ВЛ / Статьи

«Соколы Трампа» спикируют на Арктику, чтобы выдавить Россию

+3
24-10-2018, 03:00...
659

В Заполярье идет авианосец USS Harry S. Truman

В сторону Северного полюса движется авианосец ВМС США USS Harry S. Truman. 25 октября он присоединится к учениям НАТО «Единый трезубец» в Арктике, которые продлятся до 7 ноября. 50 тысяч военнослужащих из 30 стран-членов НАТО, по сценарию маневров, будут защищать Норвегию от агрессии «большой страны». Об этом сообщила пресс-служба Пентагона. 

Заметим, в последний раз американский авианосец заходил в Заполярье аж в 1991 году — тогда это был USS America. «Прошло почти 30 лет с тех пор, как палубная авиация действовала в подобных условиях, и, несмотря на плохую погоду, члены нашего экипажа показывают, что этот корабль способен полностью использовать свои возможности в любой точке мира», — заявил капитан USS Harry S. Truman Ник Диенна. 

Означает это одно: Америка взяла курс на милитаризацию Арктики, и не намерена от него отступать. Еще в 2009 году администрация Барака Обамы приняла арктическую «дорожную карту» ВМС США, которая включает расширение морских операций в регионе. В 2013 году Пентагон опубликовал специальную Арктическую стратегию. Доктрина предписывает ВМС США отвечать демонстративными маневрами на попытки любых стран ограничить проход американских коммерческих и военных кораблей через арктические воды. Кроме того, в планах Пентагона — совершенствование опыта боевых операций в полярных условиях. Американское командование прогнозирует, что эти навыки могут понадобиться ВС США к 2030 году для защиты американских арктических владений.

Напомним, арктические недра скрывают колоссальные запасы углеводородов. Сейчас их разработка нерентабельна. Однако по мере совершенствования технологий, а также в результате глобального потепления арктические богатства станут доступными. По статистике ООН, разведанные запасы нефти в регионе составляют 100 млрд. тонн, природного газа — 50 трлн. кубометров. 

Причем, соперничество за Арктику не ограничивается залежами полезных ископаемых. Глобальное потепление со временем приведет к тому, что Северный морской путь, который сейчас контролирует Россия, станет главным торговым маршрутом из Азии в Европу, поскольку он самый короткий. 

Пока проблему для США представляет дефицит надводных судов ледокольного класса. В распоряжении береговой охраны США имеется только один тяжелый ледокол «Полярная звезда», построенный 40 лет назад. В результате, Пентагон может довольствоваться лишь атомными подводными лодками, способными действовать в Северном Ледовитом океане. Впрочем, это не мешает американской стороне претендовать на доминирование в Арктике. 

В таких условиях Россия вынуждена наращивать свой потенциал в регионе. К концу 2014 года, по распоряжению Владимира Путина, в структуре ВС РФ было создано Объединенное стратегическое командование «Север», включающее авиацию, ПВО и сухопутные силы. В августе учебные стрельбы на Крайнем Севере были проведены береговым ракетным комплексом «Бастион», который ранее поставили на вооружение тактической группы Северного флота. А 9 октября арктическая группировка Северного флота во главе с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совместно с пограничной службой провела учения в акватории Баренцева моря. Учения завершили большой арктический поход Северного флота, во время которого суда преодолели свыше 9 тысяч морских миль. 

Как выглядят сценарии битвы за Арктику, могут ли США вытеснить нас из региона? 

— В мировом пространстве осталось всего три ресурсных района: это Арктика, в меньшей степени Афганистан, и Антарктида, — отмечает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — В Афганистане, замечу, американцы уже господствуют. Главное там для них — контроль над урановыми месторождениями, поскольку уран-235 сегодня в мире в дефиците. В свою очередь, углеводородные ресурсы и редкоземельные металлы сосредоточены в Арктике. И за обладание арктическими ресурсами сейчас разворачивается, без натяжек, глобальное противостояние. 

Американцы не только Россию выдавливают из региона, они подчиняют себе Канаду, Норвегию, другие северные страны. И это служит фоном нарастающего военного противостояния.

Напомню, в 2009-м США приняли арктическую «дорожную карту» в отношении вооружений и военной техники. Она, в частности, предполагает переоборудование в полярный вариант ударных подлодок типа «Вирджиния», выпуск целой линейки арктической авиационной техники, плюс усиление корабельного состава для работы в северных районах. 

Кроме того, США непрерывно наращивают учения в Арктике. Начиная с 2010 года прослеживается ориентация НАТО на северо-запад России, включая даже Псков. Что характерно, изменились и легенды учений. Раньше они были достаточно отвлеченными, вроде поиска подлодки, захваченной террористами. Сейчас же натовцы говорят о противнике как о «неопознанной стране», или «стране, пытающейся захватить Норвегию». 

«СП»: — Как выглядит, в представлении США, конечная цель этих действий? 

— Американцы хотят выдавить Россию из Арктики, принизить ее роль в регионе, и стать распорядителем и контроллером всех арктических ресурсов и морских коммуникаций. Так, Соединенные Штаты — хотя они до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, — не считают российским Северный морской путь, а считают его международными водами. Ну а все, что международное, американцы считают своим. 

На деле, нарастание противостояния в Арктике идет, не останавливаясь ни на минуту. 

«СП»: — Что в этой ситуации делать России? 

— В первую очередь — думать, как защитить свои интересы в регионе. Американцы, по сути, создают Арктическое НАТО. С другой стороны, интерес к арктическим ресурсам проявляют Китай, Индия и Япония. Возможно, нам стоит задуматься над тем, чтобы осваивать Арктику в рамках коллективной программы с этими странами. Потому что в одиночку нам выстоять будет трудно. Кто бы что не говорил, по экономической и военной мощи в Арктике американцы нас превосходят. 

— Отправка USS Harry S. Truman в Заполярье — не более чем пиар-шаг, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Прежде всего потому, что в арктических широтах применение авианосцев дело рискованное. 

Ближе к зиме Баренцево море начинает штормить, дуют сильные ветры — и уже это делает невозможным использование палубной авиации. Зимой только в юго-западной части Баренцева моря, благодаря Нордкапскому течению, нет сплошного ледового покрова. Но и там из-за плавучих льдов эксплуатировать авианосец очень опасно, прежде всего, для самого корабля. 

Не исключаю, что нынешняя поздняя арктическая «командировка» USS Harry S. Trum стала возможным из-за теплого лета. Но нести постоянное дежурство в Баренцевом море авианосец в любом случае не сможет. 

К слову сказать, экипажи 100-го отдельного авиаполка Северного флота, которые составляют авиационную группу нашего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», регулярно совершают полеты в сложных тамошних погодных условиях — при низкой облачности, дожде и порывистом ветре. Так что и наш авианесущий крейсер, и наши летчики куда лучше подготовлены к войне в условиях Арктики, если уж дойдет до этого.

Кроме того, в планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов в Арктике, которые использовались в советский период. На них разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31. Ожидается, что восстановленными взлетно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160. Кроме того, к 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки. 

Это значит, что любой американский авианосец в Арктике мы сможем достать своей береговой авиацией — даже «стратегов» поднимать в воздух не придется. 

Не смогут США вытеснить Россию и с Северного морского пути. Причина банальна — у натовцев нет тяжелых ледоколов. Для понимания: РФ в настоящее время для бесперебойной работы Северного морского пути использует более 30 дизель-электрических и 4 атомных ледокола. 

При необходимости, мы сможем американские военные корабли блокировать во льдах. Тем более, на островах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирских островах у нас имеются военные базы, откуда мы можем проецировать силу на достаточно большое расстояние. Так что США напрасно рассчитывают взять Арктику под свой контроль.

Фото: PA Images/TASS





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация