ВЛ / Статьи

Иран угодил в Сирии в американский капкан

+2
8-05-2019, 01:00...
1 279

Пентагон понял, что в отличие от Москвы, Тегеран имеет слабую армию и не может создать атомную бомбу

Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф в ответ на американский запрет экспорта иранской нефти заявил, что Тегеран рассматривает выход из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), как один из шагов эффективного давления на США. Он также сообщил, что о своих планах посетить КНДР в ближайшее время, намекая на возможное участие северокорейских физиков в разработке исламского оружия Судного дня. 

Напомним: Иран присоединился к режиму ДНЯО еще в 1969 году, то есть за 10 лет до Исламской революции. Однако не без участия израильской разведки в 2002 году международное сообщество узнало, что Тегеран тайно разрабатывает атомную бомбу под прикрытием программ гражданской ядерной энергетики. Далее последовала череда санкции и нефтяная блокада Ирана, которая была снята после вступления в силу Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2015 году.

Свои подписи под СВПД поставили представители США, России, Китая, Великобритании и Франции, как члены Совета Безопасности ООН, а также Германии. В связи с заморозкой Трампом всеобъемлющего плана действий Джавад Зариф напомнил о гарантах и о том, что «у европейских стран был год, чтобы добиться практического прогресса», но «они этого не сделали». Тогда зачем было устраивать весь этот спектакль, если в реальности только США решают судьбы мира. 

Из восьми стран, которым было разрешено покупать иранскую нефть, три твердо выходят из игры. Так, правительство Италии, вместе с премьер-министром Греции Ципрасом, уже объявило о том, что оно окажется от закупок персидской нефти. Тайвань также взял под козырек и отрапортовал, что не ослушается команды из Вашингтона. 

В то же время Китай, Индия, Турция, Япония и Южная Корея выступают против антииранских санкций Белого дома. В частности, Пекин, чей импорт из Ирана покрывает около половины его потребностей в сырой нефти, сказал, что «защитит законные права китайских фирм». Анкара тоже отказывается подчиниться давлению Вашингтона: министр иностранных дел Чавушоглу предупредил, что последнее решение США «не послужит региональному миру и стабильности».

Между тем, 27 апреля глава Центрального командования США генерал Кеннет Маккензи заявил: «Соединенные Штаты развернут необходимые ресурсы для противодействия любым опасным действиям Ирана». Более того, ВМС США уже получили необходимые полномочия для задержания судов, нарушающих режим санкций. Параллельно на покупателей давят представители Госдепартамента и американского Минфина. За океаном уверены, что если и не удастся свести до нуля иранский нефтяной экспорт, то его позиции будут существенно подорваны. После чего начнутся тяжелейшие проблемы в иранской экономике. 

В ответ Тегеран традиционно пригрозил блокировать Ормузский пролив, через который ежедневно проходит около 18,5 млн. баррелей нефти и нефтепродуктов, что составляет примерно 20% мировой добычи. 

Поэтому сейчас всех интересует, есть ли у США и стран Персидского залива вариант «Б» на случай, если события пойдут по самому жесткому сценарию. Эр-Рияд пообещал компенсировать выпавшие из рынка объемы иранской нефти за счет обходных трубопроводов, хотя большинство аналитиков опровергают эти заявления. В любом случае, страховщики предупредили судовладельцев, что не будут страховать танкеры, неважно под каким флагом они идут.

Впрочем, нынешнее прагматичное правительство Ирана, судя по всему, на закрытых заседаниях выступает против любого блокирования Ормузского пролива, несмотря на угрозы «духовников». Однако аятолла Али Хаменеи, исламский лидер Ирана, назначил командиром Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) убежденного и жесткого Хоссейна Салами. В отставку отправлен более осторожный генерал Мохаммад Али Джафари, поддерживающий нормальные контакты с гражданским кабмином. Знак не очень хороший для министров-прагматиков, поскольку «партия войны», безусловно, взяла вверх над «партией мира». 

Похоже, что вокруг политики реагирования на диктат США наметились серьезные противоречия внутри самого Тегерана. Реалисты считают, что война с Америкой равносильна самоубийству. В свою очередь КСИР готов биться с врагом, будучи главным бенефициаром экспорта иранской нефти и ключевым игроком в национальной экономике. 

С другой стороны, никто в Вашингтоне или на Ближнем Востоке не питает надежды, что иранцы смирятся с потерей своего основного источника дохода. И поэтому Соединенные Штаты строят соответствующие планы — прежде всего, военные. Любопытно, что силовой вариант у американцев приобрел реальные очертания после разгрома ИГИЛ*. Можно не сомневаться, что военная разведка США тщательно проанализировала возможности иранской армии, исходя из сирийской кампании. 

Впрочем, даже невооруженным глазом видны очевидные пробелы Вооруженных сил Ирана. Судя по чудовищным потерям в Сирийской Арабской Республике (САР), армия Тегерана явно не соответствует нынешним вызовам. В частности, глава управления по делам ветеранов Ирана Мохаммад Али Шахиди сообщил, что «около 2100 мучеников, в том числе 418 высокопоставленных офицеров, были убиты, защищая святые храмы». Ранения получили порядка 7 тысяч бойцов, львиная доля которых стала инвалидами или впоследствии скончалась. Добавим также, что также были нередки случаи пленения солдат, что говорит о проблемах с безопасностью в частях. 

Чтобы картина была полнее, в САР воевало примерно 25 тысяч шиитских бойцов, в том числе иранских военнослужащих и боевиков группировки «Хезболла». По некоторым оценкам, гвардия КСИР оставила на сирийских фронтах до половины своего участвующего в сражениях состава. В то же время, по американским источникам, армия Саудовского Королевства в аналогичных боях с хуситами потеряла менее 10% убитыми и ранеными, причем у солдат преобладали легкие ранения и небоевые травмы.

«Сирийский опыт (иранской армии — авт.) является хрестоматийным примером плохого планирования и дилетантского руководства», — сделал вывод Хамид Зоморроди, военный аналитик крупнейшей в мире панарабской ежедневной газеты Asharq al-Awsat. Он отметил несогласованность частей, ужасную маскировку и неумение применять штурмовую авиацию для поддержки обороняющей или наступающей пехоты, о чем свидетельствуют огромные потери офицерского корпуса. 

Бросается также в глаза, что действия ВВС Израиля практически сковали активность Ирана вблизи Голанских высот, несмотря на вроде бы достижения ВПК Тегерана. Другими словами, КСИР в частности и армия Ирана в целом является «идеальным противником» для американской военной машины. Кстати, вашингтонский Центр стратегических и международных исследований привел детальные спутниковые снимки расположения всех иранских частей в САР. Значит, пилоты ВВС США имеют точные цели и на территории Исламской республики. 

Плюс к этому наметился разлом между Тегераном и Багдадом по целому ряду принципиальных вопросов. Серьезные конфликты возникают на уровне бытового общения. Например, в сентябре 2018 года иракские протестующие взяли штурмом консульство Ирана в городе Басра и даже подожгли его. Ясное дело, американцы воспользуются и этими противоречиями. 

В определенной мере иранское военное присутствие в САР сыграло на руку американцам. Если удачная и высокотехнологичная операция российских военных в Сирии усилила международные позиции Москвы и даже снизила санкционное давление, то боевые действия КСИР, напротив, оголили серьезные проблемы с боеспособностью иранцев. Учитывая также, что Тегеран намерен просить помощи у Пхеньяна в создании атомной бомбы (что маловероятно), то у Ирана, к сожалению, нет эффективных и — главное — долгосрочных рычагов противодействия американскому диктату.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация