ВЛ / Статьи

Тайна камикадзе: Японский пилот увел F-35 на небывалую глубину, спрятав от русских

+7
26-04-2019, 00:00...
2 363

Охота за разбившимся истребителем пятого поколения продолжается на дне океана

Трагедия с разбившимся 9 апреля 2019 года истребителем F-35А ВВС Японии сенсацией стала ненадолго, уступив место ряду других мировых событий, в том числе и трагических. Однако все это время продолжаются активные и засекреченные поиски фюзеляжа самолета на дне Тихого океана, над которым выполнялся экспериментальный полет. В том, чтобы первыми добраться до корпуса истребителя пятого поколения заинтересованы в первую очередь сама Япония, чтобы установить причины катастрофы, и США, как основной разработчик этой воздушной машины, не желающие, чтобы ее многочисленные секреты попали в руки конкурентов, или, так скажем потенциальных противников, в лице России и Китая, которые тоже обладают технологиями производства истребителей пятого поколения. Последние, надо полагать, тоже принимают участие в поисках, которые не афишируются. 

С учетом того, что связь с пилотом прервалась на 28 минуте полета, F-35 за это время мог удалиться от северной части побережья японского острова Хонсю (авиабаза Мисава, где базируется 35-е истребительное крыло Тихоокеанских ВВС США) на значительное расстояние. Это уж точно не японские территориальные воды и нахождение в районе предполагаемого места падения истребителя судов и кораблей других стран не возбраняется. У самой Японии в поисковой операции задействовано пять военных кораблей и три корабля береговой охраны, несколько патрульных самолетов. Известно, что США зафрахтовали частное судно «Ван Гог», предназначенное для проведения глубоководных работ и оснащенное кранами способными поднимать грузы с глубины до 3000 метров. Сейчас к поиску присоединилось и новейшее японское исследовательское судно «Каймэй», оснащенное эхолотом, магнитометрами и автономной беспилотной подводной лодкой, способной опускаться на глубину до трех километров для исследования морского дна.

Предполагается, что разбившийся о воду F-35 может находиться на глубине около 1500 метров, где для обычных подводных лодок он недосягаем. Неизвестно и точное место падения истребителя, хотя японская сторона утверждала о найденных его обломках (каких именно не уточнялось), которыми мог оказаться обычный океанский мусор, сброшенный, предположим, с американского авианосца «Карл Винсон» (Carl Vinson), который в прошлом году проходил здесь к берегам Корейского полуострова. Почему-то не внесли ясности в причины катастрофы и пилоты остальных самолетов — известно, что при отработке техники воздушного боя 9 апреля было задействовано четыре истребителя. Пропажу коллеги и место падения они не зафиксировали. Тем не менее, поисковая операция проводится пусть и в достаточно обширной, но четко ограниченной акватории Тихого океана. Привлекая значительные силы, в том числе исследовательские суда, Япония явно спешит обнаружить истребитель раньше России и Китая, чтобы им не достались сверхсекретные технологии — предполагается, что даже после удара о воду F-35 остался не разрушенным и его фюзеляж уцелел, а значит представляет ценность для изучения. 

Что еще в значительной степени беспокоит самих японцев, так это факт исчезновения истребителя с радаров (здесь можно предположить, что сам пилот «включил незаметность») и то, что летчик не подал никаких сигналов опасности или угроз. Присутствует и некий репутационный ущерб — разбившийся F-35A был первым самолетом, собранным японской корпорацией «Мицубиши» (Mitsubishi Heavy Industries), которая предполагает произвести около 190 самолетов этой серии. И японцы хотят убедиться насколько этот дорогостоящий самолет (100 миллионов долларов за единицу) безопасен для полетов.

Нынешняя катастрофа с истребителем пятого поколения уже не первая за время эксплуатации F-35 — годом ранее подобный американский самолет разбился во время экспериментального полета в Южной Каролине. А в японской прессе припомнили, что аварийные ситуации с этими боевыми самолетами, которые приводили к экстренным посадкам, выполнялись уже семь раз. Причиной становилась нештатная работа бортового оборудования. Из 13 поставленных ВВС самообороны Японии из СШАF-35 на 5 истребителях пришлось устранять выявленные неполадки. При этом японское военное командование утверждает, что технических проблем с F-35 за время их эксплуатации не возникало, пытаясь скрыть происшествия на фоне перевооружения своей авиации именно на этот истребитель пятого поколения. Нынешняя трагедия тоже оказалась под грифом секретности, а полеты всех японских F-35 приостановлены до выяснения причин катастрофы.

Токио не обращался ни к Москве, ни к Пекину с официальной просьбой о помощи в проведении поисковой операции, хотя специальные глубоководные средства в этих странах имеются. Например, российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат «Мир-2» (глубина погружения до 6 километров), который базируется на борту судна «Академик Мстислав Келдыш». («Мир-1» сейчас находится в качестве экспоната в Музее Мирового океана в Калининграде). «Мирами», например, обследовалась затонувшая в Норвежском море подводная лодка «Комсомолец» (глубина 1700 метров) и АПЛ «Курск», они совершили 17 погружений к трансатлантическому пароходу «Титаник», который лежит на дне океана на глубине 3 750 метров. Помимо «Мира», Россия могла бы предоставить глубоководный аппарат «Консул», который способен опускаться под водой на 6 270 метров и имеет вертикальную скорость в 3 мили в час. В составе ВМФ РФ имеются также спасательные глубоководные аппараты АС-30 и АС-34, правда глубина их погружения не превышает 1000 метров, но при экипаже в три человека эти мини-субмарины могут находиться под водой 120 часов. Еще одним новейшим глубоководным спасательным аппаратом является АС-40 «Бестер-1», который находится на борту судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов» (порт приписки — Владивосток). 

Но заявок, как говорится, не поступало и Япония из-за особой секретности F-35 предпочитает обходиться при поиске самолета на дне океана собственными силами. Более того, ревностно следит за нахождением в районе поиска посторонних судов. Названные российские глубоководные аппараты не могут действовать при погружениях самостоятельно, им требуется суда поддержки, которые не могут остаться незамеченными на поверхности. При этом, как видится, российская разведка не может остаться равнодушной к использованию такого шанса, чтобы заполучить секреты истребителя пятого поколения и узнать все его сильные и слабые стороны. Каким образом? 

Понятно, что боевые пловцы исключаются, но остаются подводные лодки. Причем не сами субмарины, максимальная глубина погружения которых не превышает 500−600 метров (упомянутая АПЛ «Комсомолец» «нырнула» в 1985 году на рекордные 1030 метров), а те аппараты, которые могут размещаться в ее чреве. Спущенная на днях на воду подлодка «Белгород», которая является носителем беспилотных «Посейдонов», пока в подобных разведывательно-поисковых операциях участвовать не может. Зато есть АПЛ «Подмосковье» и дизельная лодка «Саров», специально переоборудованные для перемещения глубоководных роботизированных аппаратов и управления ими. Таких, например, как глубоководные атомные аппараты типа «Лошарик» (не несущие вооружения) или автономные глубоководные станции «Палтус» и «Нельма».

АС-12, известная как «Лошарик» (внешне аппарат чем-то напоминает связку воздушных шариков), хотя и называется глубоководной станцией, но по сути является глубоководной атомной подводной лодкой, способной погружаться на 6000 метров, и использоваться для специальных операций. Американцы считают ее «диверсионным аппаратом», предназначенным для нахождения и разрушения подводной инфраструктуры — в первую очередь магистральных кабелей связи и систем слежения за подводными лодками. Эксперты НАТО приписывают «Лошарику» и возможность передвижения по морскому дну на выдвижных колесах, что практически полностью исключает возможность их обнаружения акустическими и магнитометрическими средствами. Теоретически, при обнаружении на дне F-35, российский аппарат С-12 может его либо уничтожить, либо транспортировать в другой район. И тут на помощь может прийти АПЛ «Нельма» или «Палтус», которые помимо прочего предназначены и для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников затопленных в океане. 

Можно предположить, что по дну Тихого океана уже «шастают» «Лошарики» в поисках разбившегося японского истребителя. Вероятность встречи российского «подводного лунохода» с китайскими «коллегами» маловероятна — несмотря на значительные возможности погружения глубоководных «Цзяолуна» или «Хайлуна-3» (глубины погружения от 6 до свыше 10 километров), они являются батискафами и на особую автономность плавания не претендуют. Впрочем, китайцы наверняка предпринимают собственные попытки в поиске F-35.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация