ВЛ / Статьи

Почему F-22 испугался российского Су-35С

+7
14-12-2017, 01:00...
7 181

В Сирии наша военная авиация заставила американских пилотов «делать ноги»

Периодически появляются сообщения о том, что американская авиация сознательно и целенаправленно мешает российским самолетам наносить удары по игиловцам*. О том, как это происходит и какова на это ответная реакция российских пилотов рассказал официальный представитель Министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков. 

Вот лишь один инцидент с участием американского самолета, который произошел в конце ноября в воздушном пространстве над западным берегом реки Евфрат. «F-22 активно препятствовал российской паре штурмовиков Су-25 выполнять боевую задачу по уничтожению опорного пункта ИГИЛ в пригороде города Меядин. Самолет F-22 отстреливал тепловые ловушки и выпускал тормозные щитки с постоянным маневрированием, имитируя воздушный бой», — сообщил Конашенков. 

После того, как рядом с лучшим натовским истребителем пятого поколения появился лучший российский истребитель поколения 4++ Су-35С, «американец прекратил испытывать судьбу и удалился в воздушное пространство Ирака». На запрос российского командования о целях и правомерности такого поведения американская сторона ответить не удосужилась. 

Необходимо сказать, что американские пилоты F-22 Raptor относятся к российским самолетам, работающим в Сирии, с большой осторожностью. Да, конечно, со штурмовиком Су-25 им справиться вполне по силам. Все-таки Су-25, во-первых, довольно немолод, то есть в техническом отношении уступает более молодому «Раптору». Авионика на нем, разумеется, более слабая. Во-вторых, штурмовик не предназначен для воздушного боя с самолетом, созданным для завоевания господства в воздухе, каковым является F-22.

Однако с российскими «коллегами» по решаемым задачам не все так просто. Американские пилоты «Раптора», находящиеся в сирийской командировке, жалуются на огрехи, допущенные при конструировании этого самолета. Более всего их угнетает, что во время ночных полетов они не видят российских самолетов. Это связано с тем, что на F-22 отсутствует оптическая локационная станция, при помощи которой ведется наблюдение за небом как в видимом, так и в инфракрасном диапазонах. Также их раздражает отсутствие целеуказания на шлеме. «Нам приходится буквально вертеть головой и искать чужой самолет, который видели некоторое время назад. Всё это вместо того, чтобы наблюдать координаты этого самолета на шлеме», — сетует один из пилотов. 

Крепким орешком для «Раптора» является и новейший многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ. Несколько этих машин в сентябре прибыли на базу Хмеймим. Перед пилотами был поставлен широкий круг задач: проведение разведки, нанесение ракетно-бомбовых ударов по позициям террористов, сопровождение дальних ракетоносцев Ту-22М3, а также поддержка операций с участием штурмовиков Су-25СМ и фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и Су-34. 

Были поставлены серьезные задачи и перед конструкторами ОКБ Микояна и Гуревича, а также КБ, разрабатывающими авионику и авиационные оружейные комплексы. Как сообщил журналистам находящийся в Сирии генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков, «программа освоения МиГ-29СМТ будет продолжена, в том числе с целью проверки эффективности поражения новыми и перспективными системами вооружения. Полученный в Сирии опыт будет учтен в эксплуатации данных самолетов, а также внедрен в рамках разработки новых авиационных комплексов марки „МиГ", в том числе МиГ-35. Участие в боевых вылетах новых авиационных комплексов позволяет подтвердить их надежность и эффективность, а также оценить работу комплекса бортовой радиоэлектроники и вооружения». 

Безусловно, это большой успех для РСК «МиГ», поскольку ее новейший проект создания прекрасного легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35 с громадным трудом находит понимание в Министерстве обороны. Предполагается заказать очень ограниченную партию, а все коммерческие усилия направить на экспорт этих машин. В связи с удачной эксплуатацией миговских истребителей, может быть, настроения командования ВКС переменятся. И уж точно — существенно повысится авторитет МиГ-35 на внешнем рынке. 

На этом направлении до сих пор ситуация для РСК «МиГ» складывалась, можно сказать, плачевно. Несколько раз МиГ-35 проигрывал крупные тендеры на том основании, что он к тому времени был еще сырой машиной. И у него полностью отсутствовал какой бы то ни было боевой опыт. Можно предположить, что МиГ-29СМТ является первой ласточкой, долетевшей до Сирии. И в обозримом будущем до базы Хмеймим долетит и МиГ-35. Правда, времени осталось уже совсем немного, поскольку сирийская операция приближается к победному концу. 

Однако и МиГ-29СМТ, принятый на вооружение в 2009 году, тоже прекрасная машина. При этом самолет недооценен. Высокую оценку ему дают натовские теоретики, называя этот истребитель «точкой опоры». Это связано с высокой боевой эффективностью, которая сочетается с невысокой стоимостью, простотой эксплуатации и высокой надежностью всех систем самолета. Об эксплуатационных достоинствах красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что двигатель на этой машине можно установить или же демонтировать за один час в полевых условиях. Максимально упрощена и замена бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), которое имеет открытую архитектуру. 

При этом, как показывает сирийский опыт, самолет продолжают дооснащать более современной авионикой. Но и базовая модель, то есть эксплуатирующиеся в ВКС самолеты, вполне современны. И вполне могут сражаться в борьбе за продажи на внешнем рынке со шведским легким истребителем «Грипен», обладая лучшим отношением цены к качеству. 

От обширного семейства самолетов МиГ-29 истребитель с индексом СМТ отличает многое. Конструкторам удалось снизить его радиолокационную заметность до уровня ЭПР порядка 1 кв.м. Установлены дополнительные топливные баки, благодаря чему практическая дальность увеличилась до 2200 км. В случае использования двух подвесных топливных баков и при условии одной дозаправки в воздухе дальность достигла 6700 км. 

При этом увеличение веса топлива не сказалось негативно на летных качествах — в частности на маневренности. Высокие летные кондиции обеспечивают два турбореактивных двигателя ОКБ Климова РД-33 с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. Тяга каждого из них на форсаже составляет 8300 кгс. Скорость самолета на высоте достигает 2500 км/ч, у земли — 1500 км/ч. Высокая тяговооруженность обеспечивает самолету хорошую скороподъемность, которая достигает 330 м/с.

Существенно улучшено БРЭО. Одна из главнейших его составляющих — РЛС «Жук-М» — приобрела возможность многорежимной работы. В частности, она способна картографировать местность. Может обнаруживать малоконтрастные цели на фоне земли. Отслеживает вертолеты в режиме зависания. Одновременно сопровождаются до 10 целей, обстреливаются — 4. Увеличена дальность обнаружения целей с ЭПР 1−3 кв.м. до 130−150 км. Судя по всему, в Сирии на МиГ-29СМТ обкатывают РЛС от истребителя МиГ-35 «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой. Она значительно превосходит по возможностям «Жук-М». 

К БРЭО истребителя относятся также современный комплекс радиоэлектронной борьбы и система управления вооружением. СУВ МиГ-29СМТ позволяет использовать свободнопадающие бомбы с существенно большей эффективностью, чем это было на предыдущих модификациях МиГ-29. Таким образом, истребитель позволяет наносить точные удары с помощью недорогих авиабомб. И это тоже работает на отношение цены к качеству. 

Разумеется, есть у истребителя и высокоточное оружие — ракеты «воздух-поверхность» всех типов. То есть и обычные «наземные», и противокорабельные, и противорадиолокационные. Для воздушного боя истребитель оснащается новейшими ракетами «воздух-воздух» ближнего, среднего и дальнего действия. Правда, полезная нагрузка не столь велика — 4 тонны. Однако следует учитывать, что это легкий, а не тяжелый истребитель. 

Кстати, у пилота МиГ-29СМТ есть нашлемный целеуказатель, на отсутствие которого жалуются пилоты «Раптора». 

*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС





  • Яндекс.Метрика

  • Нам пишут Статьи разные Наши Партнеры
    Главная Контакты RSS
    Все публикуемые материалы принадлежат их владельцам. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии размещения кликабильной ссылки на наш сайт.

Регистрация