ВЛ / Статьи

Запад сушит весла: Средиземное море занял Китай

0
25-07-2018, 08:06...
808

Инициатива «Морской шелковый путь» много значит для Пекина

Прогноз Центра BESA No. 900, 22 июля 2018 года 

Инициатива «Один пояс — один путь» состоит из двух компонентов: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Инициативы Морского Шелкового пути 21 века» (ИМШП). Цель этой инициативы — связать Китай и Европу сухопутными и морскими маршрутами. Эта инициатива — на сегодня наиболее амбициозный интеграционный проект Пекина — представляет собой сердцевину внешней политики Китая. Цель ИМШП — выстроить более скоростные морские маршруты с тем, чтобы нарастить объемы торговли вдоль всего «Шелкового пути», который свяжет Азию с Европой и Африкой. 

В рамках стратегической схемы ИМШП Китай скупал права на развитие и оперативное управление сетью портов, простирающейся от южных регионов Азии до Ближнего Востока, Африки, Европы и даже Южной Америки. Как сообщает Financial Times, на расширение этой портовой сети Китай потратил миллиарды долларов для того, чтобы обеспечить себе систему морских маршрутов и утвердиться в качестве морской державы. 

Одним из наиболее важных участков во всей системе международных торговых морских путей является Средиземное море. Это — центральная часть морских торговых путей и она представляет собой западную оконечность инициативы «Один пояс — один путь». С учетом стратегического положения Средиземного моря Китай приступил к наращиванию своего присутствия в этом регионе приобретая, строя, модернизируя и расширяя наиболее важные средиземноморские порты и терминалы в Греции, Египте, Алжире, Турции и Израиле, а также получая права ни управление ими. Пекин намерен воспользоваться географической близостью Средиземного моря к Европе, чтобы превратить его в главный распределительный узел для китайских товаров, предназначенных для ЕС — крупнейшего торгового партнера Китая.

Увеличение объемов экономических связей между Китаем и Европой предоставляет Средиземноморью возможность восстановить свое ведущее место в системе международной торговли. Недавно проведенная модернизация Суэцкого канала — главного транспортного маршрута между Азией и Европой — удвоила его пропускную способность и грузопоток между Красным и Средиземным морями. Сейчас через этот канал можно проводить более крупные суда, сокращая время транзита между Азией и Европой, что повышает конкурентоспособность и привлекательность средиземноморских портов 

Однако, доступ к европейскому рынку через средиземноморские порты, равно как и поддержание перетока из Ближнего Востока и Африки жизненно необходимых ресурсов — таких, как энергоносители и иное сырье — зависит от безопасности и политической стабильности средиземноморского региона. Поддержание безопасной геостратегической среды и обеспечение геополитического взаимодействия в регионе являются непременными условиями для того, чтобы строительству и реализации «Инициативы Морского Шелкового пути 21 века» сопутствовал успех. 

Китай — крупнейшая в мире страна с точки зрения торговли товарами. Три китайские морские транспортные компании входят в десятку крупнейших контейнеровозных компаний мира, обеспечивающих примерно 10% глобальной торговли. Большая часть китайских товаров перевозится морским транспортом, поэтому китайские порты являются главными начальными и конечными пунктами международных морских маршрутов.

Торговые порты Китая относятся к наиболее загруженным в мире. Восемь из десяти крупнейших контейнерных портов находятся в этой стране, а шанхайский порт является самым загруженным на планете. Китай занимает третье место по количеству принадлежащих стране судов. Это — крупнейшая судостроительная страна с суммарной валовой вместимостью примерно в 30 миллионов тонн. 

Стратегия Пекина в Средиземном море сводится, главным образом, к строительству портов и железных дорог, а также к управлению ими. Инвестиции, направляемые на эти цели, следует рассматривать в контексте более широкой инфраструктурной активности в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Инвестиции в развитие морских путей и железных дорог взаимно дополняют друг друга, поскольку вместе они открывают новые торговые связи между Китаем и евразийско-африканской зоной. Свое присутствие в Средиземноморье Китай наращивал постепенно, инвестируя в международные логистические и дистрибутивные центры, а также в инфраструктурные проекты, которые вели к усилению позиций страны в этом регионе. 

Например, китайские инвестиции в порты Пирей, Ашдод и Хайфа, в Порт-Саид и в проект «Коридор Суэцкого канала» идут рука об руку с инициативой «Один пояс — один путь», в рамках которой увязываются морские и сухопутные маршруты в направлении Европы. «Инициативу Морского Шелкового пути 21 века» следует рассматривать как движущую силу экономических и стратегических интересов в Средиземноморье, а также как платформу, с которой Китай будет наращивать свое присутствие и влияние в регионе. 

Китай постепенно становится все более влиятельной экономической, дипломатической и геостратегической державой в Средиземноморье. Громадные инвестиции и взаимовыгодные торговые отношения Китая со странами Средиземноморья повышают ставки Пекина в региональных делах. Но это же ведет и к значительному росту угроз для Пекина. Политическая нестабильность и религиозный экстремизм в нескольких странах Большого средиземноморского региона поднимает вопрос о том, будет ли Пекин готов принять на себя роль лидера — со всей той ответственностью, которую эта роль может в себя включать. 

«Инициативу Морского Шелкового пути 21 века» будет невозможно с успехом воплотить в жизнь, не ликвидировав разрыв между экономическими интересами и способностью эти интересы защитить. Защита инвестиций в регионе с крайней геополитической волатильностью в ближайшие годы станет серьезным экзаменом для внешней политики Китая. На данный момент у Пекина отсутствует всеобъемлющая стратегия в отношении региональных дел Средиземноморья. Пекин предпочитает иметь дело с каждой из стран региона на двусторонней основе.

Политика Китая в отношении региона все еще определяется экономическим фактором, в особенности, торговлей и инвестициями. Пекину придется отказаться от своей строгой приверженности принципу невмешательства, если ему захочется получать в Средиземноморье какие-то выгоды. В настоящее время поведение Пекина в регионе остается осторожным — он стремится не «высовываться» и ощутимо не менять существующую динамику. Пекин по-прежнему предпочитает действовать рассудительно и избегает вмешиваться в конфронтационные события в регионе. 

Автор (Dr. Mordechai Chaziza) — читает лекции по политике и управлению в Академическом колледже Ашкелона (Ashkelon Academic College), специализируется на вопросах внешней политики Китая. 

Перевод Сергея Духанова. 

Прогнозные документы Центра BESA публикуются благодаря щедрости семьи Грега Россхандлера.






  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация