Вежливые люди
ВЛ / Статьи

Приключения боевых монстров стали роковыми

17-01-2019, 00:00
...
654

Железнодорожные артиллерийские системы успели повоевать и за СССР, и за Финляндию

80 лет назад (1 января 1939 года) на судостроительном заводе в городе Николаеве было завершено строительство трех сверхтяжелых железнодорожных артиллерийских систем ТМ-3−12 с орудиями калибра 305 мм (длинна ствола — 15 метров). В производстве этих «самоходных» боевых монстров принимали участие Ленинградский металлический завод, «Красный путиловец» (Кировский завод), «Большевик», а также вагоностроительный завод им. Егорова. Такой разброс в производителях объясняется тем, что орудия для этих систем были позаимствованы с затонувшего в 1916 году на рейде города Севастополя (в результате взрыва порохового погреба) линкора «Императрица Мария». Поэтому ТМ-3−12 так и расшифровывается: «Транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов». Общая длина установки составляет 40 метров, ширина — три, высота — пять. 

А по сути ТМ-3−12 — это крупнокалиберное артиллерийское орудие, установленное на железнодорожную платформу. Проектирование системы началось в 1935 году в Центральном конструкторском бюро судостроения (ЦКБС-3) при Ленинградском металлическом заводе. Возглавлял ЦКБС-3 талантливый инженер Александр Григорьевич Дукельский. Впрочем, на момент начала работ по ТМ-3−12 бюро было уже переименовано в ЦКБ-19. Все три установки были построены фактически в 1938 году (третья — 1 января 1939 года), поэтому ТМ-3−12 считается 1938 года выпуска. И летом 1939-го они уже прошли полигонные испытания.

Первое боевое применения сверхтяжелых систем не заставило себя долго ждать: зимой 1939 года началась Финская кампания. И ТМ-3−12, входившие в состав 9-го Отдельного железнодорожного артиллерийского дивизиона, активно использовались для прорыва Линии Маннергейма, а также при штурме финского тогда еще Выборга. Огонь по Выборгу велся с круговой железнодорожной ветки Сестрорецк-Белоостров. Установка стреляла фугасными снарядами весом 314 кг на расстояние до 30 км. Кстати, масса ТМ-3−12 составляла 340 тонн. Огонь велся с бетонного массива (основания) на железном каркасе 16 на 16 метров и 3 метра толщиной. Для удобства кругового обстрела требовалась поворотная платформа, для строительства которой нужно было несколько недель. Но «транспортер» ТМ-3−12 мог производить огонь и прямо с колес — с железнодорожной платформы. Для этого строились так называемые «усы» — железнодорожные закругленные ветки, передвигаясь по которым, установка тем самым изменяла угол горизонтального наведения своего орудия. 

Примечательно, что 9-й дивизион включал в себя пять отдельных эшелонов. На трех из них непосредственно базировались установки. Каждый такой поезд состоял из двух контрольных платформ, паровоза, двух вагонов с личным составом, прожекторной платформы, вагона, выполнявшего функции центрального поста управления стрельбой, самого артиллерийского транспортера ТМ-3−12, двух бронированных вагонов со снарядами и зарядами к ним. Кроме того, такой боевой состав включал в себя еще и платформу для трактора с прицепом (или автотранспортную платформу), силовую станцию, вагон с запчастями и принадлежностями, платформу для кабеля к прибору управления артиллерийским огнем, вагон-кухню, вагон-склад плюс платформу для разного имущества и, наконец, штабной вагон. 

Дополнительные эшелоны помимо паровоза формировались, как правило, из дополнительных бронированных вагонов с зарядами и снарядами, вагона-склада, вагона-автомастерской, амбулатории, вагона-клуба, продсклада, кухни, цистерн с горючим и водой, а также вагона-бани и других необходимых прицепных функциональных вагонов. 

Когда весной 1940 года между СССР и Финляндией был подписан Московский мирный договор, установки отправили на вновь открытую военную базу на полуострове Ханко, отходившем советской стороне. Там они выполняли роль орудий береговых батарей, имея круговой сектор обстрела. С началом Великой Отечественной войны ТМ-3−12 противостояли батареям финнов, ведущим огонь с соседних островов. А также отгоняли военные финские корабли, норовившие обстрелять военную базу. И все же в начале декабря, когда советским войскам пришлось уйти с полуострова под натиском финнов, «транспортеры» пришлось частично демонтировать, а часть уничтожить.

Захватившие базу финны восстановили установки, доукомплектовав недостающие или взорванные запчасти деталями и узлами с однотипных орудий линкора «Император Александр III». И до 1944 года, когда Финляндия вышла из войны, ТМ-3−12 находились на вооружении финской армии. После чего установки были возвращены СССР, где стали основой 1-й гвардейской морской железнодорожной Краснознаменной Красносельской артиллерийской бригады. В 1961 году морально устаревшие ТМ-3−12 были законсервированы и долгое время находились в таком состоянии в форте Красная Горка (Ленинградская область). А на рубеже веков их чуть было не отправили на переплавку. Но вовремя спохватились, изменив статус «транспортеров»: теперь ТМ-3−12 — музейные экспонаты. Одна из установок находится тут же, на Красной Горке — на открытой площадке Музея Победы. Вторая стоит в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. А третья — в Музее железнодорожной техники имени В. В. Чубарова на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Так что когда ветераны с гордостью говорят: «Наш бронепоезд всегда на запасном пути», — они отчасти правы.


+4

Оцените новость
Новости партнеров:


Комментировать


Наша группа в ОК:
  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.
    Реестровая запись Роскомнадзора № A-1584-97-BLG
    По всем вопросам, жалобам и предложениям: vegchel@yandex.ru
Регистрация