Вежливые люди
ВЛ / Статьи / Интересное

Тайны ленд-лиза: какие союзные санкции были против СССР в 1941-1945 годах

12-05-2019, 09:18
...
529


Наши «верные» союзники в борьбе с нацистской Германией ни под каким «соусом» не желали давать СССР - даже по ленд-лизу - современное вооружение и военную технику 

Название многих удивит. Ведь в 1941-1945 годах США и СССР были союзниками по антигитлеровской коалиции. Какие тут могли быть санкции? 

Увы, санкции Запада против России были всегда - и во времена Александра Невского, и при Иване Грозном. Были жесткие американские санкции против СССР в 1920-1930 годах. 

«Золотой ключик» Амторга 

Другой вопрос, что в 1924 году в США неведомо откуда возникло Акционерное общество «Амторг Трейдинг Корпорейшн», занимавшееся в числе прочего и торговлей с СССР. 

Справка 
*** 
Компания была инкорпорирована в Нью-Йорке 27 мая 1924 года, до установления американо-советских дипломатических отношений, как частное акционерное общество с участием советского капитала. Формально основными держателями акций являлись Внешторгбанк, Центросоюз и даже советские руководители корпорации. В Москве находилось генеральное представительство Амторга - «Совамторг». 

Амторг унаследовала банковские кредитные атрибуты, арендные и иные договоры и контракты, а также штат сотрудников от «Эллайд американ корпорейшн» (Аламерико), принадлежавшей сыну эмигранта из Одессы Джулиуса Когана Арманду Хаммеру, ставшему миллионером и «официальным другом СССР». 

В 1929-1930 гг. через Амторг 1.700 американских компаний продали товаров на сумму 94,5 млн долларов, то есть это более 50% всего объема торговли между двумя странами. 

Помимо внешнеторговой деятельности, Амторг также являлся основной базой для подпольной работы Коминтерна и ОГПУ. 

Амторг прекратил существование в 1993 году без каких-либо официальных решений или постановлений правительства Российской Федерации на этот счет. 
*** 

С помощью «золотого ключика» бравые ребята из Амторга открывали «калитки» в санкционном «заборе», а далее через них «протаскивали» весьма любопытные изделия. Как, например, «сельскохозяйственные тракторы системы Кристи», развивавшие скорость свыше 50 км/ч. На самом деле это были быстроходные танки Джона Кристи. Они поставлялись со снятыми башнями с маркировкой «тракторы». У нас они крупносерийно выпускались под маркой БТ-2. 

В конце 1936 года представители Амторга попытались купить у фирмы «Боинг» чертежи ее нового четырехмоторного бомбардировщика Б-17, который позже получил название «Летающая крепость». Увы, тут «золотой ключик» не сработал. 

Американцы «раздевали» бомбардировщики и катера 

22 июня 1941 года Гитлер напал на СССР, и через два дня президент Ф. Рузвельт пообещал всестороннюю помощь СССР. В числе прочего он пообещал Сталину и тяжелые бомбардировщики Б-17. В проекте договора, с которым прибыл в Москву специальный представитель президента А. Гарриман, было записано, что США берутся поставить до июня 1942 года 27 «Летающих крепостей». 

За «Летающими крепостями» прибыла в США группа летчиков под руководством М.М. Громова, доставленная летающими лодками на Аляску. Они должны были принять первую партию из пяти Б-17, быстро освоить новую технику (личный состав набрали из опытных испытателей, летавших на многих типах самолетов) и совершить перелет через Атлантику в Англию. Там машины собирались загрузить бомбами и взять курс на Германию. Отбомбившись по целям в рейхе, «Летающие крепости» должны были сесть под Москвой. 

Однако американские генералы выступили категорически против продажи СССР Б-17. Взамен стратегических четырехмоторных бомбардировщиков СССР получил двухмоторные фронтовые бомбардировщики Б-25 и Б-26 - при этом с них снимали как механические, так и радиолокационные прицелы. 

РЛС американцы снимали даже с торпедных катеров, передаваемых СССР по ленд-лизу. Однако «по недоразумению» американские матросы забыли снять РЛС с четырех ТКА. После этого США пришлось последующие катера отправлять в комплектном виде. 

У танка «Черчилль» было «недостатков куда больше», чем у самого Черчилля 

Американские и британские танки плохо проходили по нашим дорогам и имели очень слабое артиллерийское вооружение. Поэтому Сталин приказал конструктору Василию Грабину изготовить 45-мм пушку для замены 37-мм пушек на американских танках «Стюарт» и 76-мм пушку ЗИС-96 - для замены 40-мм пушек на британских танках «Матильда». К 18 марта 1942 года было изготовлено 47 пушек ЗИС-96. 

Больше всего нашим танкистам понравился британский тяжелый танк «Черчилль»: его главным преимуществом была толстая броня. Однако 6-фунтовая (57-мм) пушка явно не соответствовала огневой мощи тяжелого танка. В 1942-1943 годах в СССР прибыл 301 танк «Черчилль». А чтобы автора не обвинили в предвзятости в оценке ленд-лизовских танков, напомню фразу британского премьера Черчилля после осмотра танка «Черчилль»: «У него недостатков куда больше, чем у меня самого».  

В ходе войны США поставили в СССР около 8 тысяч орудий, в основном зенитных. Советская промышленность в 1941-1945 годах выпустила 490 тысяч орудий, но тут дело не только в цифрах. В начале войны потребовалось восполнить огромные потери в полевой артиллерии, а в оборонительных сражениях роль артиллерии большой и особой мощности была невелика (кроме Ленинграда и Севастополя). Поэтому в СССР в 1941 году было заморожено производство орудий калибра свыше 152 мм. 

Ситуация кардинально изменилась в начале 1944 года - с переходом Красной Армии в наступление на всех фронтах. Наши войска понесли огромные потери из-за отсутствия должного числа орудий большой и особой мощности. Речь идет о штурме Севастополя в апреле 1944 года, штурме укреплений на Карельском перешейке летом 1944 года, штурме хорошо укрепленных германских городов - Берлина, Кёнигсберга, Познани и других. 

Однако США и Англия категорически отказывались поставить в СССР орудия большой и особой мощности. Не было? 

Только новейших систем типа M.1 - 203-мм гаубиц, 203-мм пушек и 240-мм гаубиц - в США было изготовлено около 1,5 тысяч. Многими сотнями таких орудий располагала Англия. Осенью 1943 года в руках союзников оказался почти весь парк тяжелых орудий Италии. И, повторяю, ни одного тяжелого орудия не было отправлено на русский фронт. 

Вашингтон требовал от Москвы затопить трофейные корабли 

В сентябре 1943 г. Италия капитулировала, а затем перешла на сторону союзников. В первых числах сентября большинство итальянских кораблей пришли в порты союзников на Мальту и т.д. В их числе были два новых линкора - «Италия» (бывший «Литторио») и «Витторио Венето». Оба линкора были полностью боеспособны, лишь «Италия» получила некоторые повреждения 9 сентября 1943 г. от германской управляемой бомбы. 

Советский Союз к 1 сентября 1943 г. был единственной страной антигитлеровской коалиции, имевшей сухопутный фронт с фашистской Германией и ее союзниками. К тому же итальянская армия и флот участвовали в боевых действиях на Восточном фронте и в Черном море. Таким образом, СССР имел законное право на часть итальянского ВМФ. Союзники не отрицали этого и постановили выделить СССР корабли. 

Казалось, чего бы проще: перегнать два или, по крайней мере, один новый итальянский линкор в Мурманск, ну в крайнем случае - зайти в американский или английский порт на ремонт. Без ремонта итальянский корабль мог прийти в Мурманск уже в октябре-ноябре 1943 г., но наши «верные» союзники ни под каким «соусом» не желали давать СССР современные корабли. 

Вместо этого США и Англия передали в счет репараций британский линкор, легкий крейсер и 9 эсминцев постройки 1914-1917 годов. Да еще с опозданием на год! Новейшие же итальянские линкоры и крейсера были абсолютно не нужны союзникам, и их пустили на лом либо использовали в качестве кораблей-мишеней. 

Ну а в мае 1945 года союзники сделали все, чтобы СССР не получил новейших германских кораблей: они отказались делить с СССР порядка трехсот новейших германских подводных лодок XXI и XXIII серий, сдавшихся союзникам, - с этими «электролодками» союзные флоты просто не умели бороться. 

Мало того, правительства США и Англии, угрожая войной (вспомним операцию «Немыслимое»), потребовали от СССР уничтожить захваченные Красной Армией новейшие германские корабли. Сейчас трудно судить, был ли прав Сталин, но он принял ультиматум союзников и приказал затопить лучшие корабли Третьего рейха, ставшие нашими трофеями. 

Так, летом 1945 года аварийно-спасательная служба Балтийского флота подняла почти достроенный германский авианосец «Граф Цеппелин» полным водоизмещением 32,6 тысячи тонны, 9 сентября 1945 года «Цеппелин» был зачислен в состав ВМФ СССР. 

Самолетов на корабле не было, однако «Граф Цеппелин» успел получить комплектную механическую установку, также функционировали бортовые генераторы электроэнергии. Доделка «Графа Цеппелина» на германской верфи могла бы закончиться максимум за год. Как по этому поводу писал профессор В.П. Кузин: «В сталинские времена ничего невозможного не было». 

Однако по требованию США «Цеппелин» в августе 1947 года был затоплен в Балтийском море. 

30 марта 1945 г. город Данциг был освобожден Красной Армией. К этому моменту на верфях фирмы «Шихау» находилось 40 подводных лодок XXI серии (U-3531, U-3571). Сборка лодок U-3572, U-3595 еще не началась, но многие секции их уже были на месте. Я не оговорился: на верфях подводные лодки XXI серии не строились, а собирались из заранее изготовленных на других заводах секций. По официальному графику, на сборку подводных лодок XXI серии уходило 50 дней, но в ряде случаев верфи затрачивали гораздо меньше времени. 

Судьбу семи подводных лодок (U-3531, U-3537) мне выяснить не удалось, о них молчат и германские, и советские источники (включая секретные). Двадцать же подводных лодок (U-3538, U-3557) были зачислены в списки советского ВМФ. После достройки их планировали ввести в состав Балтийского флота. 

Увы, их все пришлось тоже затопить или сдать на лом в 1947 году. 

Все вышесказанное - лишь отдельные фрагменты санкционной политики Англии и США. Союзные отношения по антигитлеровской коалиции - сами по себе, а санкции - «по расписанию». 

Источник

0

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать


Наша группа в ОК:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация