ВЛ / Статьи

Батька оставит преемника без «короны»

+1
3-06-2019, 00:00...
1 549

Почему президент Белоруссии заговорил о новой Конституции

В Белоруссии в скором времени может появиться новая Конституция, либо в действующую будут внесены изменения. Об этом 31 мая на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных государств заявил президент РБ Александр Лукашенко. 

По словам белорусского лидера, в республике думают о новом этапе в связи с изменениями, которые диктует сама жизнь. Процессы, как он отметил, «очень ускорились», и Конституция страны «начинает немножко отставать». 

«Думаю, что в ближайшее время в Белоруссии появится или новая Конституция, или мы пойдём американским путём внесения поправок в существующую Конституцию», — цитирует Лукашенко РИА Новости. 

Глава государства сообщил также, что уже попросил специалистов Конституционного суда РБ внести свои предложения по возможному совершенствованию Основного закона. Потом, как он сказал, «мы сядем и обсудим». 

Собственно, «удочку» на этот счет Александр Григорьевич забросил несколько раньше — в апрельском обращении к народу и парламенту. Тогда, говоря о возможном обновлении Основного закона, он признался, что не хотел бы оставить существующую Конституцию своему приемнику, поскольку главе государства «нужно делиться полномочиями с другими ветвями власти». А также пообещал не менять Конституцию под себя. Мол, «Лукашенко вроде ушел и не ушел» со своего поста. 

Кстати говоря, преемник должен был бы уже заявить о себе. Поскольку выборы президента Белоруссии совсем скоро — в 2020 году. Но готовится ли таковой на самом деле — неизвестно. 

Тут, стоит напомнить, наверное, что в году текущем исполняется ровно 25 лет, как Александр Лукашенко возглавляет республику. И столько же — ровно четверть века — в стране действует нынешняя Конституция, первый в истории суверенной Белоруссии Основной закон.

По сути, это стратегический документ, на основе которого формируется не только вся система текущего законодательства страны, но также определяется компетенция госорганов и направление вектора социально-экономического и политического развития. Соответственно, возникает вопрос: почему вдруг возникла острая необходимость здесь что-то менять? 

Этот и другие вопросы «СП» адресовала политологу, эксперту по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрию Болкунцу: 

— Первая Конституция действительно была принята в 1994 году — по ней был избран и сам Александр Лукашенко. Но в ноябре 1996 года проведен интересный референдум, который изменил эту Конституцию принципиально. Полномочия президента стали неограниченными, а роль парламента, суда и правительства фактически нивелирована. Президент, так сказать, встал над всеми, сосредоточив в одном лице в Минске и суд, и парламент, и все вместе.

Добавлю, что референдум 1996 года официально носил консультационный характер. В этом, во всяком случае, перед его проведением Лукашенко старался убедить высших российских должностных лиц, которые тогда принимали участие в разрешении намечавшегося политического кризиса в стране. Этими высшими лицами из России, насколько я знаю, были тогдашние спикер Совета Федерации, председатель Госдумы и председатель правительства. 

Они вместе с рядом депутатов белорусского парламента всю ночь сидели с Лукашенко в закрытом кабинете. Александр Григорьевич при них подписал документ, в котором референдум, назначенный на 24 ноября, определялся, как консультационный. И поклялся, что Конституцию, несмотря на любые итоги референдума, менять не будет.

Но как только правительственная российская делегация уехала, он перечеркнул все договоренности. И спустя два дня после референдума подписал бумагу о новой Конституции. 

Та Конституция так и не признана европейским сообществом. Но стала основой для первых санкций в отношении Белоруссии, потому что фактически Лукашенко провел мирный государственный переворот. 

Позже он сам сказал, что «мы без танков провели смену власти в стране, тогда как в России для замены Конституции понадобилось стрелять по Белому дому». Имея в виду, естественно, Ельцина. 

«СП»: — Но был ведь еще какой-то референдум по Конституции Белоруссии в 2004 году. Там в чем суть? 

— Тогда внесенные поправки дали президенту неограниченные возможности для переизбрания неограниченное число раз. Прежде были ограничения как и почти везде — максимум два срока. Но Александр Григорьевич пошел на изменение Конституции, вынеся на голосование вопрос, который звучал так: Разрешаете ли вы первому президенту Александру Лукашенко избираться неограниченное количество раз? 

Очевидно, что в условиях непрозрачных выборов и плебисцита, он получил результат, которого хотел. И эта поправка стала действующей нормой, которая позволяет сегодня Лукашенко переизбираться без ограничений. Но время, действительно, идет. В этом году двадцать пять лет его президентства будут отмечать. Проблема транзита власти все равно возникает… 

Мы видим — ушел президент Казахстана. На Украине произошла смена власти. В других республиках… Скорее всего, и Путин в 2024 году покинет свой пост. И он, замечу, не менял Конституцию России в 2008 году, когда ему предлагали это сделать ради неограниченного переизбрания. Не пошел на это. И, в принципе, я исключаю, что Путин будет менять Конституция к 2024 году, чтобы продлить срок своих полномочий. 

Так вот, я полагаю, что Лукашенко сейчас, наконец, всерьез задумался над транзитом власти. Он даже начал говорить, что планирует уйти с поста президента не вперед ногами, а самостоятельно. То есть- рассчитывает, что в Минске будет цивилизованная передача власти. Но очевидно, что нынешнюю Конституцию, которую он принял в 1996 году, своим преемникам оставлять не будет. 

«СП»: — Собственно, он сам признается, что не хотел бы этого… А почему? 

— Потому что боится: тот, кто придет ему на смену, получит такие же царские полномочия, как и у него. Как раз в этом вся суть. Поэтому президент Белоруссии идет на смену Конституции. 

И, на мой взгляд, есть несколько вариантов, как это будет происходить. Первый вариант: Лукашенко меняет Конституцию после выборов в парламент — в этом году должны пройти парламентские выборы. И постарается уменьшить полномочия президента. 

Хотя, возможно, он сам до конца не понимает, что же, он хочет… Но, думаю, что, скорей всего, надеется сохранить власть, какой-то контроль над страной в руках своей семьи. Потому что государством сегодня управляет не только Александр Григорьевич. Его старший сын Виктор руководит всем силовым блоком республики. 

У Лукашенко — хотя он это опровергал много раз — есть, как мне кажется, давняя мечта — оставить после себя преемником старшего сына. А потом — младшего. Создать, так сказать, президентскую династию Лукашенко. Он хочет, чтобы этот транзит прошел мирно. 

Так вот, если новую Конституцию принимают сразу после парламентских выборов, то президентская кампания 2020 года в Белоруссии может пройти вообще без обычного избирателя. Голосовать будут, например, депутаты парламента. Такой вариант абсолютно не исключен.

Лукашенко сказал, что он будет планировать смену Конституции в 2020—2021 гг. Но надо наблюдать, как он это будет делать. Потому что принципиальные решения в стране принимает только он. Все заявления вроде «посидим, обсудим» не имеют под собой никакой основы. Все в Минске сегодня решает один человек. 

Здесь два варианта: либо Конституция меняется после выборов осенью этого года, либо — после президентских выборов следующего года. Но, если Лукашенко примет новый Основной закон, то уже на следующие президентские выборы он вряд ли пойдет. Потому что не захочет быть президентом с ограниченными полномочиями. 

«СП»: — Что касается Союзного государства с Россией, здесь что-то может поменяться? 

— Здесь тоже интересный сюжет. Смена Конституции может быть связана, в том числе, с углубленной интеграцией с Москвой и реализацией Союзного договора. 

В 1999 году, как известно, был подписан Союзный договор, который предполагал принятие Конституционного акта Союзного государства Белоруссии и России. Документ не принят. 

Но чтобы механизм создания Союзного государства реально запустился, Конституционный акт нужно принять. А для этого его необходимо, во-первых, разработать и утвердить. Во-вторых, провести референдумы в России и Белоруссии. И получить согласие граждан обеих наших стран. Затем внести какие-то правки в конституции РФ и РБ. Что тоже, видимо, потребует каких-то референдумов. 

Но здесь вопрос: насколько Лукашенко готов идти на какие-то уступки по суверенитету своей республики? Ведь он уже заявлял, что, если в Белоруссии провести референдум, то 98% ее граждан категорически скажут «нет» вхождению республики в состав РФ.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация