ВЛ / Статьи

Прибалтийский путь Молдавии: зачем Кишинев ругается с Москвой

+4
27-01-2018, 03:00...
3 189


Официальный Кишинев, помимо требования о выводе российских военных из Приднестровья, озвучивает планы выставить Москве многомиллиардный счет за двадцатипятилетнюю «оккупацию» региона. Чем грозит Молдавии такая политическая риторика и что у нее общего с заявлениями прибалтийских лидеров? 

Спикер молдавского парламента Андриан Канду в интервью латвийскому изданию Latvijas Avize поделился планами взыскать с Москвы миллиарды долларов за «оккупацию» Приднестровья. По словам политика, присутствие российских «оккупационных сил» в регионе нарушает нормы международного права. В довершение ко всему глава законодательного органа страны обвинил российских военных в том, что они «представляют угрозу безопасности в связи с незаконностью военного присутствия, также как и в Абхазии, Южной Осетии и Восточной Украине». 

Громкие заявления представителя правящей прозападной Демократической партии отвечают той внешнеполитической установке, которая спускается сверху из Вашингтона и Брюсселя. Задача — обеспечить высокий градус напряжения в отношениях с Москвой, тем самым создав вокруг России пояс напряжения от Прибалтики до Закавказья.

Масла в огонь подливают и региональные кураторы по программе ЕС «Восточное партнерство» — Прибалтийские государства. Литва, Латвия и Эстония активно делятся с молдавскими политиками собственным опытом экспорта русофобии и создания санитарных кордонов вокруг России. Молдавии предлагается пройти по ранее апробированному этими бывшими советскими республиками пути, примкнув к фронту единомышленников по идеологической борьбе с Москвой. Неудивительно, если в Кишиневе вскоре заговорят на языке своих прибалтийских кураторов, требуя от России возместить ущерб не только за последние двадцать пять лет «оккупации», но и за весь советский период. 

Отработанная технология требует и активного включения Кишинева в коллективную работу по продвижению антироссийских исторических трактовок. Вероятно, что в ближайшее время молдавским историкам и политологам будет спущена сверху повестка по продвижению в обществе таких тем, как декоммунизация, пересмотр итогов Нюрнбергского трибунала, отождествление СССР и нацистской Германии, как двух государств с преступными тоталитарными режимами, и т. д. Закон жанра требует также создания комиссии историков, которая займется подсчетом размера «ущерба» от действий советских властей в ходе более чем 70‑летней «оккупации» страны. 

Вступив на этот путь, Молдавия будет вынуждена пройти его до конца, вплоть до разрыва политических и торгово-экономических отношений с Россией. 
Ровно так произошло с Прибалтикой, чья недружественная политика и запредельный градус русофобии привели к прямым издержкам для экономик этих государств. Они лишились традиционных рынков сбыта молочной и сельскохозяйственной продукции, российского транзита, а также инвестиций. Ежегодные потери — десятки тысяч рабочих мест и сотни миллионов евро убытков по отраслям. Причем негативные последствия в связи с поэтапным сворачиванием Россией своего экономического присутствия в регионе имеют долгосрочный характер. В этой связи болезненный эффект от действий Москвы будет ощущаться еще не один год.

К примеру, в случае с Литвой он будет только усиливаться за счет позиции стран — членов Евразийского экономического союза, следующих в фарватере России. Так, Беларусь прорабатывает планы переориентации своего транзита с литовской инфраструктуры на российские порты. До этого Минск обеспечивал более трети всей перевалки литовского порта Клайпеда (всего — 43 млн тонн в год), который создает около 6–7% всего ВВП Литвы (вся деятельность, с учетом косвенно связанной работы, создает 18% ВВП). Можно только представить, насколько болезненными и ощутимыми станут издержки даже при частичной диверсификации Минском экспортных потоков. 

Постепенное осознание бесперспективности такого антироссийского курса и продолжающиеся экономические потери заставляют руководство Прибалтийских государств смягчать риторику в адрес Москвы. Во многом это обусловлено и предстоящей отменой в 2019 году структурной помощи ЕС. В политических кругах всё громче звучат призывы к выстраиванию конструктивного диалога с Россией в тех областях, где это отвечает взаимным интересам. 

Вместе с тем Молдавии уготовлена иная участь. Ей отводится роль главного идеологического борца с Москвой. Эта та свежая кровь, которая, по замыслу Запада, должна обеспечить преемственность давно изжившей себя доктрине санитарных кордонов вокруг России. 
При этом необходимо четко понимать: если Прибалтийские страны — члены ЕС могут пока рассчитывать на структурную помощь Евросоюза (в среднем от 1 до 2 млрд евро ежегодно), то Молдавия — нет. Кишиневу нечем будет, как в случае с Прибалтикой, частично покрыть экономические издержки. 

Что касается «незаконного» пребывания российских миротворцев на территории Приднестровья, то их статус регулируется соглашением от 21 июля 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта, которое было подписано президентами России Борисом Ельциным и Молдавии Мирчей Снегуром в присутствии лидера Приднестровья Игоря Смирнова. Перемирие завершило развязанный Молдавией вооруженный конфликт, когда была предпринята силовая попытка подавить сторонников автономии. Еще до распада Советского Союза более 60% жителей Приднестровья, преимущественно русские и украинцы, добивались выхода республики из состава Молдавии из-за опасений, что та присоединится к Румынии.

Вот уже на протяжении двадцати пяти лет российские военнослужащие миротворческой миссии совместно с приднестровскими молдавскими коллегами обеспечивают хрупкое равновесие в регионе, а также охраняют военные склады. 

Говорить о незаконном пребывании и «оккупации» с юридической точки зрения некорректно. Ведь Кишинев не ставил вопрос о выходе из соглашения, соответственно, оно продолжает действовать. 
Все спекуляции и громкие заявления вокруг этой темы лишь попытка действующего режима выполнять заказ Запада на обострение молдавско-российских отношений. Отсюда и стремление размыть статус российских миротворцев путем активизации дискуссии на площадке ООН. Так, правительство Молдавии последовательно добивается включения в повестку Генеральной Ассамблеи этой международной организации вопроса о выводе с территории Приднестровья иностранных военных. 

Для этого премьер-министр Молдавии Павел Филип в ходе встречи в сентябре 2017 года с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Томасом Шенноном на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке пытался заручиться американской поддержкой по данному вопросу. Расчет был на то, что Соединенные Штаты «продавят» молдавскую проблематику в повестку дня. С наскока не вышло. Вопрос был отложен на неопределенное время.

Россия не раз четко давала понять молдавским властям, что не допустит повторения грузинского сценария, когда парламент Грузии в 2008 году, накануне нападения на гражданское население Южной Осетии и российских военных миротворческой миссии, также требовал вывода «голубых касок». 

Конфронтация с Россией — это тупиковый путь. Всё это лишь подорвет двусторонние достижения последнего времени в целом ряде областей (экспорт молдавской продукции, миграционное законодательство, региональное сотрудничество, образовательные и гуманитарные программы). Ведь хорошо известно, что Россия на недружественные шаги всегда отвечает симметрично. Стоит ли с легкостью рвать исторические и торгово-экономические связи в угоду третьим странам? Ведь куда сложнее восстановить утраченное доверие.





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация