ВЛ / Статьи

Российские вертолеты улетели от санкций

+4
30-07-2018, 04:00...
1 871

Контракт с Индией на поставку 48 вертолетов Ми-17В5 — стратегический прорыв Москвы

Ровно год назад газета The Times of India сообщила о выходе на заключительную стадию крупной российско-индийской сделки по закупке большой партии винтокрылой боевой техники. Министерство обороны Индии планировало приобрести у «Рособоронэкспорта» 48 военно-транспортных «вертушек» за $ 1.1 млрд. Называлась даже дата подписания контракта — конец 2017 года. 

Однако, на радость конкурентам, переговоры очередной раз затянулись, казалось бы, без перспективы на результат. А начались переговоры, кстати, еще в 2015 году. Стороны отказывались от комментариев, мол, работа идет. Тем не менее, конкуренты потирали руки. Особенно радовались американцы. В 2015 году Индия заказала у США 22 боевых вертолета Apache Guardian (Апачи) и 15 транспортных вертолетов Boeing CH-47 Chinook (Чинук). Поставка из-за океана должна начаться в 2019 году. 

По сообщениям из США, этим летом индийские летчики начали осваивать «Апачи» и «Чинуки» в Филадельфии и Аризоне. Уже состоялись первые пробные полеты, которые вызвали восторг только у продавца. И вот, спустя некоторое время, токийское аналитическое интернет-издание The Diplomat со ссылкой на индийские СМИ выдает сенсацию: впечатляющий российско-индийский «вертолетный» контракт готов. И будет подписан во время государственного визита президента России Владимира Путина в Индию в начале октября.

Вряд ли это можно назвать совпадением, учитывая, что за 37 «американцев» Нью-Дели придется выложить $ 3 млрд. Кроме того, в прошлом году Индия согласовала покупку еще шести «Апачей» на общую сумму $ 654,6 млн. Что касается Boeing CH-47 Chinook, заказчик решил ограничиться только 15 такими машинами. Причем, собирать их будет индийская компания Dynamatics. Видимо, Пентагон все-таки пошел на передачу зарубежным партнерам военных технологий. 

Если сравнить стоимость российских и штатовских винтокрылых машин и их эффективность, сразу же бросается в глаза несуразность «странного» американо-индийского контракта. Ведь наша страна за 48 машин, по данным The Diplomat, получит «живыми» деньгами лишь 40% от суммы сделки — то есть $ 440 млн. 30% будет оплачено индийскими товарами. А остальные 30% Москва обязуется инвестировать в индийский сектор оборонной промышленности. То есть условия для Нью-Дели просто замечательные. 

Фактически «очень бедные индийцы» купили у «богатых американцев» винтокрылую технику многократно дороже, чем у россиян. Ладно, если бы «Апачи» и «Чинуки» настолько же были лучше. Но нет. В практическом плане заокеанские машины хуже русских «вертушек». 

Отметим, Индия уже имеет более 300 российских вертолетов серий Ми-8 и Ми-17, включая 151 Ми-17В5. Так что опыт эксплуатации этих машин у армейцев из страны «слонов и священных коров» весьма большой. Индийские военные высоко ценят эти машины. В частности, The Times of India, комментируя выбор своего Минобороны, приводит самые высокие оценки русским «вертушкам»: «Ми-17В5 считается одним из самых передовых в мире военно-транспортных вертолетов… Ми-17В5, поставляемые в Индию, входят в число самых технически продвинутых вертолетов семейства Ми-8/17, вобрав в себя лучшие технические решения предыдущих поколений».

Этот вертолет с дополнительными топливными баками имеет дальность полета до 1065 км и способен подниматься на высоту 6000 метров. Что сделало его незаменимым для снабжения и поддержки частей индийской армии на стратегически важном леднике Сиачен в Гималаях, на стыке границ Индии, Китая, и Пакистана. Российские винтокрылые машины неоднократно доставляли туда грузы, в том числе крупногабаритные. Напомним, Ми-17В5 могут нести нагрузку до 8500 кг. В том числе — 4000 кг внутри машины и еще 4 500 кг снаружи с помощью стропов. 

Да и с аппаратной «начинкой» у Ми-17В5 все вполне достойно — на уровне ведущих производителей. «Вертушка» имеет приборы ночного видения, бортовой метеорологический радиолокатор, автопилот, автоматическую диагностику и комплекс авионики КНЭИ-8. В кабине расположено четыре многофункциональных дисплея с интуитивно понятными интерфейсами. 

Для сравнения: Boeing CH-47 Chinook поднимается максимум лишь на 2985 метров. А его предельная а дальность полета с нагрузкой — 935 км. Правда, несут они побольше — почти 12 тонн. Но стоимость доставки каждого килограмма у «Чинуков» в 5−7 раза дороже, чем у Ми-17В5. В условиях двух растянутых на тысячи километров границ с Китаем и Пакистаном, такие полеты себя не оправдывают. Поэтому индийцы не планируют использовать «американцев» по назначению. Им уготован статус транспортников VIP-класса для армейской и политической верхушки. Пригодятся и для парадов. Значит, Вашингтон не сможет рассчитывать на новые контракты. 

Однако у Нью-Дели и впрямь были серьезные сомнения по поводу приобретения российских вертолетов. Напомним, еще в сентябре 2015 года специальная комиссия минобороны Индии утвердила покупку 48 новых вертолетов Ми-17В5. Были получены и финансовые разрешения. Однако сделка застопорилась якобы из-за нехватки денег у покупателя. Аргумент, однако, неубедительный на фоне последовавших вскоре закупок «Апачей» и «Чинуков». 

С другой стороны, и у нас не все было готово к поставкам. В 2015—2016 годах в индийских СМИ появились публикации, что российский поставщик, хотя и выполнил все экспортные обязательства, однако имеет серьезные проблемы с техобслуживанием и с поставкой запчастей. Сегодня, судя по всему, эти пробелы если и не закрыты полностью, то не так уж остры. Кроме того, The Times of India пишет, что Россия дала твердые гарантии качественного послепродажного обслуживания с продлением «жизненного цикла» вертолетов Ми-8/17 (и другой военной техники) на 20, 30 и 40 лет.

На самом деле задержка с контрактом была связана с разрывом военно-технического сотрудничества между Россией и Украиной по настоянию Америки. В тот момент, когда Киев в угоду Вашингтона «выстрелил в себе в ногу», губя национального производителя авиационный двигателей, США и «толкнули» индийцам звездно-полосатые вертолеты почти по $ 100 млн за машину. 

Сегодня вместо силовых установок известной запорожской фирмы «Мотор Сич» на Ми-17В5 ставят куда более совершенные движки нашего АО «ОДК-Климов», способные работать в более экстремальных условиях. Ряд авиационных изданий сделал предположение, что в русском двигателе широко используются новые композиты и сплавы, что позволяет им работать в очень жестких условиях, на которые неспособны даже «американцы». В любом случае Нью-Дели не дал бы добро на миллиардную сделку с Москвой, если бы у индийцев не было уверенности, что обойдется без проблем с поставками комплектующих. 

Это сделка означает, что Россия возвращается на мировой вертолетный рынок как главный и независимый игрок. Отдельное спасибо за это Порошенко и Ко.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация