ВЛ / Статьи

Китай не оставляет Америке ни одного шанса

+2
26-03-2019, 01:00...
831

Режим Трампа очень пугается надвигающейся мощи КНР

Режим Трампа утверждает, что сделка между США и Китаем маячит на горизонте. Если торговая сделка действительно будет достигнута, то, без сомнения, пузырь мирового фондового рынка надуется еще больше. По оценкам агентства Bloomberg, объем глобального рынка акций может увеличиться на 10%. 

Если будет заключена торговая сделка, то мейнстримовские СМИ и Трамп могут с радостью сказать нам, что в мире все хорошо: фондовые рынки процветают, поэтому не беспокойтесь ни о чем. Не станем обращать внимание на преувеличение, а зададимся вопросом: приведет ли торговая сделка к оттепели в американо-китайских отношениях? Может ли это помочь разрядить экономическую и геостратегическую напряженность, которая существует между обеими странами? 

Широко разрекламированный «разворот» президента Обамы к Азии в 2011 году был запоздалым признанием американской империи того, что она столкнулась с новой возникающей сверхдержавой, создавшей угрозу для ее экономического и геополитического доминирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во время президентства Обамы азиатский «разворот» носил в основном военный характер, хотя мы не должны забывать о его злополучном Транстихоокеанском партнерстве, которое было разработано для сдерживания экономической экспансии Китая по всему региону.

Избрание президентом популиста Трампа, бизнесмена-миллиардера, провозгласившего лозунг «Сделаем Америку снова великой» выявило то общественное настроение, которое отражает ярость по отношению к деиндустриализации Америки и то, как Уолл-стрит убегала от «Мэйн-стрит"*. Избрание Трампа отразило признание американским правящим классом необходимости действий на фоне обостряющейся конкуренции между США и Китаем в области передовых технологий, конкуренции за сырье/рынки и в сфере усиления геополитической напряженности. 

Как утверждает Дин Ченг из Фонда «Наследие», руководство Коммунистической партии Китая (КПК), считает, что их страна находится в состоянии мирной конкуренции с США. Руководство КПК считает также, что Китай находится в периоде реализации «стратегических возможностей». «Это позволит стране сосредоточиться на невоенных аспектах «всеобъемлющей национальной мощи». Другими словами, это — период, когда имеется историческая возможность не только догнать экономически более развитые страны Запада, но и стать мировым лидером в области передовых технологий и производства. Таким образом, повышение уровня жизни 1,4 миллиарда населения имеет первостепенное значение для председателя Си. 

Руководство Коммунистической партии Китая смотрело в будущее на десятилетия, с точки зрения экономического, научного и военного развития страны. На съезде КПК в 2017 году председатель Си заявил, что цель состоит в том, чтобы к середине столетия стать «мировым лидером с точки зрения всесторонней национальной мощи и международного влияния».

Инициатива «Сделано в Китае — 2025» 

Инициатива «Сделано в Китае — 2025», инициированная в 2015 году, стала поворотным пунктом в эскалации экономического и военного соперничества между Китаем и США. Правящий класс Китая рассматривает эту инициативу как попытку всесторонне модернизировать всю свою экономику — от передовых производственных технологий до традиционных отраслей и сферы услуг. 

Скотт Кеннеди) из Центра стратегических и международных исследований отмечает, что: «Цель состоит в том, чтобы всесторонне модернизировать китайскую промышленность, сделать ее более эффективной и интегрированной с тем, чтобы она могла занять самые высокие звенья в мировых производственных цепочках. Планом определена цель повышения внутреннего содержания основных компонентов и материалов до 40% к 2020 году и до 70% - к 2025 году.» 

В своем выступлении на заседании одного из комитетов конгресса 25 сентября 2018 года Дин Ченг подчеркнул всеобъемлющий характер инициативы «Сделано в Китае — 2025»: «Эту китайскую программу, при помощи которой китайцы надеются к 2025 году стать в значительной степени страной, автономной в ключевых производственных областях, необходимо рассматривать как часть более широких усилий по продвижению китайской науки и техники, а не только инноваций и НИОКР. Задача состоит в поддержании китайской промышленности путем локализации всего технологического развития, коммерциализации и производственного процесса». 

Инициатива «Сделано в Китае — 2025» рассматривается Соединенными Штатами в качестве серьезной угрозы как их передовому технологическому сектору, так и их попыткам глобального военного господства «по всему спектру» в интересах корпоративного капитала.

По оценкам конгресса США, следующее поколение информационных технологий, в котором Китай намерен доминировать, входят сети 5G, искусственный интеллект, блокчейн, облачные вычисления, квантовые вычисления и полупроводники. Страх перед доминированием Китая в этих высокотехнологичных секторах выставляется в качестве серьезной угрозы для экономической и национальной безопасности Соединенных Штатов, которую необходимо устранить. 

Экономическое соперничество в сфере высоких технологий 

Страх и тревога в связи с тем, что Китай поднимается в качестве конкурента США в высокотехнологичных отраслях не являются необоснованными. Китайские суперкомпьютеры — одни из самых быстрых в мире. Китай в настоящее время — крупнейший производитель суперкомпьютеров в мире. В 2017 году 202 из 500 самых быстрых суперкомпьютеров были китайскими. Для сравнения — у США их 143. Китайский лунный модуль вскоре совершит посадку обратной стороне на Луны. В то же самое время крупнейший в мире радиотелескоп находится в Китае. 

Алекс Баррера, главный редактор Adelph Report, сделал следующее наблюдение: «США и Европа отстают в освоении технологий. Робототехника, системы на основе искусственного интеллекта, автоматизированное обучение, квантовые вычисления или интеллектуальная мобильность — все это происходит в Китае, а не в США». 

Возникающий разрыв с точки зрения инвестиций, исследований и внедрения искусственного интеллекта и глубокого обучения просто ошеломляет. Это побудило конгресс США провести серию слушаний, посвященных той экономической угрозе, которую Китай представляет для США. 26 сентября 2018 года палата представителей США провела слушание под названием: «Противодействие Китаю — обеспечение того, что Америка остается мировым лидером в области передовых технологий и инноваций». Председатель слушания, член палаты представителей Хёрд, заявил, что Китай хочет «заменить нас» как мирового лидера в области передовых технологий и виновен в том, что экономика США ежегодно теряет от 225 до 600 миллиардов долларов. 

Благодаря аресту канадскими властями финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу 1 декабря 2018 года по требованию властей США всеобщее внимание оказалось привлечено к этому быстро обостряющемуся технологическому соперничеству между Китаем и США. 

Это свидетельство того, что в США разрастается досада в связи с тем, что Китай поднимается в качестве высокотехнологичной сверхдержавы, которая в ближайшие 20 лет вполне может затмить США. 

В 2018 году Huawei стала производителем смартфонов номер один в Китае, затмив Apple и превратив эту корпорацию во второго по величине производителя в мире. В 2017 году выручка Huawei была выше, чем у таких китайских корпораций-гигантов, как Alibaba, Tencent и Baidu. Более половины этого дохода пришлось на продажи за рубежом в Европе и Азии. В последние годы этот рост выручки значительно превысил аналогичный показатель таких американских конкурентов, как Ciscо. Еще в 2012 году доходы Huawei и Ciscо были одинаковы, но уже в 2017-м Huawei намного превзошла Cisco — 92 млрд долларов против 50 млрд. Блейк Шмидт из Bloomberg заметил, что рост доходов Huawei «вызывает страх у некоторых лиц, формирующих политику на Западе».

Война с Китаем? Она уже идет 

Военно-промышленный комплекс США подталкивает Трампа к тому, чтобы запретить поставки корпорацией Huawei оборудования операторам беспроводной связи при их переходе на 5G. При этом союзники США — такие как Австралия, Новая Зеландия и Япония, планируют использовать оборудование Huawei в своих странах. 

Будет интересно посмотреть, как «надвигающаяся» торговая сделка урегулирует проблемы прав интеллектуальной собственности, доступа к программному обеспечению и патентам для сектора передовых технологий. 

Взаимозависимость США и Китая 

С одной стороны, обе страны взаимно зависят друг от друга. Тем не менее, они конкурируют друг с другом на экономическом, технологическом, дипломатическом и военном фронтах. Вопрос заключается в том, является ли состояние взаимозависимости причиной какого-либо дальнейшего ухудшения их отношений, которое повысит вероятность военного конфликта. 

Соединенные Штаты зависят от Китая в ряде ключевых областей, начиная с дешевых потребительских товаров, которые китайские и американские производители, обосновавшиеся в Китае, продают американским потребителям. Кроме этого, Китай играет для США жизненно важную роль, поскольку он — один из ключевых иностранных кредиторов Америки, тех, что держат казначейские обязательства США на сумму более 1 триллиона долларов. Иностранные кредиторы помогают властям США финансировать госдолг, превышающий 22 триллиона долларов, что, в свою очередь, помогает США финансировать свою громадную военную машину. 

Экономические проблемы Китая 

И наоборот. Китайская обрабатывающая промышленность зависит от сохраняющейся способности сверхобремененных задолженностью потребителей США по-прежнему покупать китайские товары. Лидеры Китая учитывают, что в ключевых технологических областях китайская промышленность сильно зависит от иностранных источников. Крупные китайские компании — такие как ZTE и Huawei, — и ключевые государственные предприятия — такие как Petro China — по-прежнему сильно зависят от западных технологий в некоторых ключевых областях. 

Что еще более важно, китайские лидеры остро осознают, что им надо усердно работать над решением своих огромных проблем с задолженностью особенно в сфере корпоративного долга, который составляет 145% от ВВП. По данным МВФ, 15% банковских кредитов корпоративному сектору (более 1,3 трлн долларов) находятся «под угрозой». Вот почему, чтобы помочь разрешить этот растущий долговой кризис, китайское правительство так стремится стимулировать свою экономику. Проекты «Один пояс — один путь» и «Сделано в Китае — 2025», которые рассматриваются в качестве основных угроз Американской империи, являются неотъемлемой частью попыток стимулировать экономический рост. 

США и Китай, вероятно, заключат торговую сделку, которая разрешит некоторые из их краткосрочных проблем. Тем не менее, более долгосрочные тенденции предполагают экономическое, технологическое и военное соперничество между двумя странами. 

Экономические проблемы США 

Несмотря на широко разрекламированный бум в экономике, Соединенные Штаты сталкиваются с рядом структурных проблем, которые угрожают подорвать их статус сверхдержавы. Экономические проблемы, стоящие перед США также иллюстрируют глубокую «краткосрочность» американского капитализма, которая грозит обострить великодержавное соперничество с Китаем. 

В 1945 г. США были и главным кредитором, и мастерской мира. Доллар США стал мировой резервной валютой, что, наряду с фиксированными обменными курсами между всеми другими валютами и долларом, позволило Соединенным Штатам доминировать в мировой экономике совершенно беспрецедентным образом. 

Задолго до 2019 года Соединенные Штаты позволили большей части своей обрабатывающей промышленности быть перемещенной в китайские оффшоры и в другие страны с низким уровнем заработной платы. Корпоративные гиганты — такие, как Apple производят свои айфоны в Китае и отправляют их в США. Соединенные Штаты сталкиваются с тем, что множество стран, во главе которых Китай, стараются обойти господство доллара в мировой торговле, расширяя покупки товаров и услуг за свои собственные национальные валюты. Из мирового кредитора Соединенные Штаты превратились в страну, потонувшую в неоплаченной задолженности объемом в 22 триллиона долларов госдолга и 13,4 триллиона долларов долгов домохозяйств.

После терактов 11 сентября США избавились от так называемого «вьетнамского синдрома» Они использовали свою военную мощь, чтобы прибегнуть к неприкрытой «дипломатии канонерок», борясь за смену режима в одной стране вслед за другой в попытке восстановить свое политическое, экономическое и стратегическое господство над Ближним Востоком. 

Вместо того, чтобы инвестировать в свою систему образования, разваливающуюся инфраструктуру и несбалансированную экономику, правящий класс США, где доминирует финансовый капитал, выродился в тех, кто близоруко гоняется за краткосрочной, пусть и огромной, прибылью. Уолл-стрит и раздутая финансовая отрасль жируют за счет остальной части общества. Это привело в Америке к огромному имущественному неравенству, которое угрожает долгосрочной стабильности общества. Федеральный резерв США, вероятно, самый мощный центральный банк на планете, посвятил себя поддержанию финансовых рынков, создав механизм гигантской передачи богатств, равного которому не было в истории человечества. 

Политика ФРС в отношении низких процентных ставок наряду с печатанием денег через программу «количественного смягчения» питала оргию паразитной задолженности. Это породило манию приобретений и слияний (стоимостью более 400 миллиардов долларов в 2018 году и выкуп акций на сумму более 800 миллиардов долларов в 2018 году, что, впервые с 2008 года превысило капитальные затраты. 

Несмотря на коррекцию фондового рынка в последнем квартале 2018 года, политика ФРС, особенно ее недавние шаги, поощряет спекулятивное безумие. 

Похоже, что финансовые элиты в Америке полностью потеряли голову. Вместо того, чтобы наказывать инвесторов за столь краткосрочный подход, их поощряют. Американские СМИ и корпоративные политики имеют смелость жаловаться на быстрое экономическое развитие Китая, бряцают оружием и вводят тарифы на китайский импорт. 

Китай догоняет США 

Никакие объемы американских торговых тарифов и никакая «дипломатия канонерок» в Южно-Китайском море не помешают Китаю вложить огромные средства в исследования и разработки с тем, чтобы стимулировать в своей экономике те инновации, которые будут угрожать американской гегемонии над мировой экономикой. Предполагается, что в этом году Китай превзойдет США по сумме денег, выделенных на исследования и разработки. Китайские расходы на НИОКР увеличивались в среднем на 18% в год с 2004 года — по сравнению с 4% в год у США, которые выделяют все больше ресурсов на свои раздутые вооруженные силы. 

Американский военный бюджет на следующий финансовый год составит 989 млрд долларов, что в 4 раза больше китайского, который составляет 228 млрд долларов. Военный бюджет Америки больше, чем оборонные бюджеты следующих 9 стран вместе взятых! 

Рассмотрим два примера, которые иллюстрируют то, как долгосрочная экономическая стратегия Китая превосходит США в критических областях. Так, телекоммуникационный сектор является критически важной отраслью для любой современной индустриальной экономики. За последние 3 года Китай превзошел США, израсходовав на 24 миллиарда долларов на инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру. В течение следующих 5 лет планируется потратить еще 400 миллиардов долларов на разработку беспроводной технологии 5G. Китай уже развернул 350 000 сотовых сайтов для 5G. США развернули только 30000. 

В ключевом секторе — обучении — Китай быстро догоняет США. По данным Национального научного фонда, в настоящее время Китай присуждает почти столько же степеней докторов естественных и технических наук, сколько и Америка. Между тем, в Китае «производится» 22% мирового количества студентов в области науки и техники по сравнению с 10% в Соединенных Штатах. В 2017 году американские ученые опубликовали 409 000 научных, медицинских и технологических статей в ведущих международных журналах по сравнению с 426 000 в Китае. 

Доктор Джон Шрок в статье для University World News в декабре 2018 года отметил, что американская наука находится в упадке в то время, как наука Китая движется вперед. Шрок отметил, что в Китае: «…долгосрочная политика и инвестиции в образование и людей ускорили прогресс в науке … США не удалось продвинуться вперед во многих областях науки — от ускорителей частиц до астрономии и биологии организма».

Геополитическое соперничество хочет усилиться 

Широко разрекламированная торговая сделка, если она состоится, может помочь ослабить напряженность в отношениях между Китаем и США на временной краткосрочной основе. Однако какой бы всеобъемлющей ни была эта сделка, она не разрешит фундаментальных экономических проблем в отношениях между двумя странами. А эти проблемы ведут к росту геополитической и военной напряженности. 

Несмотря на свои серьезные проблемы с огромной кучей долгов Китай взял на себя обязательства по массивным долгосрочным инвестициям в свое экономическое развитие. И все тенденции говорят о том, что к середине столетия или даже раньше Китай затмит США и станет мировым лидером в области передовых технологий. 

Этот подрыв американской гегемонии в мировой экономике, очевидно, имеет серьезные геополитические последствия, поскольку США не позволят этому случиться без борьбы. Еще посмотрим, ограничится ли это глобальное соперничество экономической сферой или оно приобретет характер эскалация военных действий. Следующая глобальная рецессия, которая приближается с каждым днем, несомненно, обострит отношения между США и Китаем и может привести к военному и геополитическому напряжению до предела. В конце концов, война и внешняя политика являются всего лишь продолжением внутренней политики и экономики другими средствами. 

Автор: Леон Трессел -Leon Tressell - историк, специализирующийся на геополитике и экономике. Проживает в Соединенном Королевстве. 

Перевод Сергея Духанова. 

Copyright © Dr. Leon Tressell, Global Research, 2019 

*Main Street (главная улица) — словосочетание, используемое для обозначения т.н. «одноэтажной Америки», т.е. Америки малых городков и поселков, в которых всегда имеется центральная улица с таким названием.






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация