ВЛ / Статьи

Рубль взял в союзники евро и бросился в психическую атаку на доллар

+3
16-06-2019, 02:00...
822

Москва и Брюссель планируют перейти на европейскую валюту в расчетах за газ

Россия и Евросоюз намерены отказаться от расчетов в долларах из-за торговых разногласий с США. Таков итог рабочей встречи первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова с зампредом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем, которая состоялась 13 июня. 

«В ходе встречи затрагивались вопросы перевода расчетов во взаимной торговле, в том числе торговле энергоносителями, в национальные валюты — рубли и евро. Стороны отметили, что расширение использования нацвалют является взаимовыгодным, так как снижает риски для предпринимателей России и ЕС», — сообщил пресс-секретарь первого вице-премьера Андрей Лавров. 

По его словам, в ближайшее время будет сформирована рабочая группа, которая выработает практические шаги по переходу на расчеты в рублях и евро. 

Понятно, почему Брюссель решился на такой шаг. С приходом в Белый дом Дональда Трампа стало очевидно, что на глобальном рынке ЕС и США не партнеры, а соперники, которым придется конкурировать. Учитывая, что 85% расчетов в мире сегодня производится в долларах и 62% золотовалютных резервов центробанков — это тоже доллары, у США в руках находится мощный инструмент контроля всех экономических процессов в мире. Не зря 2 марта 2018 года Трамп написал в Twitter: «Торговые войны — это благо, и в них легко побеждать».

Здесь надо понимать: доля мировой торговли в глобальном ВВП — 55%. Поэтому долларовые расчеты в торговых договорах — очень эффективный инструмент санкционного давления. Иран уже в полной мере ощутил эффект заморозки долларовых активов, российский фондовый рынок также испытал шок, когда оказались заблокированы долларовые расчеты «Русала» и En+. 

Над Евросоюзом, у которого с Трампом расхождения по «Северному потоку-2», также сгущаются тучи. Под ударом могут оказаться европейские компании, участвующие в проекте трансбалтийского газопровода. Плюс имеется риск вторичных санкций для корпораций, сотрудничающих с Ираном и Россией. Все это вынуждает Брюссель задуматься о создании альтернативных систем расчетов, и об альтернативе доллару в качестве валюты биржевых контрактов. 

Заметим, позиции доллара по отношению к евро уже несколько ослабли. Об этом можно судить по ежегодному обзору Европейского центрального банка (ЕЦБ). В нем отмечается, что доля доллара в мировых валютных резервах в 2018 году сократилась до минимальных с момента создания зоны евро 61,7%. Напротив, доля международных резервов, номинированных в евро (второй по значимости резервной валюте), в прошлом году увеличилась более чем на 1% - до 20,7%. 

Если европейцы откажутся от доллара в расчетах за российские углеводороды, по американской валюте будет нанесен новый удар. Все же именно ЕС — главный торговый партнер России.

Понятно, что потеснить США — державу с объемом ВВП в $ 20 трлн., ежегодно импортирующую товары со всего мира на сумму в $ 2,9 трлн., — задача нетривиальная. Но в принципе решаемая. 

На данный момент ВВП Китая составляет $ 12 трлн., а ЕС — $ 16,6 трлн. Активы банковских систем ЕС и Китая примерно равны друг другу по объемам в пересчете на доллары, и составляют две трети от активов американских банков. Теоретически этого вполне достаточно, чтобы перевести заметную часть международных расчетов в евро и юани. 

И, похоже, сейчас Евросоюз делает шаг именно в этом направлении. 

— Планы ЕС повысить долю евро в расчетах за энергоносители существуют примерно год, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Партнеры, и прежде всего Россия, с самого начала отреагировали на эти планы весьма заинтересовано. Однако только сейчас дело сдвинулось с мертвой точки: Силуанов и Шефчович договорились создать рабочую группу, которая этот вопрос будет всесторонне изучать и исследовать.

Это значимый шаг, поскольку он поддерживает наши отношения с Евросоюзом в рабочем режиме по принципиально важной проблеме. Но этот шаг не означает, что уже с завтрашнего дня мы начнем резко выходить на евро в торговле энергоносителями. 

Здесь сошлюсь на примечательный факт. Какое-то время назад в России были серьезные ожидания, что страны БРИКС начнут переходить в торговле на национальные валюты. По отдельным направлениям это действительно получилось. Например, нам удалось оказаться от доллара в расчетах с Индией за вооружения. Но по другим товарным позициям все обстоит не так гладко. 

За последние пару лет доля торговли в нацвалютах между странами БРИКС выросла в 2,7 раза. Но все рано, в общем объеме это составляет не более 10%. При этом взаимная торговля стран БРИКС в евро выросла в 7 раз, но и эта доля в общем объеме — не более 10%. Зато почти 70% взаимной торговли в БРИКС идет в долларах. 

Поэтому и переход на евро в расчетах РФ с ЕС за нефть и газ — дело явно небыстрое. 

«СП»: — Но глобальный тренд — именно отказ от доллара? 

— Да, конечно. В том числе потому, что США самим выгодно некоторое снижение доли доллара в международной валютной системе. Многие экономисты в Америке этого не скрывают. Вопрос только в том, кто возьмет на себя роль балансира в мировой финансовой системе, и с какими рисками это связано. 

Надо понимать: если какая-то страна хочет, чтобы ее валюта претендовала на сопоставимую с долларом роль, у нее должна быть финансовая система, сопоставимая по мощности с американской. Это означает, в частности, наличие соответствующего количества инвестиционных инструментов, признаваемых в мире — по примеру казначейских облигаций США. Кроме того, должен быть понятный механизм изменения курса — ЦБ страны-претендента должен пользоваться таким же авторитетом в мировых финансовых кругах, как ФРС США. 

Когда эти условия будут соблюдены, мы увидим реальное снижение доллара в мировом торговом и платежном обороте. А тенденция к этому, безусловно, есть — мир требует другой валютной системы. 

Подрастают новые экономики, а центр тяжести мирового хозяйства перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. С другой стороны, не стоит забывать, что Соединенные Штаты представлены в АТР и Японией, и Австралией. Обе этих страны обладают резервными валютами, и тот же австралийский доллар используется в расчетах наряду со швейцарским франком и канадским долларом. 

Так что Америку в любом случае преждевременно сбрасывать со счетов. 

«СП»: — Почему Америке выгодно снижение доли доллара в расчетах? 

— Потому что сейчас любая волатильность курса доллара сказывается на доходности ценных бумаг, и может спровоцировать крайне нежелательные явления. Например, резкие коррекции рынков вниз, или появление «пузырей».

Кроме того, при колебаниях доллара возникают трудности у торговых партнеров США. У большинства из них — высокая долговая нагрузка в долларах. Повышение курса может поставить на грань некоторые экономики, и вызвать встречные ответные шаги. 

А это может закончиться непредсказуемо. Особенно сейчас, когда мир стоит на пороге новой рецессии. 

«СП»: — Когда все-таки Европа сможет расплачиваться в евро за российские нефть и газ? 

— Думаю, процесс может занять 10−15 лет. Ключевым моментом будет сопоставимость стоимости транзакций в евро и долларах. Сейчас бизнесу платить за углеводороды в долларах проще и дешевле. 

Если же все останется как сейчас — думаю, бизнес торговать в евро не станет. Несмотря на все политические декларации. 

Добиться перемен непросто. Тут многое зависит от того, как будут выстраиваться отношения между ЕЦБ и ЦБ РФ, как будут открываться новые кредитные линии. Но сам факт, что Силуанов и Шефчович договорились обсуждать вопрос предметно, вселяет большую надежду.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация