ВЛ / Статьи

Россия показала Трампу «Горгону» не за тем, чтобы он окаменел

0
26-07-2018, 03:00...
958

Закулисные торги Москвы и Вашингтона под Часами Судного дня ожесточаются

На минувшей неделе Министерство обороны РФ как минимуму дважды удостоилось чести быть упомянутым на первых полосах множества ведущих мировых изданий. Вначале — в четверг, 19 июля, когда в устрашающих подробностях наше оборонное ведомство рассказало всему свету о своих новейший вооружениях, среди которых гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал», подводный беспилотник «Посейдон», крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник», межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», гиперзвуковые боевые блоки «Авангард» и лазерный комплекс «Пересвет». А на другой день, в пятницу, этот перечень был существенно дополнен. Выяснилось, что Воздушно-Космические силы на полигоне Сары-Шаган в Казахстане только что успешно испытали не имеющую аналогов модернизированную противоракету ПРС-1М, способную разгоняться до умопомрачительных четырех километров в секунду. Не случайно этот боеприпас в НАТО уже опасливо назван «Горгоной». 

Только не надо нас уверять, что столь концентрированный информационный залп Москва произвела просто по стечению обстоятельств. Что просто так сошлись звезды. Понятно, что у плохих для Запада новостей такого масштаба и такого объема была совершенно конкретная политическая цель. Какая же? 

Тут стоит вспомнить, что всего за три дня до первого «телеоткровения» Минобороны РФ в Хельсинки состоялась долгожданная встреча президентов России и США. О чем на ней 16 июля говорили Дональд Трамп и Владимир Путин — об этом широкой публике стороны рассказали лишь в самых общих чертах. Можно, конечно, предположить, что тема контроля за стратегическими вооружениями в столице Финляндии была среди основных. Но чем окончился обмен мнениями — этого мы не знаем.

Зато теперь, когда Минобороны РФ, достало из рукава дополнительные аргументы, на мой взгляд, все стало совершенно очевидно. Трамп уперся и с Путиным общего языка по проблеме контроля над стратегическими вооружениями, видимо, пока не нашел. Вот и пришлось Кремлю через наших военных почти немедленно после встречи лидеров России и США громогласно озвучивать новые аргументы. 

И вы знаете, Вашингтон эти наши доводы про «Горгоны», «Авангарды», «Посейдоны» и прочее, скорее всего, проняли почти мгновенно. Уже 21 июля замглавы Пентагона Джон Руд в Аспене (штат Колорадо) заявил: «Мы хотели бы больше поговорить о стратегической стабильности, чтобы убедиться, что между США и Россией есть чёткое понимание насчёт этого крайне смертоносного оружия, которое есть у нас с ними, а также поговорить о будущем нераспространения». А догадливый Трамп без лишних проволочек внезапно для американского истеблишмента пригласил Путина в скором времени продолжить приятное общение в Вашингтоне. 

Тут важно иметь ввиду существенное обстоятельство, которое многое проясняет. В 2021 году истекает срок действия российского-американского договора о сокращении стратегических вооружений СНВ-3. Сам этот документ был подписан тогдашними президентами РФ и США, соответственно Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в Праге 8 апреля 2010 года. Вступил в силу в 2011-м и рассчитан на десять лет.

Согласно СНВ-3, стороны обязались к 5 февраля 2018 года выйти на равные суммарные уровни стратегических наступательных вооружений. У каждой к согласованному дню не должно было оставаться более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1550 боезарядов на указанных типах вооружений, 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. 

Все было выполнено с завидной точностью. По данным нашего МИДа, на 5 февраля нынешнего года у России 527 межконтинентальных баллистических ракет всех классов, а также 1444 ядерных боезаряда на них. У американцев соответственно — 660 ракет и 1393 боеголовки. То есть, и у них, и у нас — даже немного менее разрешенных уровней. 

Но вся штука в том, что обе страны шли к таким показателям очень разными путями. Если у России и так в 2018 году в силу экономических причин просто физически не могло быть развернутых носителей выше оговоренного в СНВ-3 уровня, то Пентагону приходилось, чтобы уложиться в «прокрустово ложе» договора, снимать с боевого дежурства «лишние» ракеты. Коротко и ясно сложившуюся ситуацию в свое время прокомментировал «Свободной прессе» заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: «Из всех договоров об ограничении стратегических вооружений СНВ-3 — это единственное соглашение, которое выгодно нам, а не американцам. По сути, это договор об одностороннем сокращении американских вооружений». 

Чем думал Обама, когда подписывал СНВ-3 — понятно не всем. Особенно, как следует из дальнейших событий, непонятно Трампу. Опытнейший бизнесмен, он умеет хорошо считать. И слабость позиций своей страны в документе, очевидно, увидел сразу. Или ему подсказали советники. К тому же для Трампа априори неприемлемо все, что вышло из-под пера Обамы.

В итоге в его первом телефонном разговоре с Путиным в начале 2017 года вышел забавный эпизод, о котором тогда же рассказала американская газета The American Conservative. По ее данным, «когда Путин поднял вопрос о продлении заключенного в 2010 году договора, получившего название СНВ-3 (New START), Трамп взял паузу для того, чтобы отойти в сторону и спросить своих помощников о том, что собой представляет этот договор. Затем Трамп сказал Путину, что этот договор является одной из нескольких плохих сделок, заключенных администрацией Обамы, поскольку, по его словам, он ставит в более выгодное положение Россию». 

Очевидно, за минувшие месяцы не произошло ничего такого, что заставило бы Трампа и Вашингтон в целом изменить свою точку зрения на СНВ-3. Но без продления этого соглашения еще на пять лет или заключения чего-то нового взамен, считают в Москве, после 2021 года наши страны лишатся уникального инструмента взаимного контроля. Может возникнуть опаснейший вакуум в сфере международной безопасности. Поэтому нужно спешить. И, при наличии взаимной воли, начинать соответствующие переговоры уже сегодня. 

Впрочем, очень похоже, что даже после вразумления Трампа нашими видео про «Горгоны» и «Посейдоны» СНВ-3 продлен не будет. Нужен новый документ со значительно расширенным перечнем подпадающих под ограничения и контроль вооружений. Причем, не только в ядерном, но и обычном снаряжении, однако со свойствами и возможностями стратегического оружия. Прежде всего — высокоточных ракет большой дальности типа наших «Калибров» или американских «Томагавков». Москва не раз предлагала это Вашингтону в последние годы. А еще — снова договориться о проблеме противоракетной обороны. 

Только американцы нас слушать пока не желают. У них совершенно иные озабоченности. Если уж и расширять рамки договоренностей по контролю за глобальными вооружениями, то в Вашингтоне хотели бы сделать это за счет, в первую очередь, тактических ядерных боеприпасов. Поскольку, как считает Пентагон, здесь серьезное преимущество у России. 

При этом негласный закулисный торг между нашими странами в области подготовки новых соглашений в области контроля за вооружениями, как следует из некоторых событий, идет непрерывно. 

Так, в начале нынешнего года в Соединенных Штатах вдруг очень обеспокоенно заговорили о новой «российской баллистической ракете RS-26». Том самом «Авангарде», о котором наше Минобороны, в числе прочих, рассказало, как уже было сказано, 19 июля. На этапе разработки ракетный комплекс назывался «Рубеж». 

Речь идет о российском подвижном грунтовом ракетном комплексе с межконтинентальной баллистической ракетой, испытания которой завершились в декабре 2014 года. Комплекс является дальнейшим развитием проекта «Ярс» (РС-24 «Ярс») с новыми управляемыми боевыми блоками для прорыва противоракетной обороны. По мнению Пентагона, появление у России этого оружия, не подпадающего под СНВ-3, грубо нарушает основополагающие договоренности.

В феврале 2018 года Трамп поручил Госдепу, Пентагону и разведке в трехмесячный срок подготовить свои предложения по парированию новой угрозы. Один из вариантов — выяснить у Москвы: согласна ли она включить РС-26 в перечень оружия, подпадающего под параметры СНВ-3? 

Месяца не прошло, как 22 марта 2018 года агентство ТАСС со ссылкой на источник в МО РФ сообщило, что мобильный ракетный комплекс РС-26 исключен из госпрограммы вооружений до 2027 года (ГПВ-27). Причиной изменений были названы, конечно, не озабоченности вероятного противника, а собственные финансовые трудности. И хотя в госпрограмме остались те же комплексы «Авангард» шахтного базирования, добрая воля Москвы и ее готовность к компромиссам ради заключения нового договора по СНВ были налицо. Трамп должен, видимо, это оценить. Ждем от него встречных шагов. 

Словом, сблизить позиции РФ и США сегодня очень трудно. Но придется это сделать. Иначе знаменитые Часы Судного дня, задуманные американским «Бюллетенем ученых-атомщиков» (BAS) еще в 1947 году, минутную стрелку передвинут слишком близко к полуночи, означающей конец света. 

На размышления у человечества всего три года.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация