ВЛ / Статьи

Первый танковый нарком, первый атомный министр

0
17-12-2017, 03:00...
811
 
 

Вячеслав Малышев сыграл выдающуюся роль в организации военно-промышленного комплекса СССР. 18 лет он занимал в союзной табели о рангах пост не ниже наркома, потом министра и всегда был связан с делами ВПК. 

Наркомовский дебют Вячеслава Малышева состоялся 6 февраля 1939 года, то есть когда в Европе пахло войной. Он возглавил образованный днем раньше Народный комиссариат тяжелого машиностроения СССР.

Малышев быстро расставил приоритеты в работе вверенной отрасли и четко сформулировал их в речи на XVIII съезде ВКП(б). По существу была предложена «дорожная карта» для сегмента ВПК, завязанного на тяжелое машиностроение. Соображения Малышева нашли поддержку на самом верху. Со 2 октября 1940 года по 11 сентября 1941-го он нарком среднего машиностроения СССР, и на первое место выходит танковая промышленность. 

В Великую Отечественную Малышев будет заниматься этой отраслью и как заместитель главы советского правительства, и как профильный министр. Известно, что 11 сентября 1941 года создан Народный комиссариат танковой промышленности («Урок третий: система прежде всего»). Малышев возглавлял его почти всю войну за исключением периода с 14 июля 1942-го по 28 июня 1943-го. 

Пришлось решать уравнения со многими неизвестными. Необходимо было превзойти врага и по количественным, и по качественным параметрам. И это когда наши потери по танкам выглядели просто катастрофическими, когда стало ясно, что РККА не удержит территории, на которых находились предприятия, составлявшие ядро советского танкопрома. Предстояло в кратчайшие сроки эвакуировать их и полноценно встроить в ВПК тыловой зоны. Промышленный ландшафт востока СССР должен был расшириться за счет новых заводов, конечная продукция которых включала КВ, Т-34, Т-50, танковые дизели. Ряд предприятий перепрофилировался на выпуск танков. Малышев блестяще решил все перечисленные задачи. 

Под его руководством совершен технологический прорыв в танковой промышленности. Мозговым трестом выступало детище наркома – научно-конструкторский центр. Обрела реальные очертания конвейерная сборка, были органически встроены в производственный процесс многорезцовые, револьверные станки и даже полуавтоматы. Танковый нарком объявил вчерашним днем ковку деталей и взял курс на литье. Советские производители танков выступили пионерами в отливке крупных стальных деталей в металлических формах. Со временем Малышев решился на штамповку. Соответствующая технология была доведена до ума и заняла прочное место в танкопроме, вытеснив литье. По всем меркам уникальным стал переход к штамповке башен.

Малышев по максимуму использовал изобретательский талант «гения сварки» Евгения Патона. Речь об автоматической сварке танковых корпусов под флюсом («Урок второй: думать нужно до боя»). Нарком решил опробовать уникальную технологию на заводе № 183. Почему именно там? Дело в том, что этот завод был ведущим производителем «тридцатьчетверки», которая всю войну превалировала в танковом парке РККА. Внедрение автоматов скоростной сварки (АСС) прошло без сучка и задоринки. Пройдет совсем немного времени, и АСС будут использовать на всех танковых заводах. Здесь как нельзя кстати выражение: «Убить двух зайцев». Раньше сваркой танковых корпусов занимались физически крепкие мужчины, имевшие знания и навыки на уровне не ниже выпускника ПТУ, школы ФЗО. Таковых явно не хватало, о чем нарком прекрасно знал. С внедрением метода Патона все стало с точностью до наоборот. С АСС прекрасно управлялись женщины, подростки 14–15 лет. Трудоемкость изготовления корпуса «тридцатьчетверки» уменьшилась в восемь раз. 

Малышев руководил отраслью не из московского кабинета, а стараясь как можно чаще бывать на местах. Наркомат находился в Челябинске, но случалось смотреть смерти в глаза. В Сталинград дела танкопрома привели Малышева в то время, когда город подвергался непрерывным обстрелам. Здесь нарком был един в нескольких лицах. Он денно и нощно руководил выпуском танков на местном тракторном заводе и формировал из рабочих вооруженные отряды, которые стояли насмерть, защищая от врага и Сталинград, и родное предприятие. Потом добровольцы перешли в подчинение командарму Василию Чуйкову. 
Нарком взял за правило строжайший спрос и с себя, и с подчиненных. Но никогда не скатывался до самодурства, давал понять критикуемому, что руководствуется только интересами дела. 

Танкопром находился на личном контроле у Сталина. За военное лихолетье, подсчитано, Малышев побывал у главы Советского государства 107 раз. То есть они встречались каждые 13 дней. 
В послевоенный период главное место в деятельности Малышева занял поиск советским ВПК ответов на вызовы глобальной военно-технической революции. Закладывался базис для достижения стратегического паритета с США. Сначала атомные дела частично совпадали с функциональными обязанностями Малышева. Ситуация кардинально изменилась с 26 июня 1953 года, когда он возглавил Министерство среднего машиностроения СССР (Минсредмаш), в ведении которого к этому времени находились все без исключения вопросы атомной промышленности. Потому не будет преувеличением назвать Малышева первым атомным министром. Он занимал эту должность до 28 февраля 1955-го. Но и после ухода из Минсредмаша много делал для отрасли, будучи председателем Государственного комитета Совета министров СССР по новой технике. С Вячеславом Александровичем связано блестящее руководство большими коллективами, которые эпохально отметились по трем позициям. Во-первых, создали атомную бомбу имплозивного типа второго поколения для стратегических Ту-4 и Ту-16. Во-вторых, предъявили миру первую водородную бомбу, причем в том виде, который позволял использовать ее как аргумент силы. В-третьих, запустили процесс становления атомного подводного флота. Видный деятель советского ВПК Лев Рябев свидетельствовал: «Инициатива разработки первой атомной подводной лодки принадлежит Малышеву. Он писал об этом Сталину, и тот поддержал его». 

Конечно, атомные дела, на которые было направлено столько энергии министра, затрагивали интересы не только людей в погонах. Малышеву было известно выражение Курчатова: «Пусть атом будет рабочим, а не солдатом!». Хотя у Вячеслава Александровича была иная, чем у Игоря Васильевича, расстановка акцентов, первый атомный министр много сделал для применения ядерной энергетики в гражданском секторе. 

По линии высшего органа исполнительной власти Малышев курировал создание двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 с дальностью полета до 10 тысяч километров. Очень тесно взаимодействовал с ОКБ-1, принимал деятельное участие в согласовании тактико-технических характеристик носителя термоядерного заряда. 
Для цельности портрета Малышева важно отметить, что 18 лет он входил в Центральный комитет партии, еще дольше работал как депутат Верховного Совета СССР. В этих двух качествах Вячеслав Александрович пребывал с 1939 года до своей смерти, случившейся 20 февраля 1957-го, то есть в разгар десталинизации. 

16 декабря исполняется 115 лет со дня рождения легендарного министра. Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей, дважды лауреат Сталинской премии, генерал-полковник инженерно-танковой службы Малышев являет собой отличный пример для современной генерации руководящих работников «оборонки».





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация