ВЛ / Статьи

Китай подвинет Америку в господстве над мировым океаном

0
29-08-2018, 06:50...
722

Флот Поднебесной вошел в «клуб авианосцев»

Гордость ВМС НОАК (эта аббревиатура расшифровывает Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая), первый китайский авианосец собственного производства Туре 001А, намедни вышел в открытое море во второе тестовое плавание для проведения испытаний. Сообщается, что он покинул порт города Далянь, предположительно из Люйшуня, либо из его окрестностей. Географические подробности в данном случае не случайны. Далянь одно время был известен как город Дальний, основанный русскими в 1898 году, а Люйшунь — бывший Порт-Артур. Есть «национальная привязочка» и к самому авианосцу — при ближнем рассмотрении это все тот же модернизированный проект 1143.6 «Кречет», проектную документацию на который китайцы выкупили в 90-е годы у Невского проектного конструкторского бюро. 

В общем, гордиться за китайские авианосцы могут и российские, а скорее советские, конструкторы военно-морских кораблей такого класса. Тем более, что и первый авианосец в КНР, Ляонин, появился из недостроенного корабля того же класса, который был продан им Украиной (недостроенный авианесущий крейсер «Варяг»), получившей корпус в наследство при разделе Советского Союза. И, скажем, если бы Китай смог выкупить документацию на американский авианосец «Энтерпрайз» (в самих США к его строительству еще не приступили), то в Поднебесной он бы быстро стал его качественной копией.

Новый китайский авианосец, который действительно полностью построен на национальных верфях, пока не имеет оригинального названия и именуется как Туре 001А, хотя изначально предполагалось назвать его Шаньдун. Неофициальное название 皮皮虾 (в иероглифах взято из открытых источников) звучит как «пипися», буквально — «рак-богомол». И если первый китайский авианосец Ляонин, вошедший в состав ВМС НОАК в сентябре 2012 года, используется в большей степени как учебный корабль, то нынешний будет предназначен для реальной боевой службы в просторах Мирового океана и соберет вокруг себя авианосное крыло, способное к выполнению крупномасштабных операций на море. 

Несмотря на то, что китайский «пипися» по своей конструкции в значительной степени повторяет проект 1143 (к нему относится и российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»), корабль имеет свою модификацию и усовершенствования. Он оборудован улучшенным радаром, может переносить больше боеприпасов и топлива, на борту несет больше самолетов (палубные истребители Shenyang J-15) и вертолетов — около 30−40 единиц. Параметры классические для подобного проекта — водоизмещение 31 900 тонн (стандартное, полное более 40 000 т.), длина 273 метра, ширина полетной палубы 51 метр, котло-турбинная установка позволяет развивать скорость до 30 узлов при мощности 180 000 л.с., экипаж до 1300 человек, автономность плавания 45 суток. 

Китай, как морская держава, активно стремится к господству в Мировом океане. Вот что можно было услышать о флоте КНР еще пару десятков лет назад? На обывательском уровне он представлялся рыболовными джонками или устаревшими катерами еще советского производства. На сегодняшний день все кардинально изменилось — военно-морской флот Китая насчитывает в своем составе около 300 тысяч человек и образован в три крупные военно-морские группировки, в составе которых есть как надводные, так и подводные корабли, авиация и подразделения береговой охраны, плюс морская пехота. Теперь можно говорить уже и о авианосной компоненте. Причем вопрос ее создания нескольких десятков лет. 

И, если скажем, история авианосцев США ведет свое начало с 1913 года («Ленгли», потоплен в 1942 году у острова Ява), а всего было построено 69 кораблей этого класса, из которых сейчас в составе флота 11 авианосцев (заложен «Джон Ф. Кеннеди» и подписан контракт на «Энтерпрайз»), то китайский флот считается одним из молодых в мире и такими достижениями похвастать не может. Пока не может. Действующие американские авианосцы частично простаивают на самой большой в мире военно-морской базе в Норфолке по причине технических неисправностей (большей частью атомные корабли «первой волны» типа «Нимиц»), да и сама военно-морская доктрина США претерпела некие изменения. В первую очередь из-за эффективных средств поражения «плавающих аэродромов», которые есть у российской, а теперь уже и китайской армии. Авианосцы стали более уязвимыми и с их помощью поддерживать мировое господство все труднее.

Китай, как видится, распыляться силами по всему миру не собирается. Тут задачи более скромные — их нынешний уровень ограничивается тихоокеанским регионом, Океанией. Хотя вот и до Средиземного моря добрались со своей эскадрой, чем помогли России несколько остудить пыл США в отношении Сирии. И развитие авианосного флота Китай несомненно продолжит, в том числе как оружие сдерживания. Можно не сомневаться, что китайцы в ближней перспективе еще переплюнут здесь американцев если пока не по качеству, то по количеству точно. 

В настоящее время в Даляне ведется строительство авианосца проекта Туре 002А. Вот этот корабль был действительно полностью спроектирован китайскими специалистами. Предполагается, что он получит атомную энергетическую установку и электромагнитную катапульту, позволяющую запускать самолет с палубы при помощи разгонной тележки. Предполагается, что этот авианосец будет построен в 2021 году, а в 2024-м его примут на вооружение. А дальше китайцы со свойственной им энергией будут клепать эти «пирожки» массово. Предполагается, что уже к 2030 году в составе ВМС НОАК будет 5−6 авианосцев и Китай станет второй после США страной в «клубе авианосцев».

Фото: Zuma/TASS





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация