ВЛ / Статьи

«Миру угрожает не Путин, а война цивилизаций»

0
30-06-2018, 00:00...
718
 
 

Политические элиты Евросоюза в очередной раз расколол вопрос безопасности

Евросоюз собрался на экстренный саммит, на котором обсуждали очередное обострение миграционного кризиса. В Брюсселе собрались главы 16 из 28 государств, входящих в Евросоюз, однако никакой общей позиции по поводу того, что делать с мигрантами из Северной Африки и Ближнего Востока, они так и не сумели выработать. 

Между тем мигранты продолжают стремительно наводнять европейские города: только по морю за прошлый год в Европу прибыло более 170 тысяч переселенцев, а за первую половину нынешнего года — уже 110 тысяч. Сотни желающих попасть в «европейский рай» гибнут в катастрофах паромов, которые контрабандисты, наживающиеся на людском горе, переполненными отправляют по Средиземному морю из Ливии в Италию и Мальту. 

По подсчетам европейских статистиков, большинство мигрантов прибывают из трех государств, где идет гражданская война, — Сирии, Афганистана и Южного Судана. Кстати, за пределами Сирии сегодня уже проживает почти шесть миллионов ее граждан, а за пределами Судана — почти три миллиона. В Европу выезжают в основном молодые семьи, которым устроиться на новом месте крайне сложно: по оценкам ученых, почти половина мигрантов не имеют даже 9-летнего базового образования! 

Что делать с этими людьми, как перекрыть каналы по сути новой работорговли, европейские политики не представляют. Запретить приезжать в Евросоюз — мешают принципы гуманности. Разрешить — значит, обречь Европу на медленное разрушение… 

Это далеко не первый раз, когда европейские политики не могут достигнуть консенсуса по жизненно важным вопросам. Скажем, ранее смуту в элиту Евросоюза внесла позиция США по выходу из Парижского соглашения по климату и введению заградительных пошлин на европейские товары (в том числе автомобили). Ранее европейские политики разошлись во мнении по поводу того, что делать с Россией — ужесточать или ослаблять санкции, которые, как выяснилось за четыре года, острее всего бьют именно по экономике самого Евросоюза (в первую очередь, сельскому хозяйству).

Так можно ли сегодня вообще говорить о существовании единой Европы, когда все государства вместе могли бы противостоять новым вызовам коллективной безопасности? Об этом корреспондент «Свободной прессы» побеседовал с руководителем ассоциации «Центр научных и социальных инноваций», кандидатом политических наук Иваном Бабиным. 

«СП»: — Иван Алексеевич, вы много лет занимаетесь вопросами европейской и глобальной безопасности. На ваш взгляд, те институты, которые формировались после Второй мировой войны, сегодня отвечают вызовам времени? 

— В 1975 году в разгар «холодной войны» разные страны нашли возможность встретиться в Хельсинки и обсудить вызовы глобальной безопасности, по итогам чего была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Накануне начала XXI века, в 1999 году, главы государств — членов ОБСЕ — встретились в Стамбуле и подписали Хартию европейской безопасности с обязательством укрепить сотрудничество. 

С тех пор, безусловно, мир изменился — остались и многие старые проблемы, и добавились новые, появились новые угрозы и вызовы, в первую очередь, международный терроризм и радикальный исламизм. 

На различных площадках мы давно выступаем с предложением о созыве нового Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — так называемого СБСЕ-2, на котором были бы обсуждены эти вызовы и было бы принято решение о некоем реформировании, реновации ОБСЕ, в том числе для более эффективного противодействия экстремизму и терроризму. 

Необходимо разбудить и активизировать работу ОБСЕ, штаб-квартира которого находится в Вене, при поддержке наших австрийских коллег и независимой позиции канцлера Себастьяна Курца. На мой взгляд, это значительно повысит роль Австрии, как мостика и миротворческой площадки между Западом и Востоком по вопросам европейской безопасности. 

«СП»: — А какие конкретно это могут быть вопросы? 

— Необходимо внести коренные изменения в структуру ОБСЕ, принять новую платформу безопасности, создать Комитет «Россия — ЕС» по вопросам внешней политики и безопасности, как об этом было заявлено в 2010 году в Мезеберге, на встрече представителей России и Германии, уделить особое внимание противодействию терроризму и исламскому радикализму. 

Необходимо уйти от сложившегося в последнее время крайне негативного политического мейнстрима Европы по отношению России. Надо понять, что не президент Владимир Путин — это угроза миру, а миру угрожает общая опасность, иначе может произойти, как указывал в свое время профессор Самюэль Хаттингтон, «столкновение цивилизаций». 

Реновация ОБСЕ, создание в нем новых структур, соответствующим глобальным вызовам и организация Фонда по противодействию терроризму, в рамках ОБСЕ, позволила бы, на мой взгляд, наладить системную, последовательную работу в противостоянии этим угрозам.

«СП»: — Вы упомянули о миротворческой инициативе Австрии (которая, кстати, хотела бы провести именно на своей территории встречу Путина и Трампа по вопросам глобальной безопасности). А какие еще страны могли бы участвовать в этом процессе? 

— Я думаю, в этом вопросе необходимо также привлечь, Италию, как страну, председательствующую в ОБСЕ, вместе с министром иностранных дел Анджелино Альфано. 

В формировании архитектуры европейской международной безопасности все большую роль играет Китай. Он сегодня уже является крупнейшей экономикой мира, а его выход на ключевые позиции в глобальной политике — лишь вопрос времени. Сейчас мы видим, как юань набирает обороты в международных расчетах, растет и внешнеполитический вес Пекина. 

«СП»: — Саммиты, форумы, совещания… Проводится их много в последние годы. Но на сей раз будет ли высок КПД нового подобного собрания на высоком уровне? 

— Я считаю, что созыв совещания ОБСЕ по угрозам, рискам и вызовам терроризму и исламскому радикализму позволил бы выработать новые идеи к осуществлению европейской безопасности и создать новый климат доверия между государствами Европы и России. Мы смогли это сделать в 1975 году, в условиях противостояния двух систем, я надеюсь, сможем сделать и сейчас. 

Необходимо еще раз вернуться к тем историческим документам и предложениям, которые были направлены на формирование архитектуры европейской и международной безопасности. И здесь безусловный интерес представляет забытый в настоящее время документ, предложенный на пороге нового века — Хартия европейской безопасности, который был подписан в Стамбуле в ноябре 1999 года. Уверен, что некоторые предложения этого документа можно использовать и сейчас. 

Думаю, что серьезный анализ и доработка этого документа, позволит выработать политические рекомендации архитектуры безопасности XXI века и лечь в основу новой стратегии безопасности Европы, в первую очередь, по противодействию терроризму и исламскому радикализму. 

«СП»: — А насколько, на ваш взгляд, Иван Алексеевич, вызовы, стоящие сегодня перед Европой, должны быть увязаны с вызовами глобальной безопасности? Ведь, например, сегодня все мы видим, как происходит постепенное размежевание Евросоюза и США даже по самым животрепещущим вопросам — в частности, иранскому. 

— Мы же сегодня несколько «капсулируемся» с идеей европейской безопасности. Ведь не меньшую угрозу миропорядку создают не только события на Ближнем Востоке или миграционный кризис в Европе, но и, скажем, торговые войны между США и Китаем. Нам нужно задуматься о создании некой «оси безопасности» Пекин — Москва — Брюссель. Россия могла бы стать мостиком, соединяющим интересы Китая и Европы. При этом, кстати, значительно возрастает роль и созданных по инициативе России организаций — ЕврАзЭс, ШОС и ОДКБ. 

Конечно, говоря об архитектуре европейской безопасности, мы должны выработать предложения по глобальной безопасности, и здесь стоит вопрос о созыве Генеральной Ассамблеи ООН по угрозам и вызовам XXI века. Принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН будет еще одним шагом по противодействию экстремизму и терроризму. 

Еще одно наше предложение касается реформирования Совета безопасности ООН. Он был создан в 1945 году, и с тех пор архитектура мировой политики всерьез изменилась. В частности, на мой взгляд, требуется изменение количественного состава стран — постоянных членов Совбеза: он может быть дополнен как ведущими государствами, определяющими мировую политику (такими как Индия или Германия), так и наднациональными структурами (Евросоюзом).

Заседания Совбеза должны проходить по принципу ротации — то есть, поочередно на территории различных государств, входящих в его состав. Это, с одной стороны, позволит привлечь к обсуждению проблем более широкий круг общественности, дипломатов, политиков, а с другой — Совбез обезопасит себя от конъюнктурных изменений. 

Важное значение для формирования стратегии европейской безопасности приобретает Арктика. Это в настоящее время зона геополитических интересов России и ведущих европейских государств в борьбе за энергоресурсы. В настоящее время здесь формируются группировки войск и вырабатываются новые подходы к арктическому стратегическому направлению. 

Все это мы должны учесть изложить в наших политических рекомендациях по формированию новой модели европейской безопасности, противодействию международному терроризму и исламскому радикализму. Необходимо четкое понимание целей и задач формирования европейской международной безопасности и инструментов и механизмов ее обеспечения.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация