ВЛ / Статьи

Арктика наша

+2
2-06-2019, 03:00...
1 080


На прошлой неделе спустили на воду последний из новой группы атомных ледоколов, которые должны обеспечить России доминирование в арктическом коммерческом судоходстве. Большая часть мира осознает изменение климата как опасность – Россия работает над тем, чтобы от него выиграть. И США сильно отстает от нее по этой части, сетует американское издание Bloomberg. 

Ледокол «Урал», спущенный на ⁠воду с Балтийских верфей Санкт-Петербурга, ⁠третье и последнее на данный момент судно из ⁠проекта 22220. ⁠Другие два, «Арктика» и «Сибирь», были сданы еще ⁠в 2016-м ⁠и 2017-м; «Арктику» планируется ввести в эксплуатацию уже в этом году. Мощные суда, ⁠способные расчищать трехметровый слой льда на своем пути, – первые атомные ледоколы, полностью собранные в постсоветской России. Действующий ледокольный флот был построен в основном в 1970-х и 1980-х, и большая его часть уже не функциональна. Правительство собирается заменить его новыми гигантскими судами с целью открыть круглогодичную навигацию по тому, что Россия называет Северным морским путем – сейчас его используют лишь несколько месяцев в году. 

Северный морской путь проходит вдоль арктического побережья России от Баренцева моря на западе до Берингова пролива на востоке. Он сокращает время доставки грузов между Европой и Азией на 10–15 дней по сравнению с Суэцким каналом. Российское правительство претендует на эксклюзивное право регулировать путь по всей его длине, даже несмотря на то, что не вся его часть расположена в территориальных водах страны, то есть в пределах 200 морских миль от ее берегов. 

Настойчивая убежденность России в том, что весь арктический трафик должен получать разрешение Москвы, долгое время служит источником раздражения для США, пишет американское издание. Кремль тем временем инвестирует в открытие и восстановление военных баз по периметру арктического побережья. Десять военных аэродромов были открыты заново, еще 13 сейчас строятся. К сегодняшнему дню базы покрывают почти все побережье и, если понадобится, готовы защищать или атаковать любой трафик вдоль Северного морского пути. В рамках классического соревнования сверхдержав – у кого больше железа – США проигрывает гонку ледоколов. 

Причина такого отставания может лежать в разнице подходов двух стран к изменению климата. США колеблются между признанием критического положения в экологии и, в самое последнее время при президенте Трампе, абсолютным скептицизмом. Владимир Путин, в свою очередь, выражает сомнения, что изменение климата вызвано человеческой деятельностью, но не отрицает, что оно происходит. 

По оценке ВМС США, несмотря на таяние ледяной шапки, Арктика «останется непроходимой для большинства коммерческих судов на протяжении большей части года» по крайней мере до 2030 года из-за непредсказуемого движения айсбергов. Кремль решил не ждать так долго и столбить Северный морской путь уже сейчас, инвестируя в новый ледокольный флот (все суда Проекта 22220 строятся госкомпаниями), проведение железнодорожных линий и открытие коммерческих портов на побережье. В апреле чиновники заявили, что планируется увеличить трафик грузоперевозок по Северному морскому пути с 20,2 млн метрических тонн в 2018-м (это уже в два раза больше, чем в 2017-м) до 92,6 млн к 2024 году. 

Пока что рост был достигнут благодаря новому проекту «Новатэка» по сжиженному газу на Ямальском полуострове: компания экспортирует газ азиатским – в основном китайским – клиентам по Северному морскому пути. Но российское правительство рассчитывает на движение и других товаров, в частности нефти и угля, по арктическим морским путям. 

Все эти амбициозные планы – часть ставки на то, что к моменту, когда изменение климата сделает Северный морской путь круглогодично судоходным, Россия получит полный контроль над трафиком и будет активно использовать путь для экспорта сырья, сокращая сроки доставки в Азию. 

Даже США с его военно-морским флотом сложно противопоставить что-то этой стратегической ставке без прямой военной конфронтации, потому что Россия уже вырвалась далеко вперед. До сих пор план Кремля нарастить преимущество в Арктике до того, как изменение климата уравняет для всех условия конкуренции, работал. Западные страны, как европейские, так и североамериканские, оказались слишком медленными – и, возможно, не настолько циничными – чтобы ставить настолько по-крупному, как это делает Путин. 

Источник




  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация