ВЛ / Статьи

Авиакатастрофа в Эфиопии: Китай больше не верит обещаниям Boeing

+2
11-03-2019, 17:31...
693

Пекин прекратил эксплуатацию самолетов модели 737 MAX 8 после второго крушения за полгода

Власти Китая ввели временный запрет на использование самолетов Boeing 737 MAX 8 на всех внутренних национальных авиалиниях после того, как воздушный лайнер этой модификации потерпело крушение в Эфиопии утром 10 марта. Вслед за Китаем приостановила эксплуатацию Max 8 Индонезия. Еще раньше это сделали Эфиопские авиалинии. 

Самолет авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс в Найроби, потерпел крушение неподалеку от города Дэбрэ-Зэйт через шесть минут после взлета. На борту находились 157 человек, все они погибли. Среди жертв крушения — трое россиян и восемь граждан Китая. 

Точные причины крушения пока не установлены, на месте аварии ведутся поисковые работы по нахождению «черных ящиков», специалисты компании Boeing также вылетели на место происшествия. 

Тем не менее, реакция стран объяснима, если учесть, что самолет такой же модели потерпел крушение в октябре 2018 года в Индонезии. Тогда лайнер компании Lion Air упал в море через 13 минут после взлета. Все находившиеся на борту 189 человек погибли. 

Расследование первой катастрофы также еще не завершено окончательно. Однако расшифровка «черных ящиков» показала, что во время полета индонезийский экипаж более двадцати раз предотвращал опускание носа самолета, которое вызывала новая автоматическая система.

Дело в том, что система автоматически опускает нос самолета вниз, если считает, что он задран слишком высоко, и таким образом предотвращает сваливание — резкое падение подъемной силы из-за срыва потока. Но, возможно, система получала неверные данные с датчиков и пыталась предотвратить опасную конфигурацию, которой на самом деле не было. 

После этого в ноябре компания Boeing разослала операторам предупреждение о том, что в этой модели ошибочные данные системы контроля над полетом могут привести к внезапному пикированию. 

Кроме того, компания собиралась выпустить дополнение к программному обеспечению модели 737 MAX, чтобы предотвратить сценарии катастрофы, подобной индонезийской. Производитель заверял, что обновил инструкции после данного инцидента и что самолеты 737 MAX безопасны для полетов. Тем не менее, для предотвращения новой катастрофы этого оказалось недостаточно. 

Boeing 737 Max 8 — вторая версия узкофюзеляжного 737 Max. 30 ноября 2015 года был выпущен первый опытный образец модели. Первый полет Boeing 737 MAX 8 семейства состоялся 29 января 2016 года. 

Лайнер настолько впечатлил авиаперевозчиков, что Max 8 тут же стал самым продаваемым самолетом в истории Boeing. Портфель заказов Boeing на эту модель насчитывает 4,5 тысячи машин общей каталожной стоимостью до 500 миллиардов долларов. В эксплуатации по миру уже находятся около 300 лайнеров. 


В России пока есть только два самолет модификации Max 8 — их эксплуатирует компания S7. Но в портфеле заказов у нее еще десять таких машин. Кроме того, в мае прошлого года компании UTair и Уральские авиалинии заказали 30 и 14 самолетов соответственно. 

Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов считает, что решение приостановить эксплуатацию самолетов вполне оправданное, так как важнее всего безопасность. 

— Boeing 737 Max 8 — это на сегодняшний день один из самых энергонасыщенных самолетов в мире, он также обладает самой интеллектуальной системой управления. Вообще же Boeing 737 — это самая массовая модель в мире на сегодняшний день. Это тоже показатель качества и надежности. Но его модернизаций и модификаций очень много, поэтому говорить, что он ненадежен и не соответствует требованиям нельзя. 

Другое дело, что эта конкретная модель уже второй раз за полугодие подводит пассажиров и авиакомпании. Внештатная ситуация заканчивается не просто аварией, а катастрофой.

«СП»: — Можно ли сказать, почему это происходит? 

— Одна из версий крушений связана со сложностью системы управления самолетом и ее сопряженностью с автоматической системой. В этой модификации настолько высоко интеллектуальная автоматизированная система управления, что конструкторы говорят о том, что это фактически третий виртуальный пилот. 

Не исключено, что летчики передоверились этому «виртуальному пилоту». Но «железо», а автоматика — это тоже «железо», программное обеспечение, может давать сбой. Ее действия нужно отслеживать и приостанавливать в случае ошибки. Возможно, пилоты понадеялись на то, что система очень надежна и хороша по всем показателям, и доверились ей больше, чем себе. 

Картина этой аварии похожа на предыдущую. Она произошла вскоре после взлета на небольшой высоте. А это самый загруженный участок полета, когда происходит уборка шасси, перестановка стабилизаторов, меняется режим работы двигателя, машина выходит на заданную скорость и высоту. В это время автоматика работает с большой нагрузкой, а человек может отвлечься. И ошибка в такой ситуации фатальна. 

«СП»: — Оправдано ли то, что Китай и Индонезия уже приостановили эксплуатацию самолета или тут замешана политика? 

— Это грамотные и правильные действия. Сначала нужно внимательно разобраться, в чем причина аварий, а на земле это сделать гораздо легче, чем в небе. В воздухе времени для выяснения нет, там порой принять правильное решение просто невозможно. Полгода назад в Индонезии летчики только успели проинформировать, что что-то не так и собирались возвращаться на аэродром. Результат, к сожалению, печальный. 

Значит, возможно есть проблемы в программном обеспечении или системе управления. Пока у нас нет полной информации ни со стороны Эфиопии, ни со стороны авиакомпании, и говорить о чем-то определенном нельзя. Boeing тоже послал своих конструкторов и инженеров на место, чтобы оказать помощь в разборе и все проверить. 

Думаю, сама компания Boeing может порекомендовать временно приостановить эксплуатацию самолетов этой модификации. Инициировать процедуру проверки может и ИКАО.

«СП»: — Нужно ли и нам приостанавливать эксплуатацию этих самолетов? 

— Наши два самолета этой марки в последнее время технически не были задействованы в расписаниях авиакомпании и стояли на стоянке. Сейчас будут проведены тестирования, переговоры с компанией-производителем и так далее. Можно поднять эти самолеты для тестового полета, но не более того. Скорее всего, они так и будут стоять на приколе, пока мы не получим вразумительные ответы на вопросы безопасности. Получить их хотят все, не только мы и Китай, но и Boeing, которому, конечно, неприятно, что появились сомнения в их новом самолете и конструкторском бюро в целом. 

«СП»: — Машины в случае конструкторской неисправности просто отзывают, а что делают с самолетами? 

— Точно так же поступают с самолетами. Выполняется определенный регламент работы, пишутся циркуляры с рекомендациями по замене каких-то агрегатов или программного обеспечения. Изготовитель все это делает, присылает эти агрегаты по почте или даже со специальными бригадами, которые будут устанавливать их на каждом самолете. 

Да, это большие финансовые и имиджевые потери как для компании Boeing в целом, так и для США. Но все правильно понимают ситуацию, если будет доказано, что есть какие-то технические недочеты, их будут исправлять, потому что безопасность — это главное. 

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов не исключает, что в Boeing знают о проблемах, но до сих пор не хотели выносить их на официальный уровень, именно чтобы избежать репутационных потерь. 

— Boeing 737 последней модификации — это современный авиалайнер с очень высоким уровнем безопасности. Все системы в нем обладают как минимум трехкратным резервированием. Это надежный, экономически выгодный самолет, к тому же удобный для пассажиров. Поэтому нужно тщательно изучить произошедшие катастрофы, чтобы точно понять, в чем их причины.

Есть подозрения, что руль высоты на этом типе самолета имеет недостаточную площадь для того, чтобы на небольших скоростях можно было эффективно управлять им. Boeing частично признал эту проблему, но признав ее на официальном уровне, придется потратить много миллиардов долларов, чтобы произвести необходимые доработки. Помимо финансовых затрат такая ситуация грозит и репутационными потерями. 

Поэтому Boeing идет по другому пути — пытается что-то делать, но на неофициальном уровне. Две катастрофы, которые случились за последние полгода, говорят о том, что нужно тщательно изучить этот самолет. Возможно, снова проводить сертификацию и доработку с рулем высоты и управляемости самолета, что, думаю, будет сделано. 

«СП»: — Китай приостановил эксплуатацию самолетом только из-за безопасности или тут замешана и политика? 

— Китай неслучайно приостановил эксплуатации этой модификации Boeing до окончания расследования. Они очень заботятся о том, чтобы у них был самый новый и надежный авиапарк. Они перевозят сотни миллионов пассажиров, поэтому для них это важно. 

Думаю, политика в этой ситуации не на первом месте. Обычно в авиации, если происходят катастрофы, причины которых неизвестны, нужно сначала во всем разобраться, а потом принимать решения. Просто допускать к полету самолеты без выявления причин аварий неправильно. 

В любом случае, говорить сейчас о причинах катастроф рано. Нужно тщательно изучать информацию и потом делать выводы.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация