Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Страх перед «Северным потоком-2» окончательно расколол Запад

5-05-2019, 01:00
...
1606

Немецкий дипломат сделал вывод: «Критика „СП-2" сводится к какофонии политического метеоризма»

Пришедшийся в этом году на среду Первомай и в Германии был выходным, праздничным днём. Но уже четверг был днём рабочим. И начался он в Берлине с решительного заявления председателя правящей партии Христианско-демократический союз (ХДС) Аннегрет Крамп-Карренбаэур — АКК, как называют её немецкие СМИ. После последовало заявление посла США 

в Германии Ричарда Гренелла, который вновь пригрозил немецким компаниям санкциями за участие в проекте «Северный поток — 2». С таким заявлением он выступил в интервью изданию Focus. 

— С американской точки зрения, этот газопровод не только транспортирует газ, но и имеет высокий санкционный риск", — снова стал пугать американский дипломат. Какой же точки зрения будут придерживаться не только немцы, но и вся Европа? 

В этом деле без «трубы» — и ни туды, и ни сюды 

«ХДС всегда говорил, что поддерживает этот проект („Северный поток-2"), независимо от того, лежит к нему сердце или нет, — сказала лидер партии. — С точки зрения Германии, дело в том, что, если в ближайшие несколько лет мы полностью отказываемся от использования угля и атомной энергетики, то природный газ в качестве альтернативы станет ещё более важным источником энергии. Понятно, что этот проект вызывает страхи и опасения во многих соседних странах — особенно на Украине, а также в Польше. Но канцлер Ангела Меркель, представляя позицию Германии, старается соблюдать и интересы других стран. Она очень активно борется за урегулирование гарантий безопасности для Украины. Ведь Киев опасается огромных потерь доходов, если через Украину в Европу станет поступать меньше российского газа. Однако недавно принятый новый регламент Европейской газовой директивы даст европейским партнёрам больше прав в этой области. Кстати, не будем забывать, что в этот проект уже вложены многие инвестиции, и многие контракты уже выполнены. Тот факт, что главный кандидат от ХДС и ХСС на европейских выборах — Манфред Вебер занимает иную позицию, чем Меркель, не наносит ущерба ни канцлеру, ни самому Веберу. Он и прежде занимал критическую позицию по отношению к этому газопроводу. А теперь, в ходе европейской избирательной кампании, дал понять, что, если станет президентом Европейской комиссии, то использует всё своё влияние, чтобы заблокировать строительство этого газопровода (в апреле в интервью польской газете The Polska Times 46-летний Манфред Вебер, весь политический опыт которого измеряется 15-ю годами просиживания в кресле депутата Европарламента, заявил, что, если его изберут главой Еврокомиссии, он сделает всё возможное, чтобы заблокировать строительство „СП-2"; при этом Вебер выразил уверенность в том, что этот проект не в интересах Евросоюза, поскольку усилит зависимость ЕС от российского сырья. — С. Д.). Это, с моей точки зрения, тоже вполне понятно — он так для себя решил», — сказала Крамп-Карренбауэер, которую считают наиболее вероятной преемницей Меркель на посту Федерального канцлера Германии.

«Зелёный» вердикт: правительством Германии манипулирует Россия 

АКК неспроста начала свой первый после праздника рабочий день с заявления по поводу «СП-2». Накануне Первомая — в понедельник, 29 апреля, немецкая неправительственная организация LobbyControl опубликовала 44-страничный доклад, озаглавленный «Konzerne haben zu viel Macht in Europa» (нем. «Концерны имеют слишком много власти в Европе»). Но прежде чем перейти к докладу, скажу кратко о составившей его НПО. 

LobbyControl (полное название LobbyControl — Initiative für Transparenz und Demokratie; нем. Контроль влияния — Инициатива за прозрачность и демократию) позиционирует себя как «некоммерческая орагнизация, которая информирует о структурах власти и стратегиях влияния в Германии и Евросоюзе». Основана в 2005 году. Правовая форма — зарегистрированное объединение. Количество членов 4 517. Местонахождение — Кёльн. Годовой бюджет 1 млн 074 тыс. евро. Задекларированные источники финансирования — пожертвования, членские взносы и выручка от реализации собственных публикаций. Штат: 20 сотрудников, 5 помощников и 2 практиканта (данные 2017 г.). 

Доклад «Концерны имеют слишком много власти в Европе» — первый в практике LobbyControl документ такого рода: в нём проанализирована деятельность лоббистов в высших органах ЕС — Еврокомиссии и Европарламенте. Авторы доклада (что важно, это, в основном, молодёжь) обрисовали, каким способом бизнес-компании, пиар-агентства и даже отдельные деятели оказывают влияние на политику Брюсселя. Вывод: в последние пять лет в Еврокомиссии и Европарламенте сделано многое для усиления прозрачности в работе с лоббистами, однако «власть концернов в ЕС остаётся однозначно слишком большой; подчас они могут буквально контролировать принятие законов и политический процесс». 

По твёрдому убеждению 38-летней руководительницы исследовательской группы LobbyControl Нины Катцемих, яркий пример такой лоббистской деятельности — история, связанная с «Северным потоком-2»: «Она продемонстрировала, что Россия активно и ловко дёргает за ниточки в Брюсселе, при том, что сама структура работы такого важнейшего европейского института, как, например, Совет Евросоюза, крайне непрозрачна, потому что в очень многих случаях мы совсем не понимаем, как именно Федеральное правительство Германии защищает свои позиции — это происходит буквально за закрытыми дверями. И в итоге Германия сыграла главную роль в том, что проект „Северный поток — 2" будет реализован». Это, по Катцемих, пример лоббистской работы в интересах России в Евросоюзе. 


На первый взгляд, странно, что дипломированный политолог и политэкономист Нина Катцемих по сей день «не совсем понимает», как, а главное — зачем правительство Германии последовательно отстаивает интересы своей страны при реализации проекта «Северный поток-2» — ведь эту позицию многократно озвучивали все ведущие политики ныне правящих в ФРГ партий. Но если принять во внимание, что фрау Катцемих с юности активно работает на партию «Союз 90/Зелёные» и функционеров этой партии, сама являясь её членом, то говорить следует не о «недопонимании», а о принципиальном нежелании «зелёных» слушать аргументы, противоречащие их «генеральной линии». 

Тут достаточно вспомнить февральскую сего года полемику, разгоревшуюся в Бундестаге. Тогда по требованию фракции «Союз 90/Зелёные» состоялся «парламентский час», в ходе которого «зелёные» с пеной у рта заявляли, что «поддержка правительством ФРГ этого газопровода торпедирует европейские энергетические и климатические цели и предаёт европейскую солидарность, впадая в ещё большую зависимость от российского газа». И все доводы представителей как правящий коалиции ХДС/ХСС и СДПГ, так и оппозиционной Левой партии, убеждавших, что новый газопровод, напротив, повысит зависимость России от экспорта её энергоносителей в страны ЕС, отскакивали от «зелёных» русофобов, как плоды известного растения семейства бобовых от строительной конструкции, отделяющей одно помещение от соседних. 

«Неважно то, что было до нас» 

На следующий день после публикации доклада группы Нины Катцемих вразумить «зелёных» антилоббистов попытался немецкий журнал Cicero. Во вторник, 30 апреля, он вышел со статьёй, озаглавленной «Schleichende Ausgrenzung Russlands?» («Ползучее исключение России?»). Её автор — бывший посол ФРГ в Польше и Индии, экс-руководитель Отдела планирования МИД ФРГ, кавалер ордена Большой крест «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (высшая награда ФРГ), профессиональный юрист Франк Эльбе писал: 

«Когда дело доходит до «Северного потока 2», обсуждение становится довольно резким. Противники газопровода заявляют: это не экономический, а политический проект, он расколол Европу, игнорирует интересы безопасности Польши и стран Балтии и создает зависимость от России.

Критика заслуживает того, чтобы её воспринимали всерьёз. Это утверждение теряет силу, когда критика сводится к какофонии политического метеоризма. Беспокоит не столько диссонанс, сколько недостаток опыта и вдумчивости. Критики, по-видимому, больше не видят связей между политикой, экономикой, законодательством и устоявшимися западными стратегиями безопасности. Их политическая эра начинается после падения Берлинской стены, после объединения Германии и после вывода советских войск из Центральной Европы. Опыт, накопленный за десятилетия западных процессов политики безопасности, ими не учитывается. 

Давайте начнем с интерфейса политики и права и зададимся наивным вопросом: «А что, собственно, такое — проект «Северный поток-2»? 

Это второй трубопроводный проект по транспортировке газа из России в немецкий Грайфсвальд, откуда он будет поступать в европейскую газовую сеть. Проектом управляют российский энергопоставщик «Газпром» и пять европейских компаний, а именно: немецкие компании BASF и Uniper, Engie (Франция), OMV (Австрия) и британо-голландская Royal Dutch Shell. Проект требует разрешения на строительство в соответствии с законодательством ЕС. Если условия соблюдены, правительства не вправе отказать в его утверждении. 

Вся история «Северного потока-2» доказывает, что он планировался как чисто экономический проект. В 2012 году в Лондоне состоялась беседа между премьер-министром Англии Дэвидом Кэмероном и президентом Владимиром Путиным. Кэмерон заявил Путину о своей обеспокоенности тем, что запасы британского природного газа в обозримом будущем будут исчерпаны. Путин предложил построить ещё один газопровод — параллельный существующему «Северному потоку-1» в Грайфсвальде, и соединить Грайфсвальд и датскую Ютландию с отводной линией, которая станет подавать российский газ в норвежско-британскую сеть. Речь шла о том, чтобы компенсировать будущий спад производства — по тогдашней оценке 80 млрд куб.м., — получив (от России) 55 млрд куб.м. 

Это предложение сразу привлекло во всём мире пристальное внимание деловых кругов. Коммерсанты заинтересованы в экономической отдаче. Они обычно не участвуют в политических проектах. Политики же тогда не обратили внимания на этот проект. Но затем российские войска оккупировали Крым, отношения с Россией ухудшились. И теперь политики превратили «Северный поток-2» из «бизнес-проекта» в «политический проект». 

Было время, когда западная политика безопасности преднамеренно преследовала газовые сделки с Советским Союзом как политические проекты, хотя и с другими целями, которые полностью противоречили критике «Северного потока-2». Можно напомнить, что в прошлом ничто так не способствовало снижению конфронтации между Востоком и Западом, как, например, снятие экспортного эмбарго НАТО на трубы для природного газа в 1960-х годах и последующее расширение сети природного газа между Советским Союзом и Западной Европой. Эти меры подтвердили правильность тезиса «изменение подхода». 

Определённая зависимость от поставок советского газа была терпима, потому что классифицировалась как вклад в разрядку. Поставки природного газа из России увенчались успехом, который длится уже полвека. Однако вопрос зависимости от поставок российского газа все ещё ошибочно трактуется западным лагерем. Президент Франции Саркози снял эти опасения с повестки дня Мюнхенской конференции по безопасности 2009 года простым и ясным замечанием: «Собственно, мы не знаем поставщика, который хочет рассориться со своими клиентами». 

Страны восточной части Балтийского моря вправе ожидать, что мы серьёзно относимся к их потребностям в области безопасности. Однако их собственные оценки рушатся. Финляндия дала разрешение на строительство «Северного потока-2». Из-за своего исторического опыта взаимодействия с Россией она идёт другим путем, чем нынешнее польское правительство. Ярослав Качиньский придерживается жестокого антироссийского курса, который даже бывший министр иностранных дел Польши Радек Сикорский, скептически относящийся к трубопроводным проектам в Балтийском море, высмеял в своей недавней книге о польской политике «Польша могла бы быть лучше»: 

«В Польше есть люди, которые думают, что российский газ — это просто плохая мораль, и покупать его — это измена, — пишет Сикорский. — В разговоре с некоторыми из наших политиков у меня сложилось впечатление, что они способны видеть серп и молот на каждой молекуле российского газа. При таком подходе конечно стоит покупать более дорогой, но морально правильный норвежский газ или даже ещё более дорогой газ из Катара, известного своим чувством демократии».

Следует учитывать, что у более молодых членов НАТО — таких, как Польша и страны Балтии, есть свой исторический опыт работы с Россией, но им нельзя разрешать определять повестку дня для взаимодействия с Россией. Мы, немцы, тоже должны поделиться своим опытом с Россией. Германия полвека страдала, находясь под угрозой Варшавского договора. Танковые клинья сил Варшавского договора могли достичь Рейна в течение нескольких часов; немецкие города были целью систем ядерного оружия другой стороны. 

Конфронтация между Востоком и Западом была снижена, потому что мы последовательно и настойчиво применяем двойную стратегию военной мощи и сотрудничества — достаточно часто вопреки воле союзников. Потребность в защите у Польши не выше, чем у всех других союзников по НАТО в маловероятном случае обмена между США и Россией ядерными ударами, при том, что целеполагание российских ракет имеет более высокий приоритет, чем Польша. Те, у кого страх заложен в генах, мало приспособлены к партнёрству в области безопасности в ядерный век. 

Польская сентиментальная пьеса теряет достоверность, так как Польша своей критикой «Северного потока-2» жёстко преследует свои экономические интересы. США хотят обезопасить европейский рынок сбыта своего сжиженного газа и вытеснить Россию в качестве основного поставщика газа в Европу. Польша стремится стать основным дистрибьютором американского сжиженного газа в Европе. 

Между тем, мы должны задаться вопросом, действительно ли критики ведут речь только о «Северном потоке-2″. Не заложена ли эта тема в качестве ремня трансмиссии для ползучего исключения России из сотрудничества с Западом? Это имело бы разрушительные последствия для безопасности и экономического развития европейского континента». 

Не в коня корм 

Ежемесячный либерально-консервативный «журнал политической культуры» Cicero с редакцией в Берлине является немецкоязычным аналогом таких крупных американских журналов, как The New Yorker и The Atlantic. Его продаваемый тираж составляет 60 988 экземпляров, а аудитория насчитывает 390 тыс. читателей (данные на февраль 2019 г.). Целевая аудитория журнала характеризуется издателем как «немецкие интеллектуалы, которые хотят получить разнообразие политических мнений». 

Как мне представляется, именно в силу того, что Cicero рассчитан на интеллектуалов, противники «Северного потока-2», чья критика этого проекта сводится, по меткому выражению Франка Эльбе, к «какофонии политического метеоризма», его статью, конечно же, не осилят. 

Германия



+4

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать


Наша группа в ОК:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация