ВЛ / Статьи

Пентагон в ярости: Москва «быкует» в Черном море

+5
7-05-2018, 02:00...
3 107

России и впрямь пора напомнить, как «Беззаветный» гонял американский крейсер возле Крыма

Влиятельный на Западе американский журнал The National Interes на днях обвинил Россию в том, что она сеет хаос в Черном море. В чем именно заключаются здесь опасные действия Москвы? Авторы статьи — профессор совместных военных операций в Военно-морском колледже США Ангус Росс и эксперт в области экономики Андрей Савченко этого не поясняют. Настаивают лишь, что наша страна «самоутверждается в регионе, используя любую возможность опозорить и дискредитировать западные силы». 

Чтобы для штатовского обывателя все выглядело еще страшней, Росс и Савченко занялись даже вовсе уж ненаучной фантастикой. В своей статье они в цветах и красках изобразили вымышленный инцидент в небе над Черным морем. А именно: российский истребитель Су-27 будто бы совершает опасный перехват американского самолета-разведчика. Опасно маневрируя на предельно короткой дистанции, российский летчик провоцирует падение четырехмоторного «американца» в воду. Его экипаж спасается чудом, но ближе всего к месту катастрофы оказываются российские боевые корабли… 

«Звучит надуманно? Что-нибудь из романа?», — сам себя спрашивает The National Interes. И продолжает: «Возможно — но со все более „бычьим" ответом России на присутствие западных ВМС в Черном море в последние месяцы нельзя исключать инцидентов и аварий, подобных этим. Они также иллюстрируют простой факт: иногда страна (естественно, РФ, кто же еще? — „СП") готова использовать рискованную тактику и даже смертоносную силу, тем самым рискуя потенциально неограниченной и неконтролируемой эскалацией насилия в защиту своих национальных интересов».

Что авторы статьи подразумевают под «бычьей» реакцией России? Не исключено — вот это. Резкий комментарий Пентагона вызвал реальный инцидент в воздушном пространстве над Черным морем, имевший место 29 января 2018 года. В тот день американский береговой патрульный самолет EP-3E Aries в международном воздушном пространстве недалеко от Крыма был перехвачен российским истребителем Су-27, поднявшимся с авиабазы Бельбек под Севастополем. Как утверждают в американском военном ведомстве, во время маневрирования «сушка» приблизилась к EP-3E Aries на расстояние всего в полтора метра, а затем пересекла траекторию полета воздушного разведчика. Из-за этого американскому самолету пришлось с большим риском для себя пролететь через завихрение от реактивной струи российского истребителя. 

Не менее глубокое впечатление на американцев произвело то, что практически в том же районе случилось двумя с половиной месяцами ранее. В ноябре 2017 года российский истребитель Су-30СМ совершил «небезопасный», по мнению Соединенных Штатов, перехват американского патрульного противолодочного самолета P-8A Poseidon. По словам представителя Пентагона подполковника Мишель Балданза, действия российского истребителя за океаном были признаны слишком рискованными, поскольку он пролетел перед кабиной американского самолета справа налево на форсаже, из-за чего Poseidon был вынужден резко сманеврировать. Уклоняясь от столкновения, штатовский летчик бросил машину резко вниз, накренив ее под углом 15 градусов. И все равно оказался «в зоне высокой турбулентности». 

Все это способно привести к крушению? Не исключено. Но зачем и кто все это безобразие провоцирует? С точки зрения Росса и Савченко не существует вопроса «Что вообще позабыли все эти „Посейдоны" и „Орионы" у берегов Крыма?». Поэтому виновна, без сомнения, Москва. А на самом деле? 

Вряд ли журнал The National Interes решает, что и когда печатать совместно с Пентагоном. Американские адмиралы тоже совершенно точно не координируют свои планы с этим известным изданием. И потому наверняка чистым совпадением является тот факт, что буквально через два дня после выхода в свет за океаном упомянутой статьи через пролив Босфор в Черное море прямо-таки ввалился мощный отряд в составе четырех ударных кораблей НАТО. Официально он именуется Второй постоянной военно-морской группой альянса. Во главе отряда британский ракетный эсминец HMS Duncan. У него в кильватере — фрегаты ВМС Испании SPS Victoria, ВМС Турции TCG Gemlik и ВМС Германии FGS Bayern. Уже в Черном море к отряду присоединились румынский фрегат ROS Regele Ferdinand, а также болгарский BGS Drazki. 

Сразу скажем: ничего подобного НАТО не присылало к берегам Крыма уже несколько лет. Пожалуй, с того самого 2014 года, когда только начинался нынешний кризис на Украине. Правда, ежегодно заглядывает в черноморские воды постоянная многонациональная военно-морская противоминная группа альянса (SNMCMG2). Чуть больше года назад, к слову, она, ведомая штабным кораблем ВМС Польши «Контр-адмирал К. Черницький», навещала украинскую Одессу. Но основу противоминной группы все же составляют сравнительно небольшие тральщики, а не ударные корабли. Поэтому сегодняшнее событие явно выбивается из привычного уже ряда. 

А в феврале нынешнего года в этих широтах имела место другая военно-политическая невидаль. В Черное море из Средиземноморья вошли сразу два американских эсминца УРО — Carney и Ross. На каждом потенциально — от 8 до 56 «Томагавков» на борту. Такие же эсминцы 6-го флота ВМС США после 1991 года к побережью Крыма шастают, как к себе домой. Но прежде их набеги (или визиты — кому как нравится) носили все же одиночный характер. 

Представитель военного ведомства США рассказал телеканалу CNN, что решение направить в Черное море эсминцы Carney и Ross продиктовано стремлением «снизить чувствительность России» к присутствию американских ВМС в Черном море. Ребята, да наша чувствительность на такого рода военные демонстрации в тех краях уже четверть века как опасно снижена. Это лет 40−50 назад любой проход американского боевого корабля через Босфор в Черное море тут же вызывал всегда одинаковую и очень резкую ответную реакцию Черноморского флота. Из Севастополя навстречу непрошенным гостям немедленно выходил советский эсминец или сторожевой корабль. И неотлучно следовал за визитерами вплоть до той минуты, пока они не ложились на обратный курс и не возвращались восвояси, за Босфор.

А лучшей иллюстрацией обостренности нашей реакции на любые заходы кораблей ВМС США в Черное море в те годы стал уже знаменитый и очень опасный инцидент на границе территориальных вод СССР у крымского мыса Сарыч. Если не забыли: 12 февраля 1988 года ракетный крейсер американского 6-го флота «Йорктаун» и сопровождавший его эсминец УРО «Кэрон» подошли к самой линии государственной границы СССР. Ни на шаг не отходившие от «гостей» наши сторожевые корабли «Беззаветный» и «СКР-6» начали операцию по их вытеснению. После неоднократных предупреждений по радио советские корабли заняли позиции между береговой чертой и американцами. А затем, следуя параллельными курсами, практически одновременно совершили жесткие навалы на их борта. 

На «Йорктауне» начался пожар, была потеряна ракетная пусковая установка. Словом, урок получился очень доходчивым. С серьезными повреждениями «Йорктаун» и «Кэрон» максимально быстро ринулись туда, откуда пришли. 

Между прочим, мало кому известно: а что вообще так сильно интересовало в тот день американцев в Крыму? Впоследствии эту тайну открыл мне, в ту пору военному обозревателю газеты «Труд», маршал Дмитрий Язов. К моменту нашего разговора — давно ушедший на пенсию фактически последний министр обороны СССР. 

А дело было в том, что в конце 80-х наши военные развернули у Сарыча грандиозные работы. Сразу несколько военно-строительных отрядов было специально развернуто неподалеку. Язов лично примерно раз в неделю летал из Москвы в Крым, чтобы все контролировать. 

Естественно, столь масштабная активность не укрылась от взглядов американской разведки. Вот и были отправлены на максимально близкую дистанцию к Сарычу корабли ВМС США с задачей радиолокационными средствами собрать дополнительные сведения о подозрительной для Вашингтона стройке. Откуда же было знать руководителям США, что с точки зрения глобальной безопасности дело и выеденного яйца не стоило? Просто в Крыму возле Фороса военными строителями в те годы ударно возводилась «государственная дача № 11». Теперь больше известная как «объект «Заря». Или «дача Михаила Горбачева». 

Огромную заинтересованность в качестве обустройства будущего уютного семейного «гнездышка» с закрытым пляжем проявляла супруга генсека Раиса Максимовна. Она-то своими бесконечными претензиями и проела Язову всю плешь настолько, что «госдачей № 11» он был вынужден заниматься едва ли не плотнее, чем настоящими оборонными проблемами страны. О чем не раз потом горько сожалел. 

Впрочем, мы слишком отвлеклись на дела давно минувшие. Гораздо важнее, что сегодня происходит в Черном море и вокруг него? А ничего хорошего для России и не происходит. Уроки «Беззаветного» и «СКР-6» Пентагоном, похоже, давно позабыты. Геройский «Беззаветный» в 1997 году по условиям раздела Черноморского флота был передан Украине. Киев немедленно переименовал его в «Днепропетровск». Еще через несколько лет украинские адмиралы быстренько списали бывшего «Беззаветного» на металлолом. В 2005 году его на буксирах потащили было из Севастополя. Но почти тут же при странных обстоятельствах корабль затонул. Говорят, кто-то в Киеве получил в итоге неплохую страховую сумму за незавершенную сделку. 

Однако к тому времени 6-й флот ВМС США прочно уверился, что Черное море — это теперь его проходной двор. Вот и приходится сегодня российским летчикам дислоцированного на Бельбеке 38-го истребительного авиаполка время от времени освежать память гостям из дальнего зарубежья. А те все наглее. С 1 мая нынешнего года в НАТО по примеру Балтики приступили к постоянному патрулированию и воздушного пространства над Черным морем. Для этого в Румынии на военно-воздушной базе «Михаил Когэлничану» на боевое дежурство поставлена четверка британских истребителей Typhoons. Через четыре месяца летчиков Королевских ВВС поменяют пилоты другой страны НАТО. Этот патруль, как считают в Брюсселе, будет носить непрерывный характер.

Понятно, что на самом деле патрулирование в столь скромном составе — не более, чем угрожающий военно-политический жест альянса. В конце концов, что такое четверка британских Typhoons даже против тех же 26 современнейших Су-30СМ одного только нашего 38-го авиаполка? Что такое Вторая постоянная военно-морская группа НАТО, если каждая ее миля в Черном море отлично видна в прицелы российских береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» с крымского побережья? В случае чего, тем кораблям на плаву находиться считанные минуты. И их экипажи их это отлично осознают. 

Но не безопасность натовских летчиков и моряков главное для Брюсселя и Вашингтона. Главное, вне всяких сомнений, сеять хаос в бесконечно далеком от Соединенных Штатов Черном море. Так что напрасно эксперты The National Interes обвиняют в этом же самом Россию. В действительности все наоборот. 

Впрочем, авторы рассматриваемой статьи в американском журнале сами об этом и написали: «Иногда страна готова использовать рискованную тактику и даже смертоносную силу, тем самым рискуя потенциально неограниченной и неконтролируемой эскалацией насилия в защиту своих национальных интересов». 

Все правильно, мы готовы. А потом пеняйте на себя. Что может быть с вами — не забывайте урок «Беззаветного» и «СКР-6». Забыли — спросите пилотов своих P-8A Poseidon и EP-3E Aries. И то, что они вам расскажут, — еще не самое страшное. Потому что Крым — это наша страна. А что здесь не так? 

А в это время 

Командование Королевских ВВС сообщает из Лондона: 4 мая истребители «Тайфун», базирующиеся в Румынии, поднялись в небо для сопровождения российского противолодочного самолета Ил-20 «у авиапространства НАТО над Черным морем». Похоже, военно-политический узел становится все туже.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация