ВЛ / Статьи

Путин убил очередное море. Теперь Каспийское

+2
15-08-2018, 01:00...
973
 
 

Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан подписали конвенцию. Но рулит здесь опять Россия

Старый анекдот. Два хохла разговаривают: «Мыкола, ты чув про Мертвэ морэ?» «Ну?» «Шо ну — Путин вбыв!». К Мертвому море в Израиле российский президент не имеет никакого отношения, это так, присказка, а вот Каспийское море, которое считалось прежде, в советские времена, едва ли не внутренним, сегодня стало поводом для территориальных разногласий. Море омывает берега пяти стран, каждая из которых теперь получила статус на 15 морских миль, плюс еще 10-мильную рыболовную зону. Сейчас договорились — Каспийское море разделили поровну, общее пользование территории остается в пользовании всех сторон. 

Есть несколько «но». Первое — соблюдение норм экологии. Второе — запрет на размещение военных объектов стран, которые не являются подписантами договора. Образно говоря, американцы нервно курят в сторонке и «ловить рыбку» в здешних водах им в ближайшее время вряд ли получится. Хотя хотелось бы. Например, через тот же Азербайджан, который всячески пытаются подтянуть под флаги НАТО. Но Баку пока готов открыть пляжи Апшерона только для туристов, а не для американских военных — договоренности с Россией гораздо важнее. Это вам не Грузия, с ее «проблемными» Абхазией и Южной Осетией. 

Как говорится — без угроз, но в акватории Каспийского моря Россия занимает лидирующие позиции.

Моряки Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов к коллегам с Каспия относятся с легкой иронией — разве это море? Действительно, размер Каспийского моря далеко не океанский. Там нет авианосцев, крейсеров, атомных подводных лодок, да и протяженность морской акватории не превышает 700 миль — в общем «лужа». Тем не менее, Каспийская флотилия считается самой мощной в регионе и вполне способна обеспечить безопасность России в регионе. 

Основные места базирования флота и морской пехоты — города Махачкала (106-я бригада кораблей), Астрахань (73-я бригада кораблей) и Каспийск (бригада морской пехоты и учебно-тренировочный лагерь «Скорпион»). В состав флотилии входят три десятка кораблей и катеров различного проекта. Самыми оснащенными считаются два сторожевика проекта «Гепард». Корабли «Татарстан» и «Дагестан» несут на своем борту артиллерийское, торпедное и ракетное вооружение. 

Сторожевик «Татарстан» является флагманом Каспийской флотилии. В составе флотилии имеются также корабли других классов — малые артиллерийские корабли. Оснащенные противокорабельными ракетами и средствами противовоздушной обороны, они способны закрыть все пространство Каспийского водного бассейна. Из недавно введенных в строй — малые ракетные катера «Град Свияжск» и «Углич». 

«Наличие сил российского флота на Каспийском море вполне соответствует интересам национальной безопасности России в регионе, — говорит официальный представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. — Технические характеристики наших кораблей превосходят по всем показателям зарубежные аналоги. Обученность экипажей и подразделений морской пехоты тоже на порядок выше». 

Основными целями Каспийской флотилии является охрана прибрежной акватории, борьба с браконьерством и защита национальных интересов в районах добычи нефти. Подобные цели декларируются и другими государствами, имеющими выход к Каспийскому морю. Однако в количественном и качественном отношении их военно-морские силы заметно отстают от российских. 

Крупной морской группировкой на Каспии обладает и Иран, представленный тремя военно-морскими базами, одна из которых используется в учебных целях. Характерной особенностью иранской флотилии является отсутствие крупных кораблей. Основу военной мощи иранского флота на Каспии составляют ракетные катера китайского и немецкого производства. Имеется несколько катеров собственной разработки. Адмиралы из Тегерана неоднократно заявляли о постройке кораблей более крупного класса — эсминцев и фрегатов, однако дальше разговоров дело так и не сдвинулось. 

Второе место по мощи военно-морских сил на Каспийском море с Ираном мог бы разделить Казахстан. Казахстан хотя и отстает по общему количеству техники, но имеет в своем составе несколько более серьезных кораблей. Флагманом является ракетный катер «Казахстан», разработанный российским ЦМКБ «Алмаз» и построенный на казахском заводе «Зенит» в городе Уральске. Основа вооружения корабля — противокорабельные ракеты. Казахстан также заказал три ракетных катера в Южной Корее. Самым же массовым классом техники военно-морских сил Казахстана являются патрульные катера — их насчитывается более полусотни.

Достаточно большим флотом на Каспии располагает и Азербайджан. У этой страны имеется один сторожевой корабль и пять ракетных катеров, построенных еще в советское время. Кроме того, в боевом составе азербайджанского флота есть пять сторожевых катеров различных проектов, в том числе и закупленных у Турции. Самым массовым типом техники в ВМС Азербайджана являются десантные корабли — «наследство» со времен СССР. 

Туркменистану досталось после распада Советского Союза еще меньше военной техники. В настоящее время эта страна располагает всего двумя ракетными катерами и десятью патрульными катерами. Есть у туркменских моряков еще десантный катер, санитарный и буксир. 

В общем, состав военно-морских сил государств Каспийского бассейна достаточно разнороден как в количественном, так и в качественном составе. Лидерами бесспорно можно назвать российскую и иранскую флотилии. При этом заметны серьезные отличия в подходе к их формированию. Если Россия основной упор делает на ракетные и артиллерийские корабли, то Иран предпочитает по старинке укреплять малотоннажный флот.

Причина здесь в том, что Россия как бы восполняет пробел по усилению незаслуженно «обиженной» Каспийской флотилии — подтягивая ее вооружении по численности и качеству к остальным своим флотам. А Иран основные усилия по развитию флота направляет в зону Персидского залива. 

Играет свою роль и тот факт, что в Тегеране не считают Россию страной-агрессором и не строят планов по территориальному переделу российских прибрежных зон на Каспии. Впрочем, и Москва не видит серьезных противников среди стран Каспийского бассейна. А наше военно-морское присутствие в большей степени направлено на борьбу с браконьерством и международным терроризмом.

Фото: Михаил Метцель/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация