ВЛ / Статьи

Александр Лукашенко: Союзник или куркуль?

+1
4-04-2018, 01:00...
1 268

России и Белоруссии так и не удалось за 22 года построить полноценный общий рынок

В понедельник, 2 апреля, Владимир Путин поздравил Александра Лукашенко с Днем единения народов России и Белоруссии. Именно в этот день в 1996 году между двумя странами был подписан договор, положивший начало Союзному государству. 

Поздравление российского лидера было лаконичным. Путин отметил налаженность механизмов координации внешней и оборонной политики, динамично развивающиеся торгово-экономические, научно-технические, гуманитарные и межрегиональные связи. 

Действительно, с 1996 года объем внешней торговли Белоруссии и России увеличился в пять раз — с 6,5 млрд. долларов до 32,4 млрд. долларов. Правда, этот рост сопровождался постоянными кризисами, спорами и пикировкой по разного рода поводам. 

Видимо, поэтому в своем ответном поздравлении Лукашенко призвал «неукоснительно соблюдать договоренности» между двумя странами. «Воля белорусов и россиян к единению, как и прежде, будет служить прочным основанием для интеграционного строительства», — пообещал белорусский лидер. 

Приуроченные к торжественной дате слова, прозвучали диссонансом с еще недавними заявлениями Лукашенко о практике взаимодействия с Москвой. Он пожаловался, что Россия постоянно «наклоняет» Белоруссию по экономическим вопросам и пообещал найти новые рынки сбыта для белорусской продукции. 

Одновременно, Минск не оставляет надежды закрепиться в России если не навсегда, то очень надолго. Накануне представитель министерства сельского хозяйства Белоруссии Алексей Богданов предложил обеим странам сформировать единый рынок продовольствия — для координации ввоза продукции из третьих стран.

— Предложение о создании единого продовольственного рынка совершенно вписывается в общую повестку ЕАЭС, — считает эксперт по Белоруссии, экономист Дмитрий Болкунец. — Поэтому его надо распространять не только на Россию и Белоруссию, но и на все страны союза. Но для этого надо решать проблемы, которые беспокоят производителей. 

В частности, мы регулярно наблюдаем, как Россельхознадзор вводит ограничения на белорусскую продукцию, подозревая ее в низком качестве или контрабанде. Чтобы этого не было, нужно наладить систему отслеживания товаров, как это есть, например, в Европе. Тогда в реальном времени мы будем знать и производителя, и всю цепочку продавцов товара, его логистику. И если есть подозрения, все это будет блокироваться. Кстати, белорусская сторона категорически против этого. Видимо, есть что скрывать. 

«СП»: — Говорят, проблемы между нашими странами часто возникают из-за того, что Россия агрессивно продвигает в Белоруссии интересы своих олигархических структур, пытается захватить предприятия… 

— Белорусские политики живут представлениями 1990-х годов и порой даже называют фамилии «олигархов», которые, якобы, хотят захватить Белоруссию. Но при этом в стране сотни предприятий выставляются каждый год на торги, но никакого особенного захвата не происходит. Да и зачем? Банкротить предприятие смысла нет, а развивать его — тоже вопрос, поскольку рынок в Белоруссии далеко не такой ёмкий, как в России. Поэтому серьезных игроков в Белоруссии нет, за исключением, кажется, Михаила Гуцириева. 

«СП»: — Предложение белорусской стороны о едином рынке продовольствия выглядит своевременным — как раз ко Дню единения народов… 

— К сожалению, в России, в отличие от Белоруссии, этот день малоизвестен. Одна из причин — масштабы страны. Вторая причина — крайне неэффективное функционирование аппарата Союзного государства. Имея большие бюджеты на свою работу (например, бюджет на прессу на этот год — 800 млн. рублей), граждане плохо информируются о текущем положении дел между странами. Например, в прошлом году аппарат не нашел куда потратить 2 млрд. рублей. Хотя можно было бы привлекать, используя эти средства, научное и экспертное сообщество для решения текущих проблем. 

«СП»: — России Белоруссия интересна в первую очередь географическим положением, позволяющим решать некоторые оборонные вопросы… 

— Тут есть проблемные точки. Лукашенко неоднократно просил Россию перевооружить за свой счет белорусскую армию. Но при этом выступил против того, чтобы разместить в Белоруссии российскую военную базу. 

Хотя в целом отношения двух стран в области оборонной политики достаточно успешны. Например, проводятся регулярные учения на территории двух стран. Вспомним, учения «Запад-2017», которые вызвали ажиотаж в Европе. Это говорит о том, что военные все-таки имеют больше возможностей для совместной работы и не подвержены влиянию политического дискурса. 

«СП»: — Каково будущее Союзного государства? Что нужно сделать для его развития? 

— Сейчас самое важное откорректировать его работу и в первую очередь документы, регламентирующие деятельность. Поскольку те вещи, которые были в них заложены в 1990-е годы, вряд ли когда уже будут реализованы. Например, союзное гражданство, союзный парламент и союзный президент. 

Кроме того, с тех пор появился ЕАЭС. Хотя это и разного уровня объединения, важно учесть его опыт. 

Возможно, пора уже думать о выходе на внешние рынки под брендом Союзного государства. Это усилило бы позиции производителей и не создавало бы ненужную внутреннюю конкуренцию. 

Но для всего этого нужно доверять партнерам и не заниматься интригами.

«СП»: — Что значит — «интригами»? 

— Когда на прошлой неделе Великобритания выслала десятки российских дипломатов, на следующий день министр иностранных дел Владимир Макей совершил первый с 1993 года официальный визит главы МИД Белоруссии в Великобританию. Там он провел встречу с Борисом Джонсоном, с членами королевской семьи и т. д. Это говорит об отсутствии какой-либо солидарности Белоруссии с внешней политикой РФ. 

«СП»: — А в Минске скажут, что они суверенное государство… 

— Безусловно, Белоруссия вправе проводить свою внешнюю политику, но в условиях обострения отношений между Россий и Великобританией и той солидарности, которую демонстрируют европейские страны с Лондоном, совершать такого рода визит, именно в эти дни, было слишком уж вызывающе. Это неправильно. Такая политика, конечно, подрывает основу российско-белорусских отношений. 

— В связи с предложением Белоруссии об общем рынке существуют как минимум три проблемы, которые требуют разрешения, — говорит гендиректор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. — Во-первых, Россия — рыночная страна и создавать преференции для белорусской стороны очень сложно и не правильно. Преференции для белорусских товаров есть уже в том, что открыты границы, и никто не берет с них пошлин. Пожалуйста, конкурируйте свободно на российском рынке. Тем более, себестоимость на белорусские товары из-за низких зарплат ниже. 

Вторая проблема — реэкспорт через Белоруссию. Оттуда к нам идут какие угодно товары — украинские, польские и т. д. На продукты питания ставятся белорусские марки и проконтролировать это сложно, так как используются коррупционные схемы. 

И третья проблема — движение товаров и услуг между двумя странами должно быть взаимным. Россия и так поставляет нефть, газ и сырье с разного рода скидками, уценками и уступками. Так она еще должна идти на уступки в области импорта? Это нонсенс. 

К сожалению, с российской стороны сейчас всеми этими вопросами занимаются частные корпорации. И естественно, они действуют в корпоративных интересах, а не в интересах РФ. Могут и интересы Белоруссии при этом ущемить. А в Белоруссии этим занимается государство и лично «первое лицо». Поэтому Минску сложно вести диалог с нами, поскольку у нас нет субъекта, которым мог бы обсуждать все вопросы системно. Это уже камень в наш огород. 

В рамках ЕАЭС существует хотя бы Евразийская комиссия, но отдельного российско-белорусского направления там нет. В этом смысле исполком Союзного государства России и Белоруссии мог бы взять эти функции на себя. 

По мнению заместителя главного редактора ИА REX, экс-сотрудника Академии управления при президенте Белоруссии Юрия Баранчика, для перезагрузки российско-белорусских отношений не хватает воли Москвы. 

— Необходимо признать ряд проблем в строительстве Союзного государства России и Белоруссии. И начались они давно — еще в середине 2000-х годов, когда белорусская сторона отказалась от создания единой валюты, от формирования общих рынков и т. д. 

«СП»: — Сейчас Минск как раз предлагает создать общий продовольственный рынок. А до этого речь шла об электричестве и газе… 

— Да, но в Европе такого нет. Там цена на газ для всех разная. А единый рынок подразумевает игру по одним для всех правилам. Одно из них заключается в том, что поставщики одной страны имеют право работать на территории другой. 

Но что мы видим в Белоруссии? «Газпром» поставляет газ по одной цене, а белорусское государство продает его своим гражданам в 2−2,5 раза дороже. Кто присваивает разницу? И кто делает белорусскую продукцию неконкурентоспособной на российском рынке? Ясно, что если «Газпром» выйдет на белорусский рынок, то цена для белорусских потребителей снизится раза в два. Это выгодно и Белоруссии, и «Газпрому». Но этого нет. 

Аналогичная ситуация и на других рынках. Сейчас Минск стал тормозить поставки российских молочных продуктов, поскольку они по качеству начинают быть лучше белорусских. И даже с доставкой оказываются дешевле. Есть проблема с российским сахаром, который дешевле.

«СП»: — Какие политические проблемы есть между странами? 

— Одна из важнейших проблем — формирование единой идеологии. Не может быть, чтобы в Союзном государстве наиболее активные его сторонники подвергались репрессиям, как это произошло с Сергеем Шиптенко, Дмитрием Алимкиным и Юрием Павловцом. Эти известные, в том числе в России, журналисты и политологи оказались «экстремистами» и были осуждены на пять лет лишения свободы, пусть и с отсрочкой исполнения наказания. Как такое может быть? 

«СП»: — Сейчас, после переизбрания Путина, возможно, что-то изменится… 

— Этого многие ожидают в России. Российско-белорусские отношения должны подвергнуться кардинальному пересмотру. Либо мы строим Союзное государство, и Минск получает дотационную цену на газ, и тогда ведет себя порядочно, как союзник, либо этого нет, но тогда и цена на газ будет мировая и свободного доступа на российский рынок белорусских товаров не будет. 

«СП»: — Кажется, почти все в отношениях двух стран зависит от личности Лукашенко. Можно ли надеяться на изменения, раз они так и не случились за все минувшие годы? 

— Мне кажется, что можно. Просто должна быть очень четкая и понятная внешнеполитическая линия, и воля России. Потому, что когда посол в Минске Александр Суриков одобряет арест пророссийских активистов — это не лезет ни в какие ворота. На мой взгляд, это предательство.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация