ВЛ / Статьи

Новый МиГ-31: Гиперзвук и охота за спутниками Пентагона

+3
26-05-2018, 03:00...
1 105
 
 

Модернизированный перехватчик-ветеран может бить противника, не входя в зону ПВО

Журнал Air Forces Monthly в статье «One of a Kind» рассказал своим читателям абсолютно всё о советском перехватчике МиГ-31. И все сказанное в полной мере отражает и славную биографию этого самолета, и его перспективы, которые далеко не исчерпаны спустя 40 лет после окончания разработки его базовой модификации. Ну, разве что немного напутали в связи с переводом километров в мили. 

А также не вполне точно указали поставленные перед разработчиками цели. Самолет изначально планировался все-таки для перехвата не крылатых ракет, а самолетов противника, которые в 60-е годы постоянно искали «дыры» в советской системе ПВО на различных участках границы, имевшей огромную протяженность. Прежде всего, это были самолеты-разведчики. Но порой наведывались и истребители, имевшие под фюзеляжем и под крыльями подвешенные ракеты класса «воздух-поверхность». «Чистым» бомбардировщикам при таком раскладе ловить в нашем воздушном пространстве было нечего. 

Правда, в процессе разработки не только перехватчика, но и предназначенной для него ракеты «воздух-воздух» Р-33 удалось за счет повышения эффективности комплекса получить возможность борьбы и с крылатыми ракетами. 

МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, существенно опередил свое время. Как по летным характеристикам, которые используются при перехвате нарушителей границы, так и по возможностям авионики. На самолете впервые в истории была установлена РЛС с пассивной антенной фазированной решеткой. Следующий самолет с ПФАР появился лишь в 2000 году. В связи с чем сократилось время реакции на изменение воздушной обстановки и увеличилась дальность обнаружения целей до 120 км для истребителей. Также в состав авионики был введен датчик, обнаруживающий цели по инфракрасному излучению на расстоянии до 56 км. Это тоже было новшество, которое лишь сейчас внедряется в истребительной авиации мира. Разработчики F-35 с большим энтузиазмом рассказывают о том, сколь мощные IRST-датчики установлены на их самолете. Хоть на всех последних истребителях ОКБ Сухого они используются уже давно.

Уникальной оказалась и система управления огнем «Заслон», позволяющая обнаруживать и сопровождать 10 целей и одновременно обстреливать 4 из них. Причем цели могут в момент атаки располагаться на различной высоте относительно перехватчика — и ниже, у земли, и выше, в стратосфере, и на одном уровне с МиГ-31. 

Для своего времени, после снятия с вооружения американского разведчика «Черный дрозд», МиГ-31 стал самым скоростным самолетом, развивая 3000 км/ч. Причем его крейсерская, экономичная в отношении расхода топлива скорость равна 2500 км/ч. Самым скоростным самолетом МиГ-31 остается и поныне. 

Для этого перехватчика была специально создана ракета Р-33, обладавшая рекордной дальностью в 160 км. Ее максимальная скорость — 4,5 М, скорость поражаемых целей — 3000 км/ч. 

Глубокая модернизация перехватчика состоялась во второй половине нулевых годов. При этом в модификации МиГ-31БМ не только усилились возможности перехвата, но и заметно расширился круг задач, возложенных на самолет. Он получил новые ракеты, новую систему управления огнем и теперь способен наносить удары по наземным целям. То есть стал в определенной степени и истребителем-бомбардировщиком, оснащенным противорадиолокационными и противокорабельными ракетами, корректируемыми бомбами.

В настоящий момент в ВКС эксплуатируется 120 МиГ-31, и все они должны пройти модернизацию и соответствующий ремонт, что продлит срок службы на 15 лет. Еще 120 самолетов находится на хранении. По каждому из них в зависимости от технического состояния будет принято отдельное решение относительно возможности «осовременивания». 

Возможности перехвата у МиГ-31БМ существенно возросли. Новая РЛС обнаруживает бомбардировщик на расстоянии в 320 км, истребитель — 200 км. Максимальная дальность поражения, которой не обладает ни один самолет мира, — 280 км. 

Одновременно обнаруживаются 24 цели, обстреливаются — 8. При этом существенно возросла и дельность стрельбы, достигнув 300 км. Это стало возможно благодаря использованию в модернизованном перехватчике новой ракеты Р-37М. Однако в настоящее время проходит летные испытания еще более дальнобойная ракета — КС-172, имеющая дальность 400 км. Учитывая, что максимальная боевая нагрузка МиГ-31БМ равна 9 тоннам, а вес Р-37 меньше полутонны, перехватчик можно с большой эффективностью использовать даже в случае массированных атак дозвуковыми ракетами «Томагавк». 

При этом МиГ-31БМ, учитывая расширившиеся возможности его приборных комплексов, сам становится платформой для последующих модернизаций. А они сулят достижение значительных результатов в повышении боевых возможностей машины. Поскольку самолет-то уникальный и по скорости, и по потолку, и по дальности, и по очень серьезной боевой нагрузке. 

И одна такая модификация уже известна. Это МиГ-31К, который является носителем гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал». Более того, комплекс «Кинжал» уже стоит на вооружении ВКС с декабря прошлого года. 

Скорость ракеты — 10 М. Дальность — 2000 км. С учетом того, что тяжелый истребитель МиГ-31, способный нести 9 тонн ракетно-бомбовой нагрузки, имеет солидный боевой радиус в 720 км, реальная дальность применения «Кинжала» порядка 2700 км. Это означает, что для нанесения неотразимого удара как по наземным, так и по морским целям, самолету нет необходимости не только входить в зону ПВО противника, но и приближаться к ней. 

Появление этого комплекса существенно расширяет возможности тактической авиации. Дело в том, что ракетами «воздух-поверхность», имеющими дальность в несколько тысяч километров (Х-555, Х-101), оснащены лишь самолеты Дальней авиации, решающие стратегические задачи. Теперь в ряд со «стратегами» встал и самолет тактической авиации МиГ-31. Более того, его приобретенная стратегическая роль обусловлена еще и тем, что Х-47М2 оснащена не только обычной боевой частью, но и ядерной.

Еще одна крайне полезная модификация МиГ-31 могла бы уже существовать. Однако ее разработку остановила промышленная разруха 90-х годов. В 1987 году совершил первый полет «истребитель спутников» МиГ-31Д. Он должен был использоваться в качестве носителя противоспутниковой трехступенчатой ракеты 79М6 «Контакт», масса которой равнялась 4500 кг, длина — 10 м. В зависимости от веса полезной нагрузки ракета должна была достигать высоты от 160 км до 600 км. 

Если самолет уже начал проходить полетные испытания, было изготовлено два прототипа, то ракета к ним еще только готовилась. Однако в начале 90-х годов программа была закрыта. 

В то же время существует официально неподтвержденная информация, согласно которой работы по комплексу «Контакт» могут быть продолжены. В качестве противоракеты, перехватывающей спутники, находящиеся на низких орбитах, может быть использована вышеупомянутая двухступенчатая ракета КС-172. Она разрабатывается в екатеринбургском ОКБ «Новатор» и официально предназначается для установки на Су-35 и Су-57. Однако, имея высокий энергетический потенциал, может использоваться и для «вертикального» перехвата, то есть для уничтожения космических аппаратов. Ее масса — 750 кг, длина — 7,4 м.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация