ВЛ / Статьи

Истребители США сцепились в Норвегии за небо России

+5
23-08-2018, 02:00...
1 738
 
 

Каковы шансы на победу в воздухе у F-22, F-35 и Су-35С при сражении все против всех

Реклама — двигатель бизнеса американской компании «Локхид Мартин». Именно исходя из этого принципа, следует понимать смысл имитации воздушного боя в норвежском небе двух пар американских самолетов. Инициаторы же этого мероприятия заявили совсем о другой причине — о растущей угрозе со стороны России. 

В небе нашего скандинавского соседа сразились два истребителя-бомбардировщика F-35 Lighting II, принадлежащие ВВС Норвегии, и два многоцелевых истребителя F-22 Raptor. Мероприятие состоялось в преддверии прибытия в Европу 13 «Рапторов», которые должны защитить Старый Свет от «русских агрессоров». 

Норвежцы также ожидают важных для себя событий — доведение количества закупленных у США F-35А до 52 единиц. Это удовольствие обошлось королевству почти в 5 млрд. долларов. При этом есть некоторые сомнения относительно качества дорогого приобретения, поскольку «Лайтинг-2» уже давно подмочил свою репутацию, несмотря на титанические рекламные усилия производителя — компании «Локхид Мартин». 

Вот и на сей раз была произведена попытка приподнять рейтинг «беременной пингвинихи», как прозвали F-35 специалисты. 

Собственно, результат воздушного сражения подтвердил наши предположения о его коммерческой подоплеке. Пилот F-35А заявил, что «Раптор» — очень грозный противник. Но при этом результаты воздушного боя не сообщаются. В связи с чем нам пытаются внушить мысль о том, что F-35 в воздушном бою ничуть не хуже, а, может быть, и лучше, чем F-22. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 
Пентагон признал: Мы отстали от русского «Кинжала» на много лет 
Пентагон признал: Мы отстали от русского «Кинжала» на много лет 
Американцы бросились в погоню за нашим гиперзвуковым оружием 

Но возможно ли это? Эти два самолета относятся к пятому поколению. Оба сделаны с максимальным использованием стелс-технологий… И вот тут начинаются различия не в пользу «Лайтинга-2». Эффективная площадь рассеяния (ЭПР), характеризующая малозаметность, у американских самолетов — величина мифическая. Так, для F-22 ЭПР «назначили» равной 0,0001 кв.м. Это за пределами всех законов физики. Продавцы «Лайтинга-2» уверяют, что у него ЭПР еще меньше, чем у «Раптора», но ее величина не подлежит разглашению в связи с особой секретностью. В то же время независимые эксперты единодушно утверждают, что положение вещей тут абсолютно противоположное — F-35 заметнее для радаров. 

У F-35, оснащенного лишь одним двигателем, за счет избыточного веса хуже энерговооруженность. 

Хуже скоростные качества. В бесфорсажном режиме F-35 не способен поддерживать полет на сверхзвуковой скорости. А это существенное требование к истребителям пятого поколения. 

Ну, а маневренность у «Лайтинга-2» откровенно слабая. И «Локхид Мартин» скрывать это не может. Однако в защиту состоятельности самолета «фирмачи» сочинили нечто совершенно несусветное: высокие летные качества для самолетов пятого поколения абсолютно не нужны. Их отсутствие с лихвой окупает высокий интеллект бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). То есть пилоту в кабине, по сути, особо ничего не надо делать. Истребитель сам все прекрасно видит и прекрасно понимает, что и в каких условиях необходимо делать. Ежели пилот будет ошибаться, то самолет его поправит. 

То есть по версии «Локхид Мартин», F-35 — этакая невидимая для противника платформа, которая выстреливает в нужных направлениях ракеты. И вот тут очередная нестыковка мифов и реальности. «Лайтинг-2» способен нести во внутренних отсеках лишь 4 ракеты для воздушного боя. 2 средней дальности и 2 для ближнего боя. (При этом он не способен при такой загрузке наносить удары еще и по земле — места в фюзеляже больше нет). Так вот, ракеты ближнего боя для него совершенно бесполезны, потому что в ближнем бою из-за свей слабой маневренности он проиграет не только «Раптору» и нашему Су-35С, но и любому истребителю четвертого поколения. А в коллективных воздушных сражениях 2 ракеты средней дальности — это слишком мало. Если же добавить ему ракет на внешние подвески, то от малозаметности не останется и следа. 

Да, действительно, у F-35 более продвинутые «органы чувств». Его РЛС несколько превосходит по возможностям РЛС «Раптора». Также есть станция пассивной радиолокации AN/ASQ-239. А также инфракрасные датчики, сигнализирующие о запуске противником ракет и о лазерном облучении самолета. 

Однако в этом отношении «Раптор» отнюдь не беспомощен против «Лайтинга-2», хоть его авионика и существенно старше. Он оснащен станцией предупреждения об облучении AN/ALR-94, которая имеет круговой обзор за счет установки тридцати приемных антенн на крыле и фюзеляже. Станция идентифицирует источники излучения и при сближении с ними на расстояние ракетного выстрела передает их РЛС для целенаведения. 

У F-35 тоже есть такая станция — AN/ASQ-239, но она обладает меньшими возможностями. Чисто формально это объясняется тем, что AN/ALR-94 стоит в 4 раза дороже, а также она имеет 30 антенн вместо 10. Следовательно, «Раптор» способен обнаружить F-35 на расстоянии достаточном для того, чтобы одержать над ним победу. 

Так что сражения в небе над Норвегией никак не могли принести победу «Лайтингам-2» по перечисленным выше причинам. Собственно, это следует еще и из того, что перед этими двумя самолетами в тактико-технических заданиях поставлены различающиеся задачи. «Лайтинг-2» — это средний истребитель-бомбардировщик. Он создан для того, чтобы наносить удары по наземным и надводным целям. Также он отчасти призван решать стратегические задачи, поскольку в его вооружение входят ядерные боеприпасы. Ну, а возможность «постоять за себя в воздухе» — это сопутствующее качество, способствующее прорыву через заслон истребительной авиации ПВО. Однако в рекламных целях маркетологи «Локхид Мартин» настолько вошли в раж, что заявили о возможности использования F-35 еще и в качестве штурмовика. В ВВС США начали думать о снятии с вооружения штурмовиков А-10. Но вовремя одумались. 

Ну, а «Раптор» был создан в конце 90-х годов для завоевания господства в воздухе, то есть для отражения воздушных атак противника. Это его основная задача. Также он может выполнять разведывательную работу, а также наносить удары по наземным объектам и надводным кораблям противника. 

Мы, конечно, не можем утверждать, что с целью повышения репутации «беременной пингвинихи» пилотов F-22 попросили использовать не все возможности своих истребителей. Чтобы свести дело хотя бы к ничьей. Но то, что они не проиграли — в этом сомневаться не приходится. 

Ну, а что же наш самолет Су-35С? Как решился бы исход его поединка с «Лайтингом-2»? Су-35С относится к поколению 4++. И, соответственно, у него не столь и много отличий от самолетов пятого поколения, до которого не дотягивает и F-35. В нем используется РЛС не с активной, а с пассивной антенной фазированной решеткой, он не относится к «самолетам-невидимкам» и у него бесфорсажная скорость лишь немного выше сверхзвуковой. 

Начнем с того, что в ближнем бою «Лайтинг-2» будет гарантированно уничтожен. Поскольку маневренность у Су-35С существенно выше, чем у «Раптора». Это определяется использованием двигателей со всеракурсным отклонением вектора тяги и совершенством планера. А также уникальной ракетой малой дальности Р-73М. Во-первых, она может запускаться при маневрировании самолета с большими перегрузками. Во-вторых, сама ракета способна маневрировать с перегрузками до 40 g.

При встрече самолетов на большом расстоянии друг от друга следует учитывать то обстоятельство, что при включении РЛС на «Лайтинге-2» его излучение будет немедленно обнаружено российским истребителем, его антеннами, работающими в пассивном режиме. После чего можно включать свою РЛС «Ирбис» и выпускать по неповоротливому F-35 ракету Р-37. «Ирбис» по излучаемому сигналу может засечь «невидимку» на очень большом расстоянии. Эта ракета имеет дальность в 300 км. А у «американца» же есть лишь AIM-120 с дальностью в 120 км. Так что дуэли на большом расстоянии не получится. 

Но, разумеется, «Лайтинг-2» не будет «шарить» в пространстве своим радаром, тем самым выдавая свое нахождение в небе. Обоюдный поиск будет происходить в пассивном режиме. У Су-35С для этого есть оптико-локационная станция с дальностью «зрения» в 80 км. И тут радиолокационная малозаметность F-35 абсолютно бесполезна. «Американец» будет полагаться на станцию AN/ASQ-239. Так что принцип «первым увидел — первым выстрелил» будет непонятно на чьей стороне. Вероятно, все же на стороне российского истребителя, поскольку он оснащен высокоэффективным комплексом радиоэлектронной борьбы. А в этой области техники США изрядно проигрывают России. 

Ну, и напоследок о шансах при встрече Су-35С с F-22. Эксперты считают, что они примерно равны при бое на больших дистанциях. При ближнем бое выигрыш с большой вероятностью будет на стороне российского истребителя. И это не наши домыслы. В авиационной части F-22, которая отрабатывает тактические и технические приемы сражения с лучшими российскими истребителями — Су-35С и Су-57 — учебный бой считается проигранным, если пилот слишком близко подпустил к себе «агрессора».

Фото: defense.gov





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация