ВЛ / Статьи

Литва продает «Независимость»

+1
21-12-2018, 02:00...
1 125

В Вильнюсе разочаровались в американском сжиженном газе и опять подсели на трубу «Газпрома»

Сейм Литвы разрешил правительству до конца 2024 года выкупить судно-хранилище сжиженного природного газа (СПГ) Independence («Независимость»), построенное в Южной Корее специально для Клайпедского терминала и арендуемое у норвежской компании Hoegh LNG. 

Трудно сказать, насколько выгодна эта сделка, ведь для покупки судна компании-оператору терминала Klaipedos nafta, находящейся в государственном управлении, придется где-то взять заем примерно в 308 миллионов евро, а правительство обязано будет предоставить под него госгарантию. Но с другой стороны, с 2014 года, то есть момента окончания строительства терминала СПГ, Литва платит за аренду судна «Independence» больше 60 миллионов долларов в год. 

И вообще та сделка была странной. Почему-то Литва заказала судно в Южной Корее не сама, а у норвежцев, которые обязались поставлять СПГ республике. Они-то и заказали судно-хранилище у корейцев, построили его за 250 миллионов долларов, а сдали в аренду Литве… за 720 миллионов, разбросанных на 10 лет — до 2024 года.

Все эти данные есть в открытой печати и вызывают удивление. Для норвежцев — супер-бизнес, но что дала такая странная сделка Литве? Именно из-за ее особенностей, то есть высокой итоговой цены газа для потребителей, Сейм Литвы специальным законом (!) обязал хозяйствующие субъекты страны покупать треть газа на Клайпедском терминале СПГ. Голубое топливо, доставленное морем из Норвегии и США, оказалось, естественно, и без того дороже, чем газпромовское, поступающее по трубам, да еще добавилась немаленькая аренда. 

Строительство Клайпедского терминала СПГ продвигалось и осуществлялось под лозунгом борьбы с энергетической зависимостью от России. «Газпром» поставлял топливо в Литву в соответствии с договорами. Вильнюс постоянно ругался, уверяя, будто переплачивает, подавал жалобу в Стокгольмский арбитраж, но безуспешно. В 2016 году Литва проиграла спор «Газпрому» в арбитражном суде Стокгольма, безуспешно требуя взыскать с нашей корпорации 1,4 млрд евро, якобы переплаченные за поставленный в 2004—2012 годах газ. 

Клайпедский терминал, по задумке властей Литвы, должен был покончить с «засильем» российского концерна, который почти на 100 процентов обеспечивал республику газом. После ввода объекта в строй доля «Газпрома» действительно упала примерно до 30%, но в последнее время снова выросла примерно до 60%. Так что и политическая составляющая этого специфического бизнеса несколько пошатнулась.

К тому же Латвия и Эстония отказались покупать газ в Клайпеде, на что рассчитывала Литва, а Еврокомиссия не стала финансировать строительство этого терминала как регионального, что планировал Вильнюс, так как не смог договориться о статусе энергетического объекта с Ригой и Таллиным. У Латвии и Эстонии оказались свои газовые амбиции, а Литва попыталась поставить их просто перед фактом — мол, вот вам терминал… Номер не прошел. 

Ну а в чем выгода приобретения судна-хранилища? Ранее главный потребитель газа в Литве — Йонавский завод удобрений «Ахема» оказался на грани выживания именно из-за высокой цены на СПГ и аренды Independence, о чем заявляла хозяйка предприятия, акционер «Ахемос групе» Лида Лубене, вдова бывшего владельца «Ахемы» Бронисловаса Лубиса. Сейм Литвы фактически возложил на это предприятие груз содержания Клайпедского терминала. И вот председатель парламентской Комиссии по вопросам энергетики Виргилиюс Подерис объяснил, почему решено выкупить судно-хранилище СПГ. По его словам, это действие позволит сократить расходы на содержание объекта. После приобретения Independence, сказал он, расходы сократятся с 66 миллионов евро до 43 миллионов евро в год. А конкретно заводу «Ахема» придется платить почти на 6 миллионов меньше.

И вот, пожалуй, главная причина покупки судна-хранилища Independence. «Обладая собственным терминалом, мы сможем обращаться с ним, как хотим — покупать, продавать или, продав, купить другой — у нас будет больше свободы и возможностей решать», — сказал Виргилиюс Подерис. 

То есть Литва в принципе не исключает возможности продать свой объект, за который так долго шла политическая борьба стоимостью в реальные миллионы евро. Вероятно, причина такая: у республики не все удачно сложилось на региональном газовом рынке. Что поделаешь. Как назло, соседняя Польша словно палки в колеса сунула или свинью подложила: в октябре 2015 года был открыт СПГ-терминал в городе Свиноуйсьце. Как и клайпедский, он тоже предназначен для приема сжиженного природного газа с танкеров-газовозов, его последующей регазификации и передачи в газораспределительные сети. Два таких крупных объекта в регионе — это многовато. Учитывая влияние Польши, терминал СПГ в Свиноуйсьце, пожалуй, может стать основным в регионе. 

Впрочем, даже в этой ситуации Латвия с Эстонией так и не отказались от планов строительства своего небольшого регионального терминала. А это усугубит проблемы содержания Клайпедского газового объекта. Так что планы по продаже этого терминала вместе с судном-хранилищем СПГ Independence могут оказаться вполне реальными.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация