощады, а цена — жизнь людей», — резюмировал он. 

В тот же день лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко инициировала возбуждение уголовного дела об искусственном доведении ГТС страны до банкротства. Она обвинила бывшего президента Петра Порошенко, действующего главу правительства Владимира Гройсмана и директора «Нафтогаза» Андрея Коболева в том, что «после их «афер» украинская газотранспортная система объявила себя банкротом и с 24 июня прекращает существование и прокачку газа в страну. В связи с этим политик потребовала от президента Украины Владимира Зеленского созвать заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

Напомним, в конце 2019 года стекает срок действия транзитного договора между «Газпромом «и «Нафтогазом». Летом прошлого и зимой нынешнего года состоялись две встречи на министерском уровне между представителями России, Украины и Еврокомиссии, однако они не дали результатов. В середине мая глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что переговоры о транзите возобновятся в июне, однако позднее исполнительный директор компании Юрий Витренко сообщил, что проведение в июне трехсторонних переговоров пока не подтверждено. 

О том, что украинская экономика понесет серьезные убытки в случае приостановки транзита голубого топлива из России, а также о том, что ее ГТС в этом случае превратится в металлолом, говорили многие политики. Однако едва ли в столь мрачных красках. Неужели, на Украине возможен «югославский сценарий», и виной всему будет «труба»? 

— Червоненко заметный украинский политик и бизнесмен, что в украинской политике зачастую неразрывно, — подчеркивает политолог и экономист Александр Дудчак. 

— Он занимал различные высокие посты. Но, с заявлением про то, что Украину ждет югославский вариант, он опоздал. Сценарий уже реализован — развал государства, этнические чистки, попытки киевской власти решать проблемы по примеру хорватов Сербской Краине в Восточной Славонии. Об этом неоднократно заявлял эрзац-прокурор Луценко (кстати, наградивший Червоненко именным оружием в 2006 году, будучи Министром внутренних дел). И перспективы сохранения территориальной целостности Украины тоже вполне балканские, точнее — боснийские, по примеру Боснии и Герцеговины, где её территории включены в состав единого государства на условиях широкой автономии. Но роль «трубы» в этом процессе всё же переоценена.

«СП»: — Насколько реально для жизнеспособности украинской экономики важна «труба»? 

— Конечно, она важна. Она приносила даже в последние годы до 3 млрд. долларов валютной выручки. Также важна, как и остальные отрасли экономики, как важные крупные предприятия. И ГТС могла бы приносить гораздо больше пользы, если бы не провальная политика Киева все годы после «Майдана». А теперь, когда отрицательное сальдо внешнеторгового баланса растет, когда выплаты по долгам достигли более чем серьезных размеров, то любой источник поступлений крайне важен. И всё же «труба» занимает особое место в экономике Украины — если представить, что вдруг транзит через неё прекратится, то удар для экономики будет очень серьезным, газ действительно придется покупать в Европе, а не рассказывать сказки про «реверс». 

«СП»: — Что плохого для Украины в том, что труба кому-то перейдет? И перейдет ли? Об этом не первый год говорят… 

— А кому она сейчас может перейти? На законодательном уровне запрещено отчуждение активов «Нафтогаза» в любом виде, в том числе и для передачи в концессию. Надо сначала законы переписать. А для иностранных инвесторов это сомнительный актив — в стране война, власть не предсказуема, условия работы в стране нестабильны, судьба договоренностей в случае перемен во власти — туманны. К тому же, ГТС нуждается в затратном обновлении. Если речь идет о дележе среди представителей украинского бизнеса, то он может закончится вычленением наиболее эффективных частей, и перекладывания на шею государства (читай — налогоплательщиков) убыточных. От этого населению уж точно легче не будет.

«СП»: — Почему бы не продать «трубу» «Газпрому»? Это решило бы многие проблемы… 

— «Газпром» разве говорил, что хочет её купить? Ситуация после 2014 года сильно изменилась. Не уверен, что она нужна «Газпрому». Сложно представить, чтобы «Газпром» решился на серьезные инвестиции в нынешней Украине, где Россию называют «агрессором» уже и представители новой власти. «Газпром» свои «потоки» достраивает. 

«СП»: — Что, по-вашему, ждет украинскую ГТС после запуска «Северного потока-2» и «Южного потока»? 

— Ничего экстраординарного. Транзит, скорее всего, продолжится, может в сниженных объемах, если «труба» будет еще способна на это. 

«СП»: — Тимошенко утверждает, что после «афер» Порошенко и Гройсмана украинская газотранспортная система объявила себя банкротом и с 24 июня прекращает существование и прокачку газа в страну. Как это понимать? С чего она это взяла? 

— Тимошенко ведет предвыборную кампанию, используя праведный гнев в отношении политических конкурентов. Да, гнев справедлив, деятельность Порошенко и Гройсмана достойна расследования и уголовного преследования. Тем не менее, вряд ли прокачка газа будет остановлена. Этим будут недовольны потребители российского газа в Европе, а перевести стрелки на Россию будет сложно. Да и долги, которые нужно срочно погасить — размером всего лишь в несколько премий Коболева. Деньги должны отыскать. 

— Червоненко— бывший министр транспорта Украины, в том числе и трубопроводного, — напоминает политолог Иван Лизан. 

— Так что он, всё же, не человек с улицы и в его словах есть доля правды. Прогноз радикальный, но не факт, что верный. 

Дело в том, что прекращение транзита через Украину делает её с одной стороны уязвимее — украинские элитарии теряют возможность паразитировать, угрожая перекрыть трубу, плюс страна становится менее привлекательной в качестве орудия в геополитических играх. 

С другой стороны, Украина становится не нужной России: она возвращается даже не во времена начала 17-го века, когда Российская империя выходила на мировой рынок зерна и ей нужны были чернозёмы для выращивания зерновых, а в век 16-й. Дело в том, что Россия сама в состоянии выращивать зерновые, а Украина требует огромных инвестиций как в инфраструктуру, так просто для банального наведения порядка. И российские элиты не горят желанием вкладывать эти деньги. 

Европе Украина тем более не нужна — она рынок сбыта европейской продукции и источник рабочей силы. 

В этом-то и заключается трагедия Украины и её народа: они не нужны ни своим элитам, ни кому-либо ещё. Поэтому народ будет оттуда уезжать, а страна вернётся в состояние Дикого поля. 

«СП»: — Почему Червоненко считает, что в случае перехода «трубы» кому-либо, Украину ждет «югославский сценарий»? 

— Потому что рано или поздно, но великие мира сего договорятся и разделят Украину между её соседями. Весь вопрос лишь во времени, границах и состоянии, в котором к тому моменту будет находиться страна.

«СП»: — Передадут ли «трубу» в итоге кому-либо? Об этом говорят не первый год… 

— Скорее, разделят. Но это очень долгие процессы, страны могут находиться в состоянии хаоса десятилетиями. 

«СП»: — Почему в Киеве упорно не хотят продать трубу «Газпрому»? Причем не только после 2014 года, но и раньше не хотели… 

— Потому что «труба» — заложник геополитики и источник прибыли для украинских элит. Она — дойная корова, её полагается много доить и мало кормить. 

«СП»: — Насколько вообще «труба» важна для украинской экономики? Что если бы ее не было? Что, по-вашему, ждет украинскую ГТС после запуска «Северного потока-2» и «Южного потока»? 

— Важна. Важны доходы от транзита и труба — это хребет экономики, от неё запитаны тысячи потребителей газа в многих регионах страны — потребители как промышленные, так и бытовые — и критическое падение объёмов транзита сделает обслуживание трубы крайне дорогим. 

«СП»: — А насколько украинская труба важна для России? Почему в свое время в качестве основного было выбрано украинское направление, а не, к примеру, белорусское? Сильно ли нам критична потеря этой трубы? 

— После запуска обходных газопроводов она будет «Газпрому» не нужна. Украинское выбрали потому что мощности ГТС значительно больше белорусских, вот и все.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация