ВЛ / Статьи

Полет на Марс: Россия сделала первый шаг

+2
25-07-2018, 05:00...
912
 
 

Стартовали работы по ракете нового поколения «Союз-5»

Россия приступила к созданию ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Об этом сообщил глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. По его словам, новая ракета поможет отечественной космической отрасли «завоевать рынок коммерческих пусковых услуг». 

«РКК „Энергия", РКЦ „Прогресс" и НПО „Энергомаш" приступили к работе над созданием „Союза-5". Затем начинаем работу по сверхтяжу», — написал Рогозин в своем Twitter. 

Напомним: «Союза-5 — ракета нового поколения, на создание которой «Роскосмос» намерен выделить 61 млрд. рублей. Собирать ее будут в Самаре, в ракетном центре «Прогресс». К концу 2019 года должно быть завершено эскизное проектирование комплекса. 

Как рассказывал первый замгенконструктора РКК «Энергия», главный конструктор средств выведения РКК «Энергия» Игорь Радугин, доставка космонавтов на «Союзе-5» по стоимости и безопасности не будет уступать американским пилотируемым миссиям, которые планируются на кораблях CST-100 Starliner разработки Boeing и Dragon Crew от Space-X Илона Маска. 

С «Морского старта» «Союз-5» сможет выводить коммерческие телекоммуникационные аппараты. «При запусках с „Морского старта" можно будет выводить на геостационарную орбиту спутники массой до 3,2 тонны. Это то, что сейчас нужно рынку. Falcon-9, Arian-62, Vulcan — уже существующие и будущие аналоги „Союза-5" таких показателей не достигают», — пояснял Игорь Радугин.

Более того, в перспективе из первых ступеней «Союза-5» будет составлена ракета сверхтяжелого класса. Ее грузоподъемность — от 50 до 130 тонн. Для сравнения, Falcon Heavy, стартовавшая в США, поднимает 64 тонны. Задача российской сверхтяжелой ракеты — доставлять грузы для окололунной станции, для базы на Луне, а также выводить на орбиту модули корабля, который отправится к Марсу. 

Сверхтяжелая ракета, по предварительным планам, получит универсальный стартовый комплекс, включая монтажно-испытательный корпус высотой 118 метров, зал испытаний с мостовым краном грузоподъемностью 100 тонн с высотой подъема крюка 105 метров, хранилище блоков ракет, монтажно-испытательный корпус космических аппаратов, такой же комплекс для пилотируемых космических кораблей. Общая площадь сооружений технического комплекса составит 94,6 тыс. кв. метров. 

По расчетам Роскосмоса, создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры на космодроме Восточный обойдется в 1,5 трлн. рублей. 

Напротив, «Союз-5» должен быть самой экономичной российской ракетой. Здесь планируется использовать новейшие технологии. Так, часть деталей напечатают на 3D принтере. Двигатели новой ракеты — РД-171М — создавались еще для первой ступени ракеты «Энергия», но теперь их производство планируется удешевить. Первую ступень при этом будут возвращать на землю в управляемом режиме, что позволит сократить район ее предполагаемого падения — это дополнительная экономия. 

В результате, по предварительным расчетам, пуск «Союза-5» будет обходиться примерно в $ 56 млн. против $ 62 млн. за аналогичный пуск у Маска. 

Первый пуск «Союза-5» намечен на 2021 год. В 2022 году на этой ракете должен состояться первый полет нового пилотируемого корабля «Федерация». В 2024 году «Союз-5» должен доставить на «Федерации» первый экипаж к Международной космической станции, или к национальной российской станции. 

Вернет ли «Союз-5» нам позиции лидера в космосе? 

— Главная беда отечественной космической отрасли — отсутствие внятных целей развития, ради которых можно было бы сплотить страну и сделать рывок, как полвека назад, — считает научный сотрудник НИИЯФ МГУ, заместитель главного конструктора комплекса научной аппаратуры Василий Петров. — Сегодня нет сверхидеи, ради которой стоило бы не спать ночами. Сейчас более-менее понятно, куда двигаться с коммерческой точки зрения — есть рынок спутниковой навигации, систем космической связи, рынок дистанционного зондирования. Их и надо осваивать. Замечу, я говорю только о гражданской сфере, поскольку военные в космосе решают свои задачи. 

Так вот, появление сверхтяжелой ракеты как раз завязано на идею. Если есть идея, под которую нужна такая ракета — «сверхтяж» будет создан. С инженерной точки зрения, здесь нет ничего принципиально не решаемого. В конце концов, у нас еще остались наработки по «Энергии», а также по другим проектам. Но пока внятная цель, под которую нужна сверхтяжелая ракета, не озвучена.

«СП»: — Нам говорят, такая ракета должна полететь на Марс, разве это не цель? 

— Пока делаются намеки о полетах на Луну и Марс. Я бы не назвал это прямо задекларированной целью. 

Поскольку сейчас Рогозин снова говорит о «сверхтяже» — не исключаю, что это увязывается с задачей, под которую ракета создается. Если так — мы об этой цели в ближайшее время, скорее всего, услышим. 

«СП»: — Работы по «Союзу-5» активизированы после длительного перерыва? 

— Работы, я бы сказал, продолжены — они шли практически непрерывно все последние годы. Надо понимать: если полностью закрыть какую-то тему, всего в течение года вы утратите большую часть наработок по ней. Просто потому, что разбегутся сотрудники, пропадет какая-то часть чертежей, будет частично демонтирована материальная база. По ракете среднего класса худо-бедно все это сохранялось. 

«СП»: — Что представляет собой новая ракета? 

— «Союз-5», на мой взгляд, будет очень похож на советскую двухступенчатую ракету-носитель среднего класса «Зенит». «Зенит», можно сказать, был последним писком ракетостроительной моды позднего Советского Союза. Это была тяжелая, весьма энергоэффективная ракета с хорошими «мозгами». Делалась она, понятно, на принципах советской кооперации, частично — на Украине. Но после распада СССР, и нарастания политических разногласий с Киевом, «Зенит» как готовое изделие практически был закрыт. 

Тем не менее, значительная часть компонентов «Зенита» изготавливалась на территории России. Поэтому задача целиком «приземлить» производство этой ракеты в РФ, и попутно несколько модернизировать проект, выглядит вполне логично. 

«СП»: — Насколько конкурентным будет «Союз-5»? 

— Сейчас у российской космонавтики на рынке пусковых услуг есть серьезный конкурент в лице Илона Маска, который наступает нам на пятки. И надо понимать: конкурировать придется не только в цене пуска, но и в технологической цепочке в целом. В нее входят сжатые сроки создания носителя, скорость и качество предоставляемых услуг, начиная от первого звонка клиента. Плюс темпы модернизации отечественного ракетного комплекса. 

Трудно сказать, как российская космическая отрасль покажет себя в этой конкурентной борьбе. Шансы на успех, я считаю, имеются. В конце концов, тот же Маск не скрывает, что начинал с изучения опыта советской школы ракетостроения. 

С другой стороны, наша ракетно-космическая отрасль начиналась как военная, и сегодня продолжает оставаться по сути полувоенной. А это значит, если Родина прикажет — отрасль выполнит. 

— «Союз-5» нацелен, прежде всего, на решение государственных задач — выведение на орбиту отечественных спутников, — отмечает гендиректор компании «Космокурс», один из разработчиков ракеты «Ангара» в ФГУП ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Павел Пушкин. — Коммерческие запуски с его помощью — это из разряда «заодно повоюем». Если ракета действительно получится дешевой и хорошей, она поможет перераспределить рынок пусков в свою пользу России. Но здесь возможны и другие варианты — например, может резко вернуться «Протон», или даже «Ангара».

«СП»: — Планируется, что новая ракета станет основой для сверхтяжелой. Зачем нам «космический монстр» — строить на орбите национальную станцию вместо МКС? 

— Мы можем без каких-либо технических проблем сделать свою национальную станцию. Но отечественная космонавтика прошла в направлении пилотируемых станций большой путь. И на мой взгляд, мы полностью исчерпали задачи, которые в свое время ставились для этих станций. Теперь нужны новые задачи — но какие именно, неясно. 

«СП»: — Мы увидим обитаемую базу на Луне и полет к Марсу в обозримой перспективе? 

— Сделать можно что угодно. Вопрос только в эффективности и нежности проекта. О том же полете к Марсу все говорят потому, что это — очередной шаг развития человечества. Думаю, мы увидим такой полет — лет через 20.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация