ВЛ / Статьи

Севморпуть: курс в будущее!

+1
21-09-2018, 03:00...
754

СМП уже сравнивают с Суэцким каналом 

Первый в истории проход заграничного контейнеровоза по Северному морскому пути. Это событие, без сомнения, запомнится. За датским судном обязательно последуют другие «первопроходцы». Только успевай «столбить» маршруты в Арктике! Все чаще Северный морской путь начинают сравнивать с Суэцким каналом. Одни – с раздражением, другие – с интересом. 

Конечно, они совсем разные, сравнение не очень уместно. Но объединяет их перспектива развития, а еще многих волнует фактор принадлежности. Правда, у Суэцкого канала перспективы уже в прошлом, а вот у СМП – все в будущем. То есть южный «собрат», образно говоря, готовится передать северному эстафетную палочку. Одной из первых ее подхватила буквально на днях датская компания Maersk. Она решила, впервые в своей истории, провести контейнеровоз Venta Maersk именно по Северному морскому пути. 

Как отметил президент РФ Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме, проход первых контейнерных судов – это новая страница в истории торгового мореплавания, она подтверждает востребованность российской Арктики и Северного морского пути как международного коридора. 

На борту Venta Maersk – 3600 стандартных контейнеров. Вначале судно взяло груз электроники из Южной Кореи, затем свежемороженую рыбу из Владивостока и направилось в северные широты. Конечный пункт – Санкт-Петербург с заходом в германский Бремерхафен. Предстоит преодолеть более 14 тысяч километров. Основная часть маршрута пройдет в исключительных экономических водах России, а значит под контролем нашей страны. 

К этой морской экспедиции, действительно, приковано внимание – как в России, так и в мире. Российская федерация до недавнего времени использовала СМП в основном в усеченном формате. Сейчас основная точка развития на арктическом побережье страны – нефтегазовые месторождения. Построен порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря. Его специализация – транспортировка сжиженного газа. Основные маршруты – в Китай и страны Юго-Восточной Азии. А потому проход датского контейнеровоза по всему СМП – это, как говорится, ария совсем из другой оперы. Без сомнения, после Venta Maersk последуют другие . И тут только успевай застолбить место. 

Конечно, «застолбить» можно по-разному. Например, Россия активно вкладывает средства в развитие инфраструктуры СМП. Это и подготовка транзитных портов, и создание ледокольного флота, корабли которого будут сопровождать торговые суда. Нужно упомянуть и реализацию проекта по строительству Северного широтного хода – железной дороги, которая соединит несколько нефтегазовых месторождений и городов в Ямало-Ненецком округе с выходом на Свердловскую железную дорогу, то есть к основной железнодорожной сети страны. 

Другие пытаются «застолбить» СМП с помощью раздраженных статей в ряде зарубежных СМИ о том, что, дескать, из-за потепления климата Северный морской путь будет полностью во власти России, а это негоже с мировой точки зрения, а точнее – с американской. Только ведь принципиальное различие между Суэцким каналом и СМП в том, что последним Россия не владеет. Просто его основная часть проходит в исключительных экономических водах нашей страны, и она станет зарабатывать деньги, прежде всего, на услугах по обеспечению комфортной транспортировки грузов. А это, как говорится, большая разница по сравнению с Суэцким каналом, вокруг которого в прошлом было сломано немало копий и жизней. 

К Северному морскому пути однозначно внимание будет только расти. Потепление климата вкупе с новыми технологиями, в том числе в судостроении, позволять его освоить в полной мере. 

Главное его преимущество – он заметно короче по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал. 

Эксперты говорят, что разница достигает порядка двух неделей. А это в мире мировых грузоперевозок – значимый показатель: экономия получается существенной. Тем более, уже не нужно ограничивать судна по тоннажу. 

Конечно, и о «минусах» никто не забывает. Навигационный период в северных широтах заметно короче, суровую зиму никто не отменял. И все же расчеты показывают – у СМП хорошее будущее. Если сейчас у России объем перевозок по Северному морскому пути составляет несколько миллионов тонн, то руководством страны поставлена задача довести этот показатель до 80 млн тонн к 2024 году. 

В настоящее время южный маршрут – бесспорный лидер в международных торговых перевозках В 2017 году через Суэцкий канал было перевезено свыше 1 млрд тонн грузов. Это примерно в пять тысяч больше, чем по СМП. Но начало уже положено, и самое главное – к русской Арктике проявлен интерес. В самом лучшем для нас смысле этого слова. 





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация