ВЛ / Статьи

Москва и Брюссель разорили Рижский порт

0
24-10-2018, 01:00...
932

Россия забрала из Латвии в Усть-Лугу транзит нефтепродуктов, а ЕС откажется от угля

В июне председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс радовался: хотя бы уголь Россия, отказавшаяся от транзита нефтепродуктов через Латвию, продолжит переваливать по-прежнему через эти морские ворота. 

Но вот сюрприз: Нидерланды, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия вступили в мировой «Альянс против угля», как не экологичного топлива, а всего в этой организации 34 государства. По мнению авторов программы «Личное дело» Русского вещания латвийского телевидения LTV7, в скором времени Рижский порт лишится и перевалки угля. 

Он потерял и так много грузов из-за того, что Латвия собачится с Россией, обличает своего ведущего экономического партнера. С какой стати создавать ему режим благоприятствования? Но пока, по крайней мере, все хорошо для Риги с перевалкой угля. «Если не последует какого-то неожиданного политического решения, то на ближайшие 5 лет мы сохраним 8−9 миллионов тонн угля в год, — рассуждал Америкс. — Кузбасский уголь, который мы грузим, в зимнее время сложно куда-то еще перенаправить, российские порты замерзают. В самые лучшие годы мы грузили 14 миллионов тонн в год. В прошлом году перегрузили 11 миллионов. До 8 миллионов объем может снизиться, но все равно уголь остается нашим стратегическим продуктом».

Специально для латвийских хозяйственников заметим: на берегу Кольского залива в Мурманской области строится новый порт «Лавна», он будет незамерзающим. И в нем оборудуют специализированный угольный перегрузочный комплекс. 

Пока же уголь для Рижского порта не просто стратегический продукт, а позволяющий выжить. В этом году надеются получить из России 12 млн. тонн. Уголь пока занимает 39% в общем объеме грузов Рижского свободного порта. Этот вид груза полностью здесь зависит от России. Через латвийские морские ворота транспортируется 6% всего угольного экспорта нашей страны. Ну хотя бы так. Раньше, по словам Америкса, вообще было супер. «Еще недавно треть продукции Рижского порта составляли сыпучие грузы, треть — контейнеры, генеральные грузы, а треть — нефтепродукты», — вспоминает он. 

Но вмешалась политика. Точнее, санкции Запада по отношению к России и ответные меры Москвы, откровенно недружественная позиция Латвии и соответствующая наша реакция. «С обострением геополитической ситуации объем грузов значительно сокращается», — сетует председатель правления Рижского свободного порта. И прогнозирует: в целом грузооборот Рижского порта в этом году может упасть еще на 12%, то есть на 4 миллиона тонн. Америкс признал: Россия перенаправляет грузы в собственные порты, и прежде всего — нефтепродукты; по словам председателя правления, транзит нефтепродуктов из России через Ригу фактически закрыт.

Но уголь, уголь! И вот тебе раз: Брюссель вот-вот поставит крест на угле вообще, а из России в частности. А главные его покупатели в Рижском свободном порту — страны Евросоюза. Туда уходит 83% угля через эти морские ворота. 21% забирают Нидерланды, 20% — Германия, 13% — Италия, остальное — другие страны Евросоюза. Италия и Нидерланды, как мы указали выше, — в списке «Альянса против угля». У других стран из списка такие показатели поставок угля из России через Ригу — по 4% у Бельгии и Швеции, 3% — у Дании, по 2% у Франция и Финляндии. 

Германия, видимо, колеблется, не входит в «Альянс против угля» из-за того, что Берлин намерен, как известно, полностью отказаться от атомной энергетики. Но выручит ли уголь экономику этой огромной страны, локомотива европейской экономики? Скорее выручит российский газ, то есть трубопровод «Северный поток-2», против которого категорически выступает Латвия. Правительство этой балтийской республики даже приняло специальное постановление, запрещающее предприятиям Латвии участвовать в каких-либо сделках, операциях, работах по развитию газопровода «Северный поток-2». Мэр гоорода-порта Вентспилса Айвар Лембергс возмутился такому решению, его порт потерял миллионы — ему предлагали сотрудничество в проекте «Северный поток-2», но ничего не поделаешь… И вот по иронии судьбы российско-германский газопровод по дну Балтийского моря, возможно, и добьет угольный бизнес Рижского свободного порта, Латвии, если и Германия откажется от этого устаревающего полезного ископаемого. Ну что ж, естественное экономическое возмездие за глупости и ненависть неотвратимо.

Но на самом деле никто Латвии не мстит. Просто Рига добивается ответной экономической нелюбви от России, ну а Брюсселю устами латышских ультрапатриотов мщение и вовсе не пришьешь: свои же. Так недалекие местные политики и хозяйственники своими руками губят экономику страны. 

И еще один неприятный сюрприз ждет Латвию. Америкс рассказал: «В Усть-Луге сегодня строят большие терминалы, чтобы стать самым большим угольным портом в Балтии». Добавим сюда еще строящийся порт в Мурманской области. 

Латвийский эксперт по бизнесу Каспарс Бришкенс сообщил программе «Личное дело»: если бы не ремонт оборудования в Усть-Луге, то падение перевалки угля было бы зафиксировано уже в этом году. «Латвия, как транзитная платформа для этого потока, может потерять значительные объемы», — сказал он. 

Ну а глава «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» Инга Антане считает, что Латвия может полностью потерять транзит российского угля уже в этом году…

Фото: Александр Рюмин/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация