ВЛ / Статьи

Дело «Норда»: Политика канонерок на Азове и белый флаг в Киеве

+7
23-06-2018, 02:00...
2 326

До украинской власти, наконец дошло, что арест крымского сейнера — большая политическая глупость

Совершенно незаслуженно, на мой взгляд, из российского поля общественного внимания почти ускользнула важная новость, свидетельствующая о серьезной военно-политической победе нашей страны над Киевом. Суть ее в том, что почти незаметно, но близится к счастливой для нас развязке крайне запутанная и казавшаяся тупиковой для России история с арестом украинскими пограничниками в Азовском море керченского сейнера «Норд». 

Почти наверняка на днях крымские моряки обнимут свои семьи. А в Киеве вот-вот раздадутся новые горестные вопли националистов об очередной «злочинной зраде» и происках всесильной путинской ФСБ. 

Но прежде чем перейти к сути дела, напомню: все началось три месяца назад, 25 марта нынешнего года. Вышедший на обычный промысел тюльки «Норд» с десятью членами экипажа на борту, безо всяких видимых причин был остановлен катером морской охраны Государственной пограничной службы Украины в 15 милях от Обиточной косы близ Бердянска. С самого начала было понятно: это чистой воды заранее спланированная провокация. Потому что крымские рыбаки ни единого пункта правил промысла не нарушили. На борту имелись все разрешительные документы. В порядке были и паспорта членов экипажа. Но как раз к паспортам украинские военные и прицепились. 

«Если вы проживаете в украинском (с точки зрения Киева) городе Керчь, то почему на обложках и печатях в документах российский герб?». Приблизительно такой была иезуитская логика проверяющих.

Но позвольте, черезчур бдительные ребята из морпогранохраны Украины! Пусть Киев с Москвой с привлечением каких угодно международных посредников на высшем политическом уровне разбираются: где теперь чьи рубежи? А при чем в этом споре обычные работяги в просоленных робах, добывающие азовскую тюльку, чтобы прокормить свои семьи? Какие им выдала официальные бумаги новая власть, с такими и выходят в море! Других нет и, скорее всего, никогда в Крыму не будет. 

И потом: а что, собственно, случилось к тому мартовскому дню? «Норд», как и другие ему подобные суденышки керченского рыбколхоза «Имени Первого мая», после перехода Крыма под юрисдикцию России уже четыре года без приключений добывает рыбу в Азовском море. Все, кому на Украине положено знать об этом, — знали. Но отчего-то ни разу не заморачивались по этому поводу. 

А 25 марта 2018 года вдруг на пограничников накатило. Без скрытой отмашки с верховного киевского верха? Да бросьте вы! Такого просто не бывает. Как обычно, плохо просчитывающий последствия Киев, только из ему ведомых резонов, решил пойти на обострение с Россией еще и в Азовском море. Беззащитный «Норд» просто подвернулся под руку. 

Под наведенными на него крупнокалиберными пулеметами, сейнер был отконвоирован в Бердянск и поставлен к строго охраняемому причалу. Сход на берег экипажу надолго запретили. Все судовые документы и паспорта у российских моряков пограничники изъяли. Капитану «Норда» Владимиру Горбенко вменили статью 332−1 УК Украины (нарушение порядка въезда/выезда на оккупированную территорию Украины с целью нанесения вреда интересам страны).

Хотя куда именно Горбенко въезжал/выезжал? В «оккупированную», как уверена теперешняя украинская власть, Керчь? Так он там живет много лет! И под российский триколор «переехал» вместе с собственным домом, чадами и домочадцами, рыбколхозом «Имени 1 Мая» и койкой в капитанской каюте «Норда». Как, впрочем, и прочие его подчиненные. 

Однако, несмотря на явную абсурдность обвинений, колесо украинского следствия закрутилось. Сгоряча Херсонский городской суд 6 апреля капитана даже отправил под стражу. Но уже через четыре дня освободил — после того, как адвокаты внесли 35,24 тысяч гривен залога (в пересчете — 85 тысяч российских рублей). 

Остальным членам экипажа вменялась часть 2 статьи 204 КоАП Украины (незаконное пересечение границы). Санкция — штраф от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или до 15 суток административного ареста. Как будто рыбаки эту границу пересекли по собственной воле, а не под прицелом пулеметов. 

Видимо, на всякий случай и во избежание практически неизбежного развала дела, вдогонку капитану Горбенко добавили еще и обвинение по статье 249 Уголовного кодекса Украины (незаконное занятие рыбным, звериным или иным водным добывающим промыслом). И обязали ни на час не покидать территорию Украины, чтобы добровольно являться к следователю по его первому свистку. С тем Горбенко на неопределенный срок и отправился вынужденно гостевать у своей родни в Мелитополе. А его подчиненные — мыкаться на территорию посольства РФ в Киеве.

Неофициально попавшим в политический переплет «нордовцам», по их собственному признанию, местные власти предлагали простой, но выгодный для Киева в пропагандистском отношении, выход: «У вас ведь наверняка в Керчи остались старые украинские паспорта? С точки зрения „незалежной" только они и действительны. Пусть их кто-нибудь из близких подвезет в Бердянск или Херсон. Тогда, как и любые прочие добропорядочные „громадяне", с этими документами немедленно и беспрепятственно отправитесь в свой Крым». 

Всего-то, как выяснилось, и делов. Чтобы пересечь границу в обратном направлении и вернуться к семьям, рыбакам нужно было согласиться, что их Крым — это по-прежнему Украина. Они не согласились. И продолжали томиться в полном неведении. 

Тем временем становилось все более очевидным, что ситуация с «Нордом» наносит серьезный ущерб политической репутации России. МИД России потребовал немедленно освободить судно и экипаж. Однако, как и следовало ожидать, на дипломатическом уровне вести переговоры с Украиной по этому поводу — то же самое, что пытаться лбом проломить стену старинного «дома с химерами», официальной резиденции Петра Порошенко в его столице. Потому что, вероятней всего, именно в этом здании вся провокация с «Нордом» и была санкционирована. Кто ж еще, кроме президента Украины, волен решать: дергать за усы российского «медведя» или не дергать? Хоть под Бердянском, хоть еще где-либо? 

Москве оставалось поискать более доступный для понимания сегодняшнего Киева язык. Во избежание повторения инцидента с «Нордом» в Азовское море были введены российские пограничные корабли и катера. Усилен контроль за украинскими рыбаками не только здесь, но и по другую сторону Керченского пролива. Ничего личного, только соблюдение российских и международных законов! 

И это почти сразу дало результат. Первыми его ощутили украинские браконьеры. 4 мая российский сторожевой корабль «Аметист» задержал в Черном море в исключительной экономической зоне России вблизи мыса Тарханкут украинское судно ЯМК-0041 (порт приписки — Очаков), которое вело незаконный вылов камбалы. Кроме того, в трюме были обнаружены туши 46 добытых дельфинов и двух небольших черноморских акул-катранов. 

Между прочим, ЯМК-0041 — браконьерская мотофелюга со стажем. В марте 2011 года в Черном море ее задерживали и украинские пограничники. Тогда на борту были обнаружены 12 сетей, а также 24 севрюги и 2 осетра (местные виды, занесенные в Красную книгу). А еще — документы, оформленные на жену заместителя начальника Николаеврыбоохраны. Что вызвало особое возмущение в стране. 

Чем тогда для браконьеров дело кончилось — неизвестно. Но теперь понятно, что отвечать им придется по всей строгости российского законодательства. Или не придется? 

В Киеве тотчас скрытый или надуманный намек Москвы, как там показалось, мгновенно поняли. Но гордо его отвергли устами помощника главы Государственной пограничной службы Украины Олега Слободяна. По словам чиновника, обмен пятерых членов экипажа ЯМК-0041 на «нордовцев» невозможен. Слободян обосновал это так: «Это полный абсурд, потому что и те, и другие являются гражданами Украины. Поэтому обмен невозможен по сути. К тому же, членов экипажа баркаса задержали в водах, которые являются украинскими. Поэтому с украинской правовой позиции говорить о законности этого задержания нет оснований». 

Ну, нет оснований для обмена — так нет. Вам в Киеве видней. Между тем, усиленный пограничный контроль морских пограничников РФ быстро дал еще один результат. На сей раз — в Азовском море. В ночь с 10 на 11 мая там за незаконный лов рыбы был задержан украинский катер «Амур», вышедший из Бердянска. Двое мужчин, находившихся на судне, под конвоем доставили в российский город Ейск к следователям. 

В Киеве снова не прореагировали. А вот на азовском побережье Украины заволновались многие. Дело в том, что для тысяч семей здесь рыбный промысел (зачастую — именно браконьерский) — единственный способ выжить. Но поползли слухи, что теперь, после истории с «Нордом», в море лучше вообще не выходить: русские поймают и снова предложат Киеву обмен. Море опустело. А заодно и кошельки украинских рыбаков. 

В местных социальных сетях появились предложения всем, кого напрямую задела эта история, 25 мая собираться на массовый митинг у городской администрации Бердянска. Цель — требовать от Киева заканчивать, наконец, эту абсурдную волынку с «Нордом» и дать возможность украинцам как прежде безбоязненно рыбачить. 

Все выглядело настолько серьезно, что стало предметом разбирательств в Верховной Раде. Глава подкомитета украинского парламента по вопросам безопасности государственных информационных систем Ирина Фриз призвала СБУ и Генпрокуратуру любой ценой не допустить митинга рыбаков в Бердянске. Те, надо полагать, жестко отреагировали. Во всяком случае, 25-го анонсированного митинга у горадминистрации не случилось.

Но события в акватории Азовского моря, между тем, набирали обороты. С чего-то вдруг почти тотальным многочасовым проверкам российских военных стали подвергаться практически все грузовые суда, следовавшие через Керченский пролив в Бердянск и Мариуполь. Предлог — профилактические меры по обеспечению безопасности Крымского моста. 

Скоро выяснилось, что любая задержка на маршруте — это серьезные убытки судовладельцам. По подсчетам киевских экспертов — от 5 до 15 тысяч долларов в сутки, в зависимости от технических параметров судна. В столице Украины заголосили о перспективе полной блокады морских портов Бердянска и Мариуполя. По сведениям депутата Верховной Рады Дмитрия Тымчука, это «повлечет многомиллионные убытки для украинской экономики и грозит потерей тысяч рабочих мест». 

Вот краткая хроника этих проверок на азово-черноморских дорогах через Керченский пролив. 

23 мая российские пограничные корабли на несколько часов задержали два торговых судна — турецкое LADY AY, которое следовало из Мариуполя, и украинское VICTORIA IMO, направляющееся в Бердянск. 

31 мая в интервале между 4:40 и 5:30 Береговая охрана ФСБ РФ задержала в Керченском проливе сразу пять морских судов с грузами, которые шли под Крымским мостом из Бердянска и Мариуполя. 

3 июня по той причине на несколько часов был вынужден лечь в дрейф хорватский сухогруз. 

4 июня та же участь постигла неназванное украинское торговое судно. 

9 июня на четыре часа растянулся пограничный контроль эстонского балкера COPAN и турецкого судна того же класса SAADET, следовавших из Мариуполя. 

10 июня вынужденно надолго притормозил турецкий балкер NAZMI C (курсом из Мариуполя). 

19 июня около 17.30 мск на расстоянии 15 морских миль к юго-востоку от Бердянской косы задержан и после проверки отпущен турецкий балкер ATA под флагом Панамы грузоподъемностью почти 20 тыс. тонн. Судно шло из Мариуполя в Турцию. 

Даже по этому, явно неполному, перечню проверок видно, что их интенсивность постепенно возрастает. А с ними и уровень убытков судовладельцев и портов Украины. 

И не подкопаешься — стратегического значения Крымский мост Россия действительно просто обязана тщательно оберегать. Какими мерами — это другой вопрос. Находить ответы на него — наше суверенное право. Всем, и даже Киеву, это понятно. Полагаю, поэтому ничего не слыхать об официальных жалобах Украины в международные инстанции на пограничные проверки. Только горестные стоны в Верховной Раде. 

И вот теперь — самое главное. На днях в Киеве свою позицию в истории с «Нордом», как представляется, кардинально пересмотрели. Как следствие — без особой огласки Фемида «незалежной» начала отползать назад. 19 июня всем истосковавшимся по дому членам экипажа задержанного сейнера в столице Украины вернули российские паспорта. Об этом сообщила представитель судовладельца — керченского рыбколхоза «Имени 1 Мая» Анна Шевелева. 

В таком случае вышло вообще феерично: получается, Киев де-факто все же признал их законными документами! А поскольку паспорта в двуглавыми орлами на обложках выданы в Крыму после марта 2014 года — стало быть, перед нами косвенное признание со стороны Украины, что полуостров теперь российский! А как иначе официальные бумаги с гербами РФ могли быть выданы в Керчи, если законность пребывания города под нашим триколором Киев продолжит оспаривать? 

Конечно, по чистому совпадению (а как иначе? Что вы, что вы?) в тот же день суд в Херсоне снова вернулся к делу капитана Горбенко и вдруг снял с него запрет на выезд в Крым. Отклонив, таким образом, ходатайство прокуроров о продлении на два месяца срока действия обязанностей, возложенных на Горбенко. А именно: прибывать по первому требованию следователя, прокурора, следственного судьи или суда и не посещать Крым.

По этому поводу пресс-секретарь базирующейся в Киеве так называемой «прокуратуры Крыма» Татьяна Тихончик выдавила сквозь зубы для прессы: «Суд отказал в продлении обязательства не посещать подозреваемому Горбенко территорию АР Крым. Мера пресечения в виде залога, а также обязательство о необходимости сообщать о своем месте пребывания и являться к следователю, остается в силе». 

С точки зрения логики, мне кажется, понимать это возможно только так: хочешь, капитан Горбенко, съездить домой, в Керчь? Без проблем. Но когда украинские следователь, прокурор или судьи захотят снова пообщаться — будь любезен снова подъехать в Херсон. И ладно уж — с российским паспортом. Раз такой упрямый. 

Конечно, налицо попытка попятившейся украинской стороны сохранить хоть какое-то политическое лицо. Но Москва замечать наполовину высунутый над крепостными стенами белый флаг не желает. В деле с «Нордом» от Киева ждут полной и безоговорочной капитуляции. С возращением не только моряков, но и незаконно задержанного сейнера в Керчь. 

Практически то же самое, только иными словами, высказала 19 июня в Керчи уже упомянутая Анна Шевелева: «Владимир Николаевич Горбенко как не собирался, так и не собирается в дальнейшем предпринимать каких-либо попыток покинуть Украину. С ним проводятся следственные действия. Мы понимаем, что мы правы, и эту правоту во всех инстанциях будем доказывать… Мы люди цивилизованные, зачем нам бегать?».





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация